Архетипы и мифологическое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:44, реферат

Краткое описание

Проблемы, связанные с изучением природы мифа, также как и природы творческого процесса, анализируются в большом количестве исследовательских трудов – не только литературоведческих, но и психологических, культурологических.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ с.3
Миф как форма мышления и его реализация в художественном творчестве с. 4
Понятие архетипа в концепции К. Г. Юнга с.5
Архетип и мифологическое мышление с.7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.10

Файлы: 1 файл

По Карлу Юнгу.docx

— 28.34 Кб (Скачать)

ПЛАН

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ с.3

  1. Миф как форма мышления и его реализация в художественном творчестве с. 4
  2. Понятие архетипа в концепции К. Г. Юнга с.5
  3. Архетип и мифологическое мышление с.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы, связанные с  изучением природы мифа, также  как и природы творческого  процесса, анализируются в большом  количестве исследовательских трудов – не только литературоведческих, но и психологических, культурологических. Тезис, провозглашающий миф одной  из форм сознания, делает очевидной  связь мифа с процессом творчества как выражением комплекса подсознательных  идей. В первую очередь такое описание взаимодействия мифологического мышления и творчества характерно для трудов Карла Густава Юнга и для его последователей, а также для архетипической литературной критики в целом. Однако фундаментальная значимость обеих проблем делает их предметом исследования и в работах ученых других школ.

Задачи данного реферата:

- описать возможные проявления  мифологического начала в художественном  творчестве;

- описать концепцию К.  Г. Юнга;

- проанализировать понятие  «архетип» как связующее звено  между мифом и творчеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Миф как форма мышления и его реализация в художественном творчестве

По мнению Ю. М. Лотмана  и Б. А. Успенского, зафиксировать  чистую модель мифологического мышления на современном этапе развития человека нельзя, так же как и проследить ее, скажем, у маленьких детей. «[М]ифологический этап должен относиться к столь ранней стадии развития, которая в принципе не может быть наблюдаема как по хронологическим соображениям, так и по принципиальной невозможности вступления с нею в контакт, и единственным инструментом исследования является реконструкция» [2] Однако отдельные компоненты мифологического мышления остаются актуальными для человеческого сознания. По мнению ученых, это проявляется в том, что типичные мифологические сюжеты в творчестве постоянно пытаются переложить на немифологический контекст – так, актуализация мифологических мотивов характерна для произведений ХХ века.

Упомянутый выше Карл Юнг  понимает мифы как средоточие коллективного  бессознательного, универсализированный человеческий опыт. В художественном творчестве выделяется три основных способа описать присутствие  мифологического начала:

  1. Мифологическое начало является источником сюжета, мотивов, ассоциаций – возникает мифологема («сознательное заимствование автором из мифа сюжета, мотива, темы или ее части и воспроизведение их в позднем фольклорном или литературно-художественном произведении»). Понятие мифологемы представляет собой противовес понятию архетипа – бессознательного заимствования. [П-Б, с. 56]
  2. Мифотворчество – опора не на готовые мифологические сюжеты, а на миф как модель мышления. Приводит к созданию авторских мифов.
  3. Миф как модель построения художественного произведения (роман-миф). [3, с. 55-56]

 

2. Понятие архетипа  в концепции К. Г. Юнга

Остановимся подробнее на понятии архетипа. Термин представляет собой сочетание двух греческих  корней – arche (начало) и typos (прообраз, первоначальная идея). По Юнгу, архетип – изначальные и наиболее типические психологические структуры (ассоциации, образы, мотивы), бессознательно унаследованные человеческой психикой. Такие структуры лежат в основе коллективного бессознательного. Их нельзя назвать конкретными образами в полном смысле слова, а только лишь психологическими предпосылками, определенного рола наброском.

По С. С. Аверинцеву, процесс мифотворчества есть не что иное как трансформация архетипов в образы, «невольные высказывания о бессознательных душевных событиях» на языке объектов внешнего мира. При всей своей формальности, бессодержательности, крайней обобщённости архетипы имеют свойство, «по мере того, как они становятся более отчетливыми, сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами, ... они способны впечатлять, внушать, увлекать», поскольку восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Отсюда роль архетипов для художественного творчества. [1]

 Тайна воздействия  искусства, по Юнгу, состоит в  особой способности художника  почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов..., он подымает изображаемое им из мира единократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы...» (К. Г. Юнг). Едва ли не лучшая краткая формулировка концепции А. принадлежит Т. Манну: «... в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, - это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» (Собрание сочинений, т. 9, М., 1960, с. 175). Юнг предполагал, что архетипы присущи роду (человеческой общности или всему человечеству) в целом, т. е., по-видимому, наследуются. В качестве вместилища («душевного пространства») для архетипов Юнг постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности, - т. н. коллективное бессознательное.

Архетипы лежат в основе символики сновидений, галлюцинаций. Также они находят свое отражение в мифах, сказках и преданиях – в сущности, они есть то же самое, что и мифологические символы. Среди архетипических структур встречаются как положительно, так и негативно окрашенные. Позитивно окрашенным является, например, архетип мирового древа – распорки между миром земным и миром небесным. Ко второй группе можно отнести архетипы всемирной катастрофы – Страшного Суда, всемирного потопа или пожара. Также Юнгом выделяются, например, архетипы младенца, тени и специфический архетип «самости» (принцип определения себя в мире, служащий главной предпосылкой целостного развития личности). [3, с. 19, с. 82]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Архетип и  мифологическое мышление

Концепция архетипа ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением. Тем не менее Юнг попытался наметить систематику архетипа формулируя такие, напр.. А., как «тень» (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, Хёгни в «Песни о Нибелунгах», Локи в «Эдде» или любой другой образ плута-озорника), «анима (анимус)» (бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и ян и т. п.) и «мудрый старик (старуха)» (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман ницшевский Заратуштра). Архетипическое истолкование мифологемы матери в её различных вариантах (богиня и ведьма, норны и мойры, Деметра, Кибела, богородица и т. п.) ведёт к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия. Архетипическое значение образов Прометея и Эпиметея Юнг сводит к противопоставлению в психике индивидуально-личностного начала («самости») и той её части, которая обращена вовне («персона»).

Отдельные положения доктрины Юнга об А., само понятие А., оказали  широкое воздействие на мысль  и творчество исследователей мифа и  религии (К. Кереньи, сотрудничавший с Юнгом, М, Элиаде, Дж. Кэмпбелл, индолог Г. Циммер, гебраист Г. Шолем, исламовед А. Корбен), литературоведов (Н. Фрай, М. Бодкин), философов и теологов (П. Тиллих), даже учёных внегуманитарного круга (биолог А. Портман), видных деятелей литературы и искусства (Г. Хессе, Т. Манн, Ф. Феллини, И. Бергман). Сам Юнг недостаточно последовательно раскрывал взаимозависимость мифологических образов как продуктов первобытного сознания и А. как элементов психических структур, понимая эту взаимозависимость то как аналогию, то как тождество, то как порождение одних другими. Поэтому в позднейшей литературе термин «А.» применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, и в т. ч. мифологических, структур (напр., древо мировое) уже без обязательной связи с юнгианством как таковым. [1]

Архетипы сравнимы с кантовскими 'априорными формами' познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно они не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят 'защитную стену символов', позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию архетипа бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность архетипа, объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция архетипа оказала значительное влияние на современную культурологию.

Архетип - это своего рода аккумулятор наиболее ценного человеческого  опыта, который постигается художником в процессе творчества. Познание происходит бессознательно. При малейшем соприкосновении  с сознательными попытками аналитического постижения опыта архетипический образ разрушается, хотя нельзя утверждать, что он исчезает. Архетип всегда сохраняет значение и функции, продолжая существовать в сознании, видоизменяясь и проявляясь в образах, соответствующих окружающей действительности. Будучи средством передачи опыта предков, архетип общечеловечен, но, однако, он имеет национальные и этнические границы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что же вызывает к жизни  тот или иной архетипический, изначальный образ, проявляющийся в художественном произведении? По мнению К. Г. Юнга, пробуждение архетипа происходит благодаря благоприятным или неблагоприятным обстоятельствам исторической эпохи. Они, эти обстоятельства, служат тем ключом, который способен открыть дверь в сферы коллективного бессознательного и побудить архетипы к существованию в пространстве текста художественного произведения, принимая формы, соответствующие современным историко-культурным условиям. Однако, поскольку архетип не меняет своего значения и функций, он всегда узнаваем и в любой новой форме прочитывается его древнее содержание. Свойство архетипа к актуализации в художественном творчестве даёт основания признать его (архетип) основным элементом коллективного бессознательного, которое адекватно интертекстуальности, причём интертекстуальности в том значении, которое придавали термину представители школы постструктурализма, т. е. своего рода коллективного бессознательного, существующего до конкретного нового текста, в свою очередь, существующего вне личностной воли автора, который является скорее проводником архетипических образов из бессознательного уровня объективно-психологического бытия в сферу художественной реальности. Здесь архетипы направляют переживания и мысли художника, выполняя ту кармическую функцию, о которой писал К. Г. Юнг.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверинцев С. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.110-111.
  2. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- Т.I . Статьи по семиотике и топологии культуры . – Таллин: Александра, 1992. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/mif_im.php
  3. Расширенный терминологический словарь к курсу «История зарубежной литературы: ХХ век»: Учебное пособие: / Сост. И. А. Попова-Бондаренко, Л. А. Рыжкова. – Донецк: ДонНУ, 2009. – 127 с.
  4. Элиаде М. Аспекты мифа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/el_asp/01.php

 

 

 


Информация о работе Архетипы и мифологическое сознание