Биография Бориса Михайловича Теплова

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:15, биография

Краткое описание

Биография Б.М.Теплова, его награды, и краткое содержание трудов.

Файлы: 1 файл

1. ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ БИОГРАФИЯ.docx

— 22.59 Кб (Скачать)

Бори́с Миха́йлович Тепло́в (9 октября (21 октября) 1896, Тула — 28 сентября 1965, Москва) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.

Биография

Б.М.Теплов — действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук (по психологии), научный руководитель лаборатории "Психофизиология индивидуальных различий", созданной в 1952 году в НИИ общей и педагогической психологии (ныне Психологический институт РАО), главный редактор журнала "Вопросы психологии" (1958–1965).

Б.М. Теплов родился в 1896 г. в Туле, в дворянской семье. С ранних лет учили французскому языку, и  он стал владеть им в совершенстве, в гимназии отлично освоил немецкий язык. Наряду с гимназическим получил  и музыкальное образование, в  дальнейшем, уже будучи в Москве, он стал брать уроки игры на фортепиано у самого К.Н. Игумнова.

В 1914 г. поступил на философское  отделение историко-филологического  факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. На втором курсе начал посещать "психологический  практикум" Психологического института  при Московском университете, которым  руководил Г.И. Челпанов.

В 1916 г. он был призван в  армию. После окончания школы  прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания  войны, участвовал в боевых действиях.

После октября 1917 г. он был  избран в своем полку на одну из командных должностей. К концу  года демобилизован. С января 1918 г. Борис Михайлович стал служить в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете. В феврале 1919 г. он был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году. Одновременно он продолжал учиться в университете.

Вскоре Б.М. Теплов был  назначен начальником Отдела опытных  станций, занимавшихся вопросами военной  маскировки. Он выдвинулся как один из создателей маскировочного дела в  Красной Армии. Его интеллект, умение руководить, эрудиция, подлинно научный  подход к проблемам обеспечивали высокую эффективность работы. Ему  было присвоено воинское звание командира  бригады (комбрига). В 1933 г. был уволен в резерв РККА.

Изучал врождённые способности (докторская диссертация — «Психология  музыкальных способностей»), характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной  диагностики и измерения. Полемизировал  с А. Н. Леонтьевым, который отрицал  наличие врождённых способностей и  индивидуальных различий и подчёркивал  влияние среды на человека.

Печально известная «павловская  сессия» 1950 г., организаторы которой (К. М. Быков и А. Г. Иванов-Смоленский) требовали заменить психологию физиологией, как ни странно, сыграла положительную роль в исследованиях Теплова. Он переключился с чисто описательного исследования темпераментов на психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Однако именно это послужило толчком к накоплению большого количества экспериментальных и теоретических материалов.

 

Уже после смерти Теплова  его последователи (В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, В. М. Русалов, Э. А. Голубева и др.) достигли значительных успехов в этом направлении.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Его самоопределение в  психологии

Первые психологические  исследования Б.М. Теплова относились к области зрительных ощущений и  восприятий: вопросы взаимодействия одновременных световых ощущений, соотношение  пространственного и временного смешения цветов и др., имевшие существенное теоретическое значение, в частности, для цветоделения, а не только практическое - применительно к задачам военной  маскировки. Эти исследования были образцом методической четкости, доказательности. К ним примыкают и проводившиеся  несколько позднее работы в области  слуховых восприятий. Да, так начинал  Б.М. Теплов как психолог - с изучения простейших психических функций, применяя измерительные методики и добиваясь  строгих количественных оценок. Но к этому отнюдь не сводились его  психологические интересы.

Уже с первых лет ухода  его из военного ведомства в Психологический  институт он стал систематически заниматься психологическими аспектами музыкальности. Переходом от прежних работ к новым стало для него углубленное изучение слуховых ощущений и восприятий, столь близких ему как музыканту. Сначала он подверг анализу музыкальный слух, а затем - и музыкальные переживания.

Такое направление исследований явилось выражением никогда не покидавшего  его увлечения музыкой. Музыка занимала большое место в его жизни. Он часто бывал на концертах в  консерватории, многократно слушал оперы. А.А. Смирнов вспоминал: Б.М. Теплов еще во второй половине 20-х - начале 30-х гг. занялся изучением творческих особенностей семи московских певиц - исполнительниц партии Татьяны в "Евгении  Онегине"; он посещал оперные представления  и фиксировал во время действия своеобразие  каждой из "семи Татьян". Эта работа докладывалась "на заседании в  Академии художественных наук", но, к сожалению, до нас не дошла .

В течение ряда лет он читал  курс лекций по психологии специально для преподавателей музыки. При этом он заинтересованно общался с  аудиторией, вникал в практический опыт своих слушателей, готовил ответы на вопросы, которые ему ставили. Именно при чтении этого курса  и зародилась у него идея психологически исследовать проблему музыкальных  способностей.

Имеется достаточно свидетельств тому, что его влекли к себе в  психологии не столько элементарные психические свойства и их предпосылки (хотя в силу разных обстоятельств  ему пришлось в жизни больше всего  этим заниматься), сколько высшие потенции человека. Это подтверждают и две  ставшие знаменитыми его работы: "Психология музыкальных способностей", написанная во второй половине 30-х гг. и защищенная в качестве докторской диссертации в 1940 г., и "Ум полководца", написанная в 1942 г. Эти работы подводили  итоги исследованиям, направленным на раскрытие собственно человеческого, личностного в людях.

Главное в замысле обеих  работ - изучение индивидуальных различий. Трудно сказать, когда именно уловил, осознал Борис Михайлович жизненное  значение и актуальность проблемы индивидуальных различий. Возможно, что установка  на индивидуальность пришла к нему как своеобразная реакция на происходящее вокруг: он мог почувствовать надобность сосредоточиться на ней, необходимость поставить ее в центр внимания под действием впечатлений от подавления, нивелирования личностей, т.е. от того, что происходило в социуме. Как бы то ни было, но остается фактом, что в эпоху, когда господствующая идеология поставила целью "формирование нового человека", когда от педагогов, как и от писателей, требовалось быть "инженерами человеческих душ", когда утверждалось, что исходно все равны, когда в слове "одаренность" стали видеть нечто идеалистическое, о чем педагогу лучше не знать, именно в такие годы Б.М. Теплов решился направить свою научную работу в русло изучения индивидуальных различий.

Этому направлению работ  он остался верен до конца. Первое собрание своих трудов он назвал "Проблемы индивидуальных различий" (М., 1961).

Тогда, во второй половине 30-х  гг., он не собирался вступать в идеологические или философские споры относительно неодинаковости людей и значения индивидуальных различий. Он задумал  и стал осуществлять чисто эмпирические, опирающиеся на факты изыскания, которые могли бы противостоять  возможным претензиям самых требовательных психологов. Он взялся за собственно исследовательский  труд по психологии индивидуальных различий в определенном виде деятельности (в  занятиях музыкой), по всем канонам  современной ему психологии, - не слишком подчеркивая, а скорее приглушая, сохраняя в подтексте, его гуманистический  пафос.

 

 

Награды

Награжден орденом Трудового Красного знамени, медалями Ушинского, «За оборону Москвы».

Сочинения

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1965.

Теплов Б.М. Психология музыкальных  способностей.

Теплов Б.М. "Способности  и одаренность"

Теплов Б.М. Ум полководца.

Б. М. Теплов. "Психология", Учпедгиз, Москва, 1953 г.

Коротко о некоторых  его сочинениях

Способность и одаренность

Первая статья Б.М. Теплова  по проблеме способностей и одаренности  была опубликована в журнале "Советская  педагогика" за 1940 г. (до этого в  течение нескольких лет, после постановления  ЦК ВКП(б) о педологии никто из советских психологов не упоминал о таких понятиях); более полный ее вариант с изменением названия был напечатан в 1941 г. в "Ученых записках Института психологии". Статья представляла собой извлечение из вводной части его докторской диссертации. Эта теоретическая статья, где были представлены основные понятия, относящиеся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения, была по тому времени в высокой степени новаторской. Способности рассматривались Б.М. Тепловым в плане индивидуально-психологических различий.

Через всю статью проходит мысль, что способности существуют только в развитии, что нельзя говорить о способности, достигшей предела  развития (достаточно усовершенствовать  методы воспитания и обучения, чтобы "пределы" развития способностей повысились).

Б.М. Теплов отмечал сложную, опосредствованную зависимость  развития способностей от их природных  предпосылок, выступая тем самым  против биологизаторских и механистических  концепций различий между людьми по способностям. Принципиальная позиция Б.М. Теплова состояла в том, что фаталистические представления должны быть преодолены не игнорированием самой проблемы природной обусловленности индивидуальных различий, а правильным ее разрешением. Многие из приведенных положений могут теперь казаться самоочевидными, настолько они вошли в научный обиход.

Психология музыкальных  способностей

Музыкальность человека (дает некоторую общую формулу Б.М. Теплов) зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения. Зависимость от задатков показана во всей своей противоречивой сложности.

Книга о музыкальности  может служить образцом научной  строгости и многосторонности в  подходе к эмпирическим материалам. Когда Б.М. Теплов дает обзор литературы, то он не только обращается к выводам  того или иного автора, но и соотносит  их с фактической стороной работ, детально вникает, где это возможно, в таблицы и протоколы, нередко по-новому, более обоснованно интерпретирует исходные данные. Он охотно использует материалы многолетних наблюдений за отдельными испытуемыми, учитывая все промежуточные сдвиги показателей. Его собственные эксперименты всегда сопровождаются подробнейшими протокольными записями. Необыкновенная тщательность сочетается у него с необыкновенной психологической проницательностью.

Главное, что было достигнуто в исследовании, это то, что проблема индивидуальных различий в сфере  способностей со всей определенностью  и неопровержимостью заявила  о себе. Ее уже труднее стало  игнорировать.

«Ум полководца»

Анализ материалов о выдающихся полководцах позволил обнаружить своеобразную диалектику умственных способностей, а именно необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, осторожности и смелости, гибкости и устойчивости. Б.М. Теплов подробно раскрывает такие  умственные черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, способность нахождения быстрого решения, способность предвидения  и т.д. Было выявлено также значение знаний, образованности для роста способностей. Все содержание работы показывало, какого высокого, разностороннего развития личности требует "практическое мышление". 

Характернейшая особенность рассматриваемой работы состоит в том, что собственно умственные свойства раскрыты в ней в тесной связи с другими сторонами личности, прежде всего с особенностями волевыми. Одаренность полководца, как это на многих фактах показано Б.М. Тепловым, не может быть понята только как проявление интеллекта, она есть единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов. Многосторонность анализа позволила получить полнокровные и убедительные, действительно личностные характеристики.

Свежим ветром пахнуло  от этой работы: она показала, что  научная психология может быть подлинно жизненной, может помогать разбираться  в очень сложных психологических  проявлениях личности. Это исследование самим фактом своего существования  в нашей литературе как бы оберегало  разработку проблем индивидуально-психологических  различий от умозрительности, формального  изучения "психических функций", от схоластики.

Личностный подход к проблеме интеллекта, равно как и содержащаяся в работе постановка проблемы интуиции, - весьма актуальны и для современной  психологии.

 


Информация о работе Биография Бориса Михайловича Теплова