Апперцепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Апперцепция (от лат. apperceptio — восприятие) — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание. В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошёл несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц, противопоставивший «апперцепцию» простой «перцепции».

Оглавление

Апперцепция………………………………………………………………………2
Явление массовой апперцепции…………………………………………………5
Зрительные иллюзии……………………………………………………………..7
Иллюзии переработки информации……………………………………………10
Иллюзии цветового зрения……………………………………………………..12
Иллюзии связанные с особенностями строения глаза………………………...14
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

апперенция.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Апперцепция………………………………………………………………………2

Явление массовой апперцепции…………………………………………………5

Зрительные иллюзии……………………………………………………………..7

Иллюзии переработки  информации……………………………………………10

Иллюзии цветового  зрения……………………………………………………..12

Иллюзии связанные с особенностями строения глаза………………………...14

Список литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Апперцепция. 

     Апперцепция (от лат. apperceptio — восприятие) — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание. В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошёл несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц, противопоставивший «апперцепцию» простой «перцепции». В то время как перцепция есть внутреннее состояние души, представляющей внешний мир, — «апперцепция» есть «сознание или рефлексия этого внутреннего состояния». Лейбниц подчеркнул активный характер апперцепции В актах апперцепция представления не просто даются нам, но мы овладеваем ими, как нашим достоянием. Так как деятельностью отчетливого представления необходимо предполагается субъект, то, по Лейбницу, акты апперцепции . обусловлены самосознанием. Дальнейшее развитие понятие апперцепции . получило у Канта. По Канту, апперцепция есть высшая и в каждом субъекте тождественная форма самосознания, благодаря которой все многообразие наглядных представлений относится к представлению того субъекта, в котором это многообразие находится. Кант подчеркивает синтетический характер её актов. По Канту, апперцепция есть высшее условие единства всех понятий рассудка; единством апперцепция обусловлена возможность априорных синтетических суждений в науке и в философии. — В то время как Лейбниц и Кант выдвинули на первый план гносеологическую функцию апперцепции, кантианец Гербарт перенес центр тяжести в психологическое содержание этого понятия. По Гербарту, апперцепция есть акт ассимиляции вновь вступающих в поле сознания представлений, посредством воздействия на них со стороны сложных комплексов, образовавшихся в прошлом психическом опыте. Возможность апперцепции обусловлена, по Гербарту, механизмом сознания. Представления, исчезающие из сознания, не погибают бесследно, но, подвергшись торможению, продолжают существовать в качестве «стремления к представлению». Посредством ассоциаций или посредством самопроизвольного движения представления, ушедшие из кругозора сознания, могут вновь в него возвратиться. Процесс апперцепции состоит в том, что ушедшие из поля сознания массы представлений не остаются пассивными, но, посредством особого рода притяжения, стремятся присоединить к своему составу вновь появляющиеся представления. Учение Гербарта об апперцепции было сплошь механистично и интеллектуалистично, ибо оно сводило всю психическую жизнь к механическому движению и к механической борьбе одних лишь представлений. В духе волюнтаризма теорию апперцепции развил знаменитый психолог Вильгельм Вундт, учение которого об А. есть синтез всей предыдущей истории этого понятия, начиная с Лейбница. Под апперцепцией. Вундт разумеет всякий отдельный процесс, посредством которого мы ясно воспринимаем какое-нибудь психическое содержание. Характерный признак апперцепции состоит, по Вундту, в напряжении внимания; восприятие, не сопровождаемое состоянием внимания, Вундт называет перцепцией. Вундт различает два вида апперцепции: пассивную, при которой новое содержание схватывается вниманием мгновенно и без предварительной эмоциональной установки, и активную, при которой восприятие содержания предваряется чувством ожидания, а внимание направляется на новое содержание ещё до его появления. В эстетике понятие апперцепции широко применяется при изучении эстетического восприятия. Особенное значение понятие апперцепции получило в тех эстетических теориях, которые стремятся из устанавливаемых психологией законов и условий эстетического восприятия вывести нормативные предписания, регулирующие художественный процесс. Дело в том, что изучение апперцепции выдвинуло такие вопросы, как вопрос об объёме воспринимающего сознания, то есть о количественном пределе эстетических впечатлений, могущих быть воспринятыми в одном представлении; вопрос о прерывистом или непрерывном характере эстетического восприятия при перенесении внимания с одного психического содержания на другое; вопрос о градации моментов напряжения и ослабления в процессе эстетического восприятия и т. д.. В зависимости от ответов на все эти вопросы нормативные теории эстетики пытались указывать свойства эстетического объекта, которые должны быть налицо — чтобы объект во всем содержании своих элементов и с исчерпывающей полнотой мог быть воспринят в эстетическом впечатлении. Особенные надежды возлагались на теорию апперцепции при обсуждении таких вопросов, как проблема синтеза искусств. При этом исходили из мысли, что возможность синтеза искусств зависит не только от возможности объединения двух или нескольких искусств в лице одного художника, но также и от обусловленной законами психики возможности восприятия синтетических продуктов искусства. На этом основании многие эстетики, в том числе Лев Толстой, отрицали всякую возможность синтеза искусств, полагая, что даже если бы могли быть созданы совершенные произведения синтетического искусства, они, в силу ограниченности объёма апперцепирующего сознания, не могли бы быть полностью усвоены. Нормативные теории, основанные на законах апперцепции, явно несостоятельны. Несмотря на то, что к изучению апперцепции давно уже стали применять экспериментальные методы исследования, акты апперцепции до настоящего времени не изучены ещё в такой мере, чтобы на них можно было строить какие бы то ни было нормативные выводы в эстетике. К тому же формы апперцепции, её объём, состав, условия осуществления не суть постоянные, неподвижные психические величины; они изменяются вместе с изменением психики общественного человека. С другой стороны в основе всех нормативных теорий лежит неверная психологическая гипотеза, построенная на том, что эстетическое восприятие покоится исключительно на законе экономной траты сил. Новейшие работы по эстетике и в частности по теории литературы убедительно показали, что диалектика художественного процесса в целом ряде случаев побуждает художников к введению материалов, приемов и форм, не облегчающих, но напротив затрудняющих процесс эстетического восприятия. Условия, при которых художники испытывают необходимость в введении компонентов, затрудняющих усвоение произведения, определяются не имманентной логикой формального развития искусства, но социологическими причинами: диалектикой классового сознания и диалектикой развития самих общественных классов.  

Явление массовой апперцепции. 

     Вероятно  в мире осознанных сновидений имеет  место быть, одно очень удивительное явление - массовая апперцепция. 
Само явление апперцепции в обычной жизни довольно хорошо изучено психологами. 
         Восприятие человека зависит от его интересов и склонностей, зависит также и от психического состояния человека в момент восприятия, от его настроения, от того, чего он ожидает и что он хочет найти в воспринимаемых вещах. То есть существует прямая зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В ОСах значение апперцепции резко возрастает. Это одна из основных проблем беспристрастного составления общих законов сновидений, уникальных для всех. 
Foogoo когда то писал на сайте "стоит прочитать пару книжек Эрика Берна и сразу в голове появляются "Ребенок, взрослый и родитель", так кажется, прочитать Юнга и везде замаячат архетипы и символы. таким образом есть риск просто создать схему, некий шаблон, который со временем будет получать все больше и больше подтверждений, и жестче программироваться." 
        Явление массовой апперцепции интересно тем, что в области Осознанных Сновидений оно охватывает гораздо большее количество людей, и при этом проявляется на гораздо более большом качественном уровне. 
Вероятно причина массовой апперцепции кроется в не правельных выводах "авторитетов" которые мы зачастую принимаем на веру. 
Так что в сфере изучения осознанных сновидений явление апперцепции получило массовый характер, потому, что этих самых авторитетов не так много. От Лабержа мы знаем, что в западном обществе с начало преобладал стереотип "произнесённого имени". Дело в том что когда то давно русский философ Успенский занимающийся исследованием осознанных сновидений, как то решил, что произнесённое в ОСе имя должно пробудить человека. Ну он в первом же ОСе проверил свою гипотезу и подтвердил её. Его ученики тоже проверили - и подтвердили. Затем на западе уже через много лет после этого вновь возник интерес к ОСам, появились новые исследователи которые тоже принялись искать такого рода явления. Психолог Селия Грин попробовала во сне произнести во сне своё имя, зная, что у всех остальных в ОСе это вызывает пробуждения (предрассудок Успенского) и тоже проснулась успев только произнести своё имя. 
        Потом это же попробовала более известная исследователь ОС Патриция Гарфилд и тоже проснулась (а сколько у них всех было последователей...) все уже записали это в ранг закона и абсолютности для всех....пока не пришёл учёный Стивен Лаберж и спокойно не произнёс во сне своё имя разрушив тем самым многолетний стереотип. 
        Такого рода стереотипов существует много...например невозможность чтения книг в ОС, этому стереотипу кстати подвержен и я. 'Включение' света, когда якобы включатели в ОС не работают...тоже картографирование, когда многие люди слыша о определённых местах на карте, находят те же места на своей...Неорганики Кастанеды мучают многих его почитателей,"провода" и т.д. и т.п. 
         В конечном итоге массовая апперцепция становиться очень похожей на массовый психоз. 
         Массовая апперцепция это очень большая проблема исследования мира сновидений, которая не позволяет объективно и без пристрастно изучать его. Проблема ещё в том, что даже зная о своём предрассудке,(в моём случае это невозможность читать книги) очень тяжело от него избавится. Всё это требует исследования и тчательного изучения. Необходимо найти способ избавляться от такого рода предубеждений. и мне кажется я уже подобрался к нему.
 

Зрительные  иллюзии. 

     Сложный характер восприятия пространственных свойств и отношений предметов, в котором участвуют как непосредственные зрительные и мышечно-двигательные ощущения, так и временные связи между ними, приводит иногда к зрительным иллюзиям.

     Зрительными иллюзиями называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы и удаленности предметов.

     Иллюзии следует отличать от галлюцинаций. Последние возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности, воздействующих на органы чувств. Они имеют исключительно центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при непосредственном восприятии действительно существующих и воздействующих на рецепторы предметов, пространственные свойства которых, однако, неправильно воспринимаются.

     Зрительные  иллюзии разнообразны по своему характеру  и по причинам, лежащим в их основе.

     1. Неправильное восприятие величины предмета. Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей (рис. а). Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки (рис. б). Две совершенно равные линии АГ и ДГ воспринимаются как неодинаковые по размерам, если одна из них является диагональю меньшего, а другая — большего четырехугольника (рис. в).

     

     В первых двух случаях неправильное восприятие величины линий обусловлено тем, что они воспринимаются не изолированно, а как части более сложного целого. На рис. а мы видим, собственно, не линии, а две отличающиеся известной  сложностью фигуры, из которых одна действительно больше другой в соответствии с различным характером ограничивающих их углов. Поэтому и линии кажутся нам не равными. Та же самая закономерность имеет место и в примере с диагоналями: одна из них составляет часть большей, а другая — меньшей фигуры.

     Эти виды иллюзий объясняются общим  законом, по которому восприятие целого обусловливает характерные особенности  восприятия его частей: линия, входящая в состав большей фигуры, будет  восприниматься как большая, и наоборот.

     Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

     2. Искажение формы предметов. Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий (рис. г). Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий (рис. д).

     

     Этот  вид иллюзий находит свое объяснение в том законе восприятия, по которому резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных  на этом фоне предметов. Мы видим фон как бы сплошь заполняющим зрительное поле и не прерывающимся в месте расположения основного рисунка: при достаточной резкости фона форма основной фигуры меняется в соответствии с характером фона.

     3. Иллюзии геометрической перспективы. Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины (рис. е).

     

     Эти иллюзии объясняются тем законом  восприятия, по которому величина предметов  оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а  в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся. В нашем предшествовавшем опыте изображения предметов на сетчатке всегда уменьшались при их удалении от нас, а относительная разница величин сохранялась. Когда же теперь эта относительная разница нарушается и изображение предмета на сетчатке получается значительно большим, чем изображения других, равноудаленных с ним предметов, мы воспринимаем предмет как действительно больший.

     4. Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше ее действительной величины.

     

     Эта иллюзия настолько постоянна  и закономерна, что ее приходится учитывать во многих практических действиях, например при расчете высоты зданий в архитектурных проектах, при  установлении определенных размеров печатного  шрифта и т.д. Цифры (3) и (8) мы видим как состоящие из равных половин только потому, что в действительности верхние половинки этих цифр сделаны меньшими по сравнению с нижними: если цифры перевернуть, мы увидим, что их верзние и нижние половинки не равны. 
 

Иллюзии переработки информации

Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности. Посмотрите на рис. 7.

 
 
 

  Символ в центре - буква или  цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд, состоящий из букв, в центре будет "В" - к этому наблюдатель подготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, что это вовсе не буква, а цифра 13 - к такому решению подтолкнули цифры.

Подобные  иллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире. Интересны особенности избирательности восприятия. Если сказать человеку: в этой книге есть твоя фамилия, - то он сможет, очень быстро пролистав страницы, найти упоминание о себе. Причем ни о каком прочтении текста речи не идет. Такими навыками обладают корректоры, непостижимым образом вычленяющие в тексте ошибки, незаметные обычному читателю.

  В данном случае речь идет о профессиональных навыках, приобретаемых в процессе деятельности.

Восприятие  работает очень избирательно, когда  дело доходит до значимых, слишком  важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Негатив снимка лица практически не опознается, кажется совершенно неинформативным. Если геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми, то человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Парадоксально восприятие перевернутого изображения лица (рис. 8)

 
 
 

Если  рассматривать две фотографии лиц, повернутые вверх ногами, кажется, что  они не различаются: глаза, нос, губы, волосы - все идентично. Но, перевернув эти портреты, можно убедиться, что они абсолютно разные. На одном - спокойная и милая улыбка Джоконды, на другом - ужасная гримаса. Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе. 

Информация о работе Апперцепция