Беседа как основой метод психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:52, реферат

Краткое описание

Психологическое консультирование – это система принципов и техник для помощи людям в том, чтобы изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни, и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.
В основном консультирование проводится в виде разговора между психологом и клиентом. Психолог-консультант обучен определенным принципам и техникам. Клиенту не обязательно ничего знать заранее. Просто нужно, чтобы он хотел каких-то изменений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

Беседа как основной метод психологического консультирования……….4

Понятие о методе «беседа», цели беседы…………………………………..4
Виды беседы………………………………………………………………….5
Стили ведения беседы……………………………………………………….6
Специфика беседы как метода психологического консультирования…...7
Практические формы применения беседы…………………………………8

Заключение………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Беседа как основной метод психологического консультирования.doc

— 88.50 Кб (Скачать)


      Беседа как основной метод

психологического консультирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение……………………………………………………………………...3

 

  1. Беседа как основной метод психологического консультирования……….4

 

  1. Понятие о методе «беседа», цели беседы…………………………………..4
  2. Виды беседы………………………………………………………………….5
  3. Стили ведения беседы……………………………………………………….6
  4. Специфика беседы как метода психологического консультирования…...7
  5. Практические формы применения беседы…………………………………8

 

  1. Заключение………………………………………………………………….12

 

  1. Список литературы…………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологическое консультирование – это система принципов и техник для помощи людям в том, чтобы изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни, и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.

В основном консультирование проводится в виде разговора между психологом и клиентом. Психолог-консультант обучен определенным принципам и техникам. Клиенту не обязательно ничего знать заранее. Просто нужно, чтобы он хотел каких-то изменений.

Работа происходит во время сеанса. Это период времени, обычно около часа, на протяжении которого консультант работает с конкретным клиентом. Обычно есть какая-то тема сеанса, основанная на том, чего просит клиент, или что психолог выбирает для проработки. Обычно в каждом сеансе достигается какой-то результат или улучшение. Консультант и клиент сидят друг напротив друга и разговаривают. Это не просто разговор. У психолога-консультанта есть четкие цели, и он очень хорошо осознает над чем сейчас идет работа. Сначала он обычно собирает информацию, выясняя, что происходит с клиентом.

Когда психолог получил  некоторое представление о ситуации клиента, он выбирает более точную технику для работы с данной проблемой. Эта техника тоже проводится как диалог между двумя людьми, но в ней есть определенная система и определенные критерии начала и завершения.

Весь описанный выше процесс в основе своей базируется на одном из основополагающих методов психологического консультирования – беседе.

 

 

 

 

 

Беседа как  основной метод психологического консультирования

 

1. Понятие о методе «беседа», цели беседы

 

Беседа – это вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседа – это группа методов, которые проводятся в разговорном стиле. Клиент может и не знать, что психолог следует какой-то конкретной системе. Внешне, кажется, что вы просто разговариваете между собой о чем-то. Вы действительно разговариваете, но у консультанта есть четкое намерение решить конкретную обсуждаемую проблему. Психолог и клиент работают вместе, выясняя, что это за проблема, и исследуя ее с разных сторон.

 Беседа – это неформальный метод оценки или прояснения области. Консультант задает вопросы о данной области, а клиент отвечает. Это продолжается до тех пор, пока не будет собрано достаточно информации или область прояснится.

В процессе психологической  беседы происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется не только в психологическом консультировании, но также и в психотерапии, в политической, в юридической, медицинской психологии и др.

Беседу в психологическом  консультировании можно применять  для нескольких целей:

    • чтобы выявить заряженные области для последующей работы;
    • чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику;
    • как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

Первое применение беседы – обычно в начале сеанса, когда вроде бы клиента ничего не тревожит. Цель психолога сначала не в том, чтобы прояснить что-то, а просто найти то, что нужно прояснить.

Второе применение беседы – вступление в другую технику. Существует общая заряженная область, но нужно точно выяснить, что именно происходит, чтобы знать, что с этим делать. Как только консультант получает достаточно информации, он переключается на более мощную технику.

Третье использование  беседы – как самостоятельный процесс. Мы начинаем с заряженной области. Мы доводим ее до завершения с помощью одной только беседы.

Цель процесса беседы состоит в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.

 

2. Виды беседы

 

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задает спрашиваемому человеку вопросы. В связи с этим можно выделить два вида беседы: управляемая и неуправляемая.

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

Неуправляемая беседа происходит при большей, в сравнении с управляемой, отдаче инициативы от психолога к респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Ведь любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

 

3. Стили ведения  беседы

 

Выделяют два стиля  ведения беседы, причем в ее ходе один может сменять другой в зависимости  от контекста: рефлексивное и нерефлексивное слушание.

Рефлексивное  слушание – стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Нерефлексивное  слушание – стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощено в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

 

4. Специфика беседы как метода психологического консультирования

 

Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи и так далее. Что именно это значит, зависит в первую очередь от клиента.

Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие для этого вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.

Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого. И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.

Главное, чего не нужно  делать в беседе – это не быть нерешительным в том, над чем  мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.

5. Практические формы применения беседы

Когда контакт с клиентом установлен, достигнут  раппорт и начинается главная часть встречи – исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться". Это главный момент в консультировании и психотерапии. Значение его столь велико, что консультантам следует взять пример с психотерапевтов и не менее двух третей всей встречи отдавать клиенту для его исповеди.

Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования. Клиент и консультант вместе анализируют обнаружившиеся факты и пытаются с их помощью раскрыть личностную модель клиента, где гнездится причина душевного разлада. Толкование требует совместной работы двоих. Во время исповеди на авансцену выступает клиент и ведет свой монолог, но в толковании инициатива постепенно переходит к консультанту, который сначала задает наводящие вопросы, затем дает подсказки клиенту с тем, чтобы ему было легче разобраться в самом себе, и, наконец, эмпатически воздействует на клиента.

Из  общего обсуждения стадии исповеди консультант может сделать для себя некоторые серьезные выводы. Во-первых, на этой стадии слово предоставляется клиенту. Стоит еще раз об этом напомнить, потому что, если клиент не "выговорится" до конца, консультант не доберется до сути дела. По меньшей мере, две трети всего ушедшего на беседу времени должен говорить клиент. Если это не так, то консультирование ведется неверно. На стадии исповеди консультант должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово. Во-вторых, следует осознавать, что сама по себе исповедь содержит элемент катарсиса. Уже сама возможность выговориться перед объективным и понимающим консультантом оказывает оздоровляющий эффект на психику клиента. Он избавляется от некоторых "тормозов", исповедь высвобождает мыслительный поток из подсознания в сознание и словно промывает соединяющий их канал; она помогает клиенту увидеть свои проблемы в ясном свете объективной реальности. Нельзя ожидать таких же результатов, излив душу первому встречному. Катарсис в исповеди во многом зависит от консультанта, который устанавливает с клиентом эмпатическую связь.

Опытный консультант умеет во время исповеди подвести клиента к главной проблеме. Большинство клиентов тянут время, останавливаясь на малозначительных деталях, стараясь оттянуть момент, когда надо, наконец, изложить свою проблему. Поэтому от консультанта требуется умение распознать эту проблему сквозь не относящееся к делу многословие.

Во  время исповеди консультант ни в коем случае не должен проявлять никакого изумления или возмущения. Но если консультант позволит себе выразить такие эмоции, ему следует тут же отказаться от консультирования, ибо его резкая реакция свидетельствует о том, что в процесс консультирования вторглось его «ego». Чувство возмущения указывает на желание самоустраниться и защититься. А если консультанта шокируют какие-то слова или описание действий, относящихся к сексуальной сфере, он не вправе заниматься консультированием в этой области. Помнить об этом особенно важно, потому что многие клиенты, сознательно или неосознанно, пытаются шокировать консультанта. Это одна из форм, в которой проявляется невроз клиента. Если слушатель выдаст свою эмоциональную реакцию, невроз клиента усугубится, и беседа не принесет пользы. Невозмутимая объективность, основанная на понимании того, что ничто человеческое не является чуждым или недостойным понимания – такой должна быть позиция консультанта.

Информация о работе Беседа как основой метод психологического консультирования