Аристотель основоположник современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное, по сравнению со своими предшественниками, влияние на развитие человеческой мысли.
Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни б

Оглавление

Введение………………………………………………………………...стр.2
1.Учение Аристотеля о душе
1.1. Структура человеческой души………………………………….....стр.2
1.2. Душа и тело………………………………………………………....стр.4
1.3. Разумная часть души человека…………………………………….стр.5
2. Представления Аристотеля о познавательных процессах………...стр.7
3. Практическое значение учения Аристотеля о действии,
поступке и характере…………………………………………………….стр.9
4. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души……………………………………………………………………....стр.11
5. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений
о душе и психике………………………………………………………....стр.14
Заключение………………………………………………………………..стр.16
Литература………………………………………………………………...стр.20

Файлы: 1 файл

507015_DAF19_referat_aristotel_osnovopolozhnik_sovremennoy_psihologii.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

 

4.АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО УЧИТЕЛЬ ПЛАТОН – ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРИРОДУ ДУШИ.
 

    Аристотель, как известно, 20 лет провел в «Академии» Платона как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников, и только после смерти Платона в 335г. организовал свое учебное заведение в Ликее (Афины). Однако, несмотря на мощное влияние такого учителя как Платон, он был достаточно независим в своих собственных философских изысканиях. И хотя учение Аристотеля базируется на некоем сплаве достижений Платона и наиболее сильных сторон учения Демокрита, оно содержит ряд представлений, прямо противоречащих основным идеям Платона, в частности представлениям о душе.
Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души или идеи вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является как бы вариацией понятия "человек". Поскольку понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями:
1. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть.
2. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре.
3. И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем.
     В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.
     Аристотель же далек от подобного дуализма. Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей и взрослых культуре чувств.
Также, по Платону, как душа постоянная и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытиями чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ведущим для творческого мышления).
Аристотель же утверждает, что душа смертна и, по мнению Петровского, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души.  Аристотель также не согласен с утверждением Платона, полагавшим высшее благо в общем (в идее). Такое благо недостижимо для человека, считает Аристотель, следует же искать достижимое. Платон относит благо исключительно к категории бытия: по его мнению, это бог и разум. Но, возражает ему Аристотель, благо может быть и в других категориях: качества - добродетель, количества - мера, времени - удобный случай, пространства - приятное местопребывание и т.д. Поэтому благо Аристотелем понимается не как нечто общее, подходящее под одну идею, а нечто различное. Высшее же благо, счастье (эвдемония) по его мнению, состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы (души), то есть сообразная с добродетелью деятельность, из которой приносящая наивысшее блаженство - мышление и познание. Блаженство же, по Аристотелю, – то, что само по себе делает жизнь желанной, самоудовлетворенной, счастливой. Аристотель, как самостоятельный философ, преодолел многие воззрения своего учителя, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела (Демокрит) и бестелесные идеи (Платон), но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом и с изощренным дуализмом Платона.

 

5.ВЛИЯНИЕ АРИСТОТЕЛЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУШЕ И ПСИХИКЕ.
 

    Учение Аристотеля о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до 17 века являлось основой для тех, кто изучал проблемы души и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. Многие достижения современной психологии (понятия, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике. По Аристотелю идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт, общении с ними. По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает с биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а целевые, движущие причины живого). Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание и анализ конкретных жизненных проявлений и у животных и у человека, что составляет опытный объективный метод изучения. Однако вместе с тем Аристотель замечает, что добиться чего-то достоверного в изучении души (особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и опытов, которые приводят к обобщению знания. Поэтому психологическое учение Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет, что это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности. Учение о «лестнице душ» также впервые внесло в теорию психического принцип развития, определяемый следующим образом: высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же изначально представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития. Аристотель, следуя данному принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. Им была описана особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств – фантазии (более известные нам как представления памяти и воображения), которые подчинены механизму ассоциации, как составляющей памяти. Аристотель также рассматривал и прочие познавательные процессы - процессы ощущения, от которого ведут начало познавательные способности и мышление, которое характеризуется составлением суждений. В учении о чувствах, Аристотель описывает чувства [1,3,5] удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты. Составной частью учения об аффекте является идея катарсиса – очищения аффектов (термин Аристотель заимствовал из медицины Гиппократа, у которого катарзис – выпускание из организма вредных соков). Аристотель также придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере. В трактате «Характеристики» [1,3,5] он выделил 30 характеров и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей.
   Таким образом, нельзя недооценить вклад Аристотеля в развитие современной психологии и необходимо признать то, что он впервые актуализировал рассмотрение проблем души, ее роли и места в жизни человека.
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания: для него интерес представляли не физические тела или бестелесные субстанции идеи, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что, душа не может существовать без тела и не является телом». Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную сравнительно с предшественниками картину устройства, функций и развития души.

2. Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Психологическое учение Аристотеля строится на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии: организации (системности), развития и причинности (детерминизма).
3.Аристотель в отличие от философов-идеалистов не отрывал душу от телесной оболочки и не определял ее как некое вещество. Он считал единым целым материю (тело) и душу, которая обеспечивала биологическое существование тела. «Энтелехия» - сложный термин, который Аристотель использовал для определения природы души. Это некая философская категория, значение которой можно перевести как «существование чего-либо». То есть душа - это энтелехия тела, с ее помощью тело существует, так же как, например, зрение является энтелехией глаза как физического органа.
4.По Аристотелю, все живые существа наделены душой, так как в той или иной мере обладают качествами или способностями души. Он выделял ряд способностей, присущих душе, через определение уровней души. На первом - вегетативном уровне находятся способности к движению в смысле питания, роста и упадка, наличие этого уровня характерно для растений. Второй - чувственный уровень - преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения. Третий, высший уровень называется разумным и присущ лишь человеку, так как основными способностями этого уровня Аристотель называет способности к размышлению, умозрению и стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а на более низких уровнях - желание и страсть. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

5.По Аристотелю, познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия, которое является первичным источником познания. Осязание (его орган - душа) является главнейшим ощущением, необходимым для жизни. Остальные ощущения нужны для удовольствия. Однако Аристотель отмечал, что чувственное познание дает человеку представление о единичном, индивидуальном, в то время как постижение общего является задачей разума. Аристотель считал, что мы познаем благодаря знанию и душе. Знание есть способность к познанию.

6.Аристотель считал, что память как еще одна способность души дает сохранение и воспроизведение ощущений. Различаются три вида памяти: низшая - сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память – характеризуется процессом воспоминания, в котором участвует суждение. Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусство и наука.
7.Еще одна познавательная способность, по Аристотелю, - это воображение, определяемое им как образование представления. Представление - это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель тесно связывал понятие воображения и мышления, так как считал, что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет мышление.
8.Мышление как познавательная способность, по Аристотелю, характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее, так как постигнуть чувствами общее невозможно. Он различал низшее и высшее мышления. Низшее мышление - это мнение или предположение, оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос «почему?». Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки (существует три типа высшего мышления: 1) рассуждающее, логическое; 2) интуитивное - умение находить посылки; 3) мудрость, которую Аристотель считал наивысшим типом мышления). В зависимости от того, на что направлено мышление, им различался ум теоретический, который был направлен на сущее, и практический, имеющий направленность на деятельность.
9.Научное познание Аристотель определял как общее, осуществляемое разумом познание. Аристотель совершенно верно обозначил тот факт, что лишь на основе познания единичного, а не при помощи воспоминания и созерцания, мы можем познать общее, и что мышление тесно связано с практической деятельностью. В дальнейшем именно такое понимание процесса познания стало основополагающим в изучении познавательных способностей человеческой психики.
10.Проблема аффектов активно изучалась уже в эпоху античности. Одна из концепций аффектов принадлежала Аристотелю, который считал, что чувства сопровождают любую деятельность и являются ее источником. При этом он отмечал, что чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффектами он называет влечения, гнев, страх, т.е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание. Аристотель определял аффект как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными изменениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

литература

 

1)     Аристотель, сочинения в 4-х томах, под редакцией В.Ф. Асмуса, т.1, М., Мысль, 1976.

2)     Целлер Э., Очерк истории греческой философии, пер. с нем. Франка, М., 1996.

3)     Ждан А. Н., История психологии: от Античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2004.

4)     Краткая философская энциклопедия, М., 1994.

5)     Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1994. 

6)     Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов, М., 1999.

 

 

 

 

20

 



Информация о работе Аристотель основоположник современной психологии