Аутизм: этиология и патогенез, классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Часто подчеркивается, что вокруг этого "чистого" клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. В результате современные клинические классификации включают детский аутизм в группу первазивных (всепроникающих) расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы: внимания, памяти, речи, мышления; сенсорики и моторики и т. д. В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, вс

Оглавление

Введение
Понятие «Аутизм»
Этиология и патогенез детского аутизма
Классификации детского аутизма
Основные признаки РДА
Коррекционная работа: в России и заграницей
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

этиология аутизма.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 «Вятский  государственный гуманитарный университет» 
 

     Педагогический  факультет

     Кафедра педагогики 

 

     Реферат по дисциплине «Основы коррекционной педагогики и психологии»

     Тема: «Аутизм: этиология и патогенез, классификации» 
 

                Выполнила студентка 4 курса

                группы  ПП-43 заочной формы

                обучения  специальности 

                «Педагогика и психология»

                Геворкян  М.А. 

                Преподаватель:

                Смирнова  Светлана Игоревна. 
                 
                 

Киров

2011

 

Введение

  1. Понятие «Аутизм»
  2. Этиология и патогенез детского аутизма
  3. Классификации детского аутизма
  4. Основные признаки РДА
  5. Коррекционная работа: в России и заграницей

Заключение

Библиографический список

 

Введение 

    Ранний  детский аутизм (РДА)- проблема не новая на сегодняшний день. И в нашей стране, и за рубежом за последние годы появилось много новых оригинальных исследований, посвященных проблемам этиологии, патогенеза детского аутизма, проявлениям аутистических состояний в различных клинических структурах.

    В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Часто подчеркивается, что  вокруг этого "чистого" клинического синдрома группируются множественные  случаи сходных нарушений в развитии коммуникации и социальной адаптации. В результате современные клинические классификации включают детский аутизм в группу первазивных (всепроникающих) расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы: внимания, памяти, речи, мышления; сенсорики и моторики и т. д. В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

 

1. Понятие «Аутизм» 

Термин  аутизм  (от греч. autos – сам)  ввел  в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида  мышления,  которое регулируется  эмоциональными  потребностями  человека  и  не зависит от  реальной  действительности.

Происхождение аутизма может быть различным. В  легкой степени он может встречаться  при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а  так же  в  условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

    РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году  С.С. Мнухиным.

    В настоящее время наиболее значимыми  в клинической картине синдрома Каннера  считаются следующие признаки:

  1. Аутизм  как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее  нарушение  его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
  2. Стремление   к  постоянству,  проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к  различным объектам, сопротивление изменениям  в окружающем;
  3. Особая характерная задержка и  нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
  4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология  в большей степени  связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом) 

    Установлено, что детский аутизм встречается  в 3-4 раза у мальчиков, чем у девочек. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, с возрастом может проявиться тенденция   к   разной   степени сглаживанию патологических   черт.

            С синдромом  раннего  детского  аутизма  связано  особое  нарушение психического развития  детей, которое ставит в тупик их близких.  Множество вопросов возникает в семьях, где появляется такой  ребенок.  Как

 с  ним обращаться? Как его следует  воспитывать? Каким  образом,  и  в какой школе его следует  обучать?

    Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно 20 из каждых  10  тысяч  детей.  Именно  такова  частота  проявления детского аутизма  и  сходных  с  ним  нарушений   психического развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании. 

2. Этиология и патогенез детского аутизма 

    В настоящее время большинство  авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность  ЦНС. Был, выдвинут целый ряд гипотез  о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, однако, несмотря на интенсивность исследований в настоящее время однозначных выводов пока нет. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями. Она может также оказаться результатом органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствий нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса.

    Э.Орниц  выявил более 30 различных патогенных факторов, способных привести к формированию РДА. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний (врожденной краснухи, туберкулеза). То есть специалисты указывают на полиэтиологию (множественность причин возникновения) РДА и его полинозологию (проявление в рамках различных патологий).

    Чаще  всего РДА описывается при  шизофреническом процессе, реже - при  органической патологии мозга (врожденных токсоплазмозе, сифилисе, энцефалопатии, интоксикации свинцом и т.д.)

    РДА описывается при различных врожденных дефектах обмена, прогрессирующих дегенеративных заболеваниях (напр., синдром Ретта).

    Также имеется предположение, что РДА - это гетерогенная форма патологии, и что наследуется не аутизм, а уязвимость к патологии, в спектр которой кроме аутизма могут входить умственная отсталость, нарушения речи.

    Литературные  данные о патогенезе и нозологической сущности РДА противоречивы, некоторые  исследователи считают его психогенным  страданием, другие - самостоятельным  заболеванием или своеобразным психозом, сочетающимся с олигофренией, третьи - проявлением ранней детской шизофрении.

    Как известно, практически любое более  или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может  привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера.

    Основным  качеством (признаком) нарушения психического развития при детском аутизме  является асинхрония - нарушение иерархической  последовательности формирования психических функций, каждая из которых имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития.

    В.В.Лебединский  выделяет следующие основные проявления асинхронии:

    1. явление ретардации - незавершенность  отдельных периодов развития, отсутствие  инволюции более ранних форм;

    2. явления патологической акселерации  отдельных функций, например, чрезвычайно  раннее (до 1 года) и изолированное  развитие речи при раннем детском  аутизме;

    3. сочетание явлений патологической  акселерации и ретардации психических  функций, например сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при РДА.

    В отечественной дефектологии подход к проблеме РДА характеризуется  комплексностью исследований - применением  клинико-психолого-педагогического  метода, как в изучении аномалии развития, так и в формировании системы коррекционных мероприятий.

    Исследования  отечественных дефектологов исходят  из оценки РДА как целостной клинико-дизонтогенетической  структуры, в которой признаки того или иного заболевания сочетаются со специфической аномалией развития (а нередко и перекрываются последней). Сходство в структуре аномалии развития при разных нозологических формах заболевания может быть объяснено общностью какого-то звена патогенеза этих болезней или генетических предпосылок.

    В зависимости от нозологической принадлежности РДА (шизофрения, хромосомная недостаточность, наследственные пороки развития ЦНС, органическое повреждение мозга) признаки дизонтогенеза  по типу РДА могут сочетаться со специфической симптоматикой болезни (напр., бредовые идеи при шизофрении и т.д.). При остром течении заболевания в клинической картине будут превалировать признаки болезненного процесса, при вялом течении - на первый план могут выступать явления дизонтогенеза, аномалии развития.  

3. Классификации детского аутизма 

    Аутичные  дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому, разработка адекватной классификации  всегда являлась насущной проблемой.

    В качестве критериев для классификации выдвигались: оценки речевого и интеллектуального развития; характер социальной дезадаптации, где за основу берутся производные проявления нарушения.

    Были  попытки клинической классификации, опирающиеся на этиологию синдрома, различение форм биологической патологии, обусловливающей развитие.

    Д.И.Исаев, В.Е.Каган выделяют следующий ряд  групп детского аутизма:

    1. Аутистические психопатии - в анамнезе  указания на поздний возраст  родителей, легкие токсикозы и  асфиксии в родах, психотравма  матери в период беременности, слабость родовой деятельности, заболевания первого года жизни (прививочные реакции, отит и.т.д.). Проявления начинаются с 2 - 3 лет на фоне качественного и количественного изменения требований среды (устройство в д/с, изменение семейной обстановки, места жительства). Интеллект высок, склад мышления проблемный, речь развивается раньше ходьбы. Трудности коммуникации вследствие неумения наладить контакт, соблюдать субординацию, общепринятые правила, двигательная неловкость.

    2. Органические аутистические психопатии - в анамнезе выявляются анте- и интранатальные вредности, тяжелые соматические заболевания на первом году жизни. Характерны: выраженная двигательная неловкость, неуклюжая манера держаться и странная форма общения с окружающими, интеллект может быть средней нормы или пограничный, склонность к витиеватой речи, недостаточность психического напряжения, зависимость поведения от внешних раздражителей, не способность к глубоким эмоциональным контактам с окружающими.

    3. Аутистический синдром при олигофрении - неполноценность связана с грубой эмбриопатией и интернатальными вредностями, с тяжелыми заболеваниями (энцефалиты, травмы головы, тяжелыми осложнениями вакцинаций в раннем детстве). Обращает внимание странность и чудаковатость в поведении, неспособность к выраженному психическому напряжению, монотонная активность по типу застревания, нарушения в сфере инстинктивных проявлений, неловкая моторика. Тепло относятся к родителям, но практически не способны к эмоциональным контактам со сверстниками. Крайние трудности в обучении и бытовой адаптации вследствие грубых нарушений пространственно-временной координации и ориентации.

    4. Аутизм детей с эпилептическими  припадками - нарушения поведения  и интеллекта чаще связаны  с внутриутробными вредностями. При этом недостаток интеллекта перекрывается аутистическими проявлениями. Это дети неуклюжие с неловкой моторикой, хорошо запоминают длинные стихи, сказки. Инстинктивные и эмоциональные проявления у них бедны. Они склонны к резонерству, фантазированию, мудрствованию.

Информация о работе Аутизм: этиология и патогенез, классификации