Базовые свойства памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАМЯТИ 4
1.1. Структура памяти 4
1.2. Свойства памяти 13
ГЛАВА II. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 15
2.1 Запоминание 15
2.2. Хранение 18
2.3. Воспроизведение 20
2.4. Забывание 22
ГЛАВА III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ 23
3.1. Виды памяти 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА: 29

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.

    Экспериментальное исследование харьковской психологической  школы, проведенное под руководством П.В.Зинченко, позволило сделать следующие выводы. Непроизвольное смысловое запоминание лучше для того материала, с которым оперировали, то есть материал был включен в цель задания; непроизвольное смысловое запоминание материала, включенного в способ работы, хорошо лишь тогда, когда этому способу человек только научается, т.е. он не является навыком.

     Произвольное механическое запоминание компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.

     Произвольное смысловое запоминание основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных. На продуктивность влияет:

      - Умение легко ставить любые мнемические задачи, которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.

      - Мнемические приемы, которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:

      · первая группапростые мнемические приемы, точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:

      - Наглядность. Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);

      - Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);

      - Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;

      - Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.

      · вторая группасложные мнемические приемы. В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:

     - Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.

      Если  следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;

      - Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;

      - Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.

     Итак, повышение продуктивности запоминания  при использовании сложных мнемических  процессов связано сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке. 
 

2.2. Хранение 

    Хранение. Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.

    Архивизация - это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.

    В эпизодической памяти хранится вся  информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.

    Несмотря  на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов “укладки” информации в памяти; они зависят от сложность и других особенностей запоминаемого материала.

    Прежде всего, существуют такие формы организации памяти, которые определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следуют запомнить. Во-первых, возможна пространственная организация, позволяющая установить связи и “опорные точки” в нашем физического и социальным окружении. Именно такая организация лежит в основе построения “когнитивных карт”. Линейная организация позволяет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу в книге.

    Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно формирующиеся “изнутри”. Во-первых, можно предположить существование ассоциативной организации, при которой группируются совместно элементы с какими-либо общими признаками - например, с одной и той же первой буквой (“Как там звали сотрудника Павлова на. “Б”? Нет; не Бандура...”), из одной и той же грамматической категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты и т. п.).

    Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семантической памяти обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории “птиц” (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет).

    То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

    Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его; Все это обнаруживается при воспроизведении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали, - привносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует более высокую ступень осмысления изучаемого материала.

    О сохранении информации и ее видоизменении  можно судить только по следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению. 

    2.3. Воспроизведение 

    Воспроизведение ¾ это процесс восстановления и реконструкции воспринятого прежде.

    Информация, хранящаяся в долговременной или  кратковременной памяти, переводится в оперативную и используется в текущей деятельности. Воспроизведение является индикатором (показателем) эффективности и памяти в целом, и ее отдельных стадий. Чем легче и правильнее мы воспроизводим информацию, значит, тем лучше мы ее запомнили и сохранили.

    Как и запоминание, воспроизведение (во всех своих разновидностях) может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае мы не ставим специальной цели вспомнить что-то, эта информация «всплывает» сама собой, без осознаваемых усилий с нашей стороны. Непроизвольное воспроизведение определяется механизмом ассоциаций и неосознанными психологическими установками. Толчком к автоматическому извлечению из памяти информации о чем-то служат включенные в текущую деятельность человека сами эти предметы (явления) либо представления о них, либо связанные с ними состояния и мысли. Сама же деятельность не направлена на вспоминание этих предметов или явлений, они и их образы только сопутствуют этой деятельности. Произвольное же воспроизведение специально организуется человеком, он намеренно хочет что-то вспомнить, уточнить из своего прошлого опыта. В произвольном воспроизведении особо явно выступает конструктивный характер этого процесса. Происходит не только восстановление прошлой информации, но она активно подвергается переработке: изменяется ее структура, план изложения, выделяется главное, вставляются дополнения, опускаются незначащие детали и т. д. Особенно это заметно при словесном оформлении воспроизводимого материала, примеры чего были приведены при рассмотрении словесно-логической памяти.

    В зависимости от условий, в которых происходит воспроизведение, различают следующие разновидности этого процесса: 1) узнавание; 2) вспоминание; 3) припоминание; 4) воспоминание. В основе этого деления лежат субъектно-объектные отношения процесса воспроизведения. Как мы помним, главным итогом работы памяти является формирование представлений о воспринятых ранее объектах (предметах, явлениях, событиях, ситуациях, действиях, состояниях и проч.). При воспроизведении мы извлекаем из памяти необходимые нам в текущей деятельности представления и, опираясь на них, решаем стоящие перед нами задачи, достигаем поставленных целей. В соответствии с таким подходом перечисленным разновидностям процесса воспроизведения можно дать следующие определения.

Информация о работе Базовые свойства памяти