Актуальные проблемы специальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:31, реферат

Краткое описание

В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась психология в образовании. С 1989 года в стране началась подготовка психологов для системы образования, в штате школ появились психологи. Первоначальный замысел, связанный с обеспечением учебного процесса в русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений.

Оглавление

Введение 3

1. Специальная психология — относительно молодая наука. 6

2. Специальная психология как наука 8

3. Цели и задачи специальной психологии 10

4. Проблемное поле и задачи специальной психологии 13

5. Место специальной психологии в системе научного знания 15

6. Специальная психология и другие разделы психологии 17

Заключение 20

Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

актуальн пробл спец псих.docx

— 46.76 Кб (Скачать)

  Изучение особенностей психического развития при патологических состояниях привносит общие моменты в специальную и клиническую психологию.

  Взаимодействие специальной психологии с другими разделами психологической науки расширяется по мере дифференциации психологии в целом и появления новых задач специальной психологии. Так, начиная с 70-х годов прошлого века отечественная научная школа А. Р. Лурии интенсивно развивает детскую нейропсихологию, что представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика». Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными поражениями мозга, проводимое в рамках нейропсихологии, позволило выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о чем еще в 1934 году писал Л. С. Выготский. Концепция Л. С. Выготского об изменчивости межфункциональных связей и отношений в процессе формирования высших психических функций позволила указать направление изменений в процессе развития: «вверх» — на еще не сформировавшиеся функции и «вниз» — на уже сложившиеся. Изменчивость межфункциональных связей обусловливает зависимость характера отклонений в развитии от времени воздействия патогенного фактора. Этот вывод способствовал уточнению задач психологической диагностики и научному обоснованию обучения детей с нарушениями в развитии. Сегодня можно уверенно говорить о широком применении нейропсихологических методов в специальной психологии (см. работы Н. К. Корсаковой, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др.).

 Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента. Поскольку специальная психология является междисциплинарной наукой и одновременно областью психологии, предметом ее изучения становятся многие аспекты (клинико-психологический, социально-психологический и др.) различных разделов психологии. Специальная психология использует полученные знания для понимания атипичного развития в целях нахождения путей оптимальной социализации лиц с атипией. Широкие связи специальной психологии и других областей психологической науки расценивались и расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен. Некоторые авторы (В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов) считают специальную психологию частью патопсихологии, обосновывая свои взгляды тем, что обе науки изучают нарушения психического развития и психической деятельности людей. По их мнению, эти науки имеют одинаковый предмет. А. В. Петровский, напротив, говорит о том, что патопсихология, исследующая отклонения в развитии психики, распад психики, является одной из ветвей специальной психологии. Однако с этим, казалось бы, логичным утверждением трудно согласиться.  

  Специальная психология изучает специфику нарушений развития психической сферы у детей, тогда как патопсихология изучает закономерности распада сформировавшейся психики, структуры личности. Известно, что процессы развития и распада подчиняются разным закономерностям и имеют качественные особенности, не позволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Кроме того, специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и педагогики и «обслуживает» их теоретические и практические потребности, а патопсихология направлена на решение задач психиатрической клиники. В связи с этим включение специальной психологии в патопсихологию и обратная операция представляются неправомерными. С другой стороны, высказывались взгляды о специальной психологии как разделе дефектологии (Петрова В. Г., Лубовский В. И., Розанова Т. В. и др.). Действительно, возникновение специальной психологии обусловлено необходимостью психологической помощи детям и взрослым с отклонениями от нормального развития, вызванными врожденными или приобретенными дефектами. Изначально специальная психология была ориентирована на теоретическую и практическую дефектологию. Однако дефектология — педагогическая наука, обращенная к задачам специального образования. Поскольку значительная часть исследований с позиций специальной психологии проводилась в рамках дефектологии, целесообразно рассмотреть взаимодействие этих наук подробнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  Главный принцип, которым мы должны руководствоваться, — «Не навреди!». Не навреди скоропалительной, несогласованной заменой понятий, однозначно квалифицирующих состояние человека, на неопределенные и многозначные. При нечеткой терминологии определения перестают выполнять свою главную функцию — языка общения специалистов по поводу предмета своей деятельности, и это грозит развалом самой науки. Так что польза от революционных замен одних терминов другими сомнительна. Но развитие науки невозможно без пополнения ее словаря новыми терминами и замены устаревших.

  Специальная психология, будучи «родной дочерью» дефектологии и «приемным ребенком» психологии, в полной мере испытывает на себе негативное влияние неоднозначности понятийного аппарата, используемого со стороны обоих «родителей».  Многозначность таких понятий, как «личность», «интеллект», «норма развития» и другие, создает условия для столь же неоднозначной квалификации состояния детей и подростков. Ввиду закрытости отдельных терапевтических ассоциаций, превращения их в своего рода клубы для посвященных возникает реальная опасность их инкапсуляции. Они фактически работают только на свой метод. Практические психологи в большинстве своем оказываются вне этих ассоциаций, поскольку часто не имеют возможности оплатить соответствующие курсы, или становятся апологетами какого-либо одного направления — того, на овладение которым хватило средств или которое модно в настоящее время.

  Совсем недавно дефектология являлась неотъемлемой составной частью специальной психологии. В «Дефектологическом словаре» 1970 года говорится, что «это наука о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушениями движений и др.), закономерностях их воспитания, образования и обучения». Но в «Психологическом словаре» 1997 года находим: «Психология специальная — раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранном слухе (алалики, афазики)».  

То есть при определении специальной  психологии как самостоятельной  отрасли терминологически было зафиксировано  сужение сферы ее интересов, хотя в действительности произошло расширение за счет выделения специального направления  по оказанию психологической помощи детям с расстройствами эмоционально-волевой  сферы и поведения, с ЗПР, со сложными недостатками развития.

Подобные  «неточности» находим и в расшифровке  научной специальности: «19.00.10 —  коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей)». А где все остальные  категории? И хотя к защите по данной специальности представляются работы, выполненные при изучении самых  разных категорий детей и взрослых с недостатками развития, формально  оговорены только три. Определение специальной психологии было сформулировано в концепции специальной психологической помощи в системе образования и обсуждалось на всероссийском семинаре «Проблемы специальной психологии в образовании» в ноябре 1998 года: «...это психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение».

  Таким образом, в центре внимания специальной психологии дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья.

  Основными целями специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение.

  В определении основных целей службы специальной психологической помощи предлагается термин «дети с особыми образовательными потребностями», который представляется нам адекватным тем специфическим задачам, которые призвано решать специальное образование в целом и специальная психология в частности. Однако уже появился и находит все более широкое распространение в новой нормативно-правовой документации термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», который призван заменить понятие «дети-инвалиды». Но во Всемирной организации здравоохранения и в нашей отечественной реализуются специальные реабилитационные программы, участие в которых возможно только при наличии статуса инвалида. Поэтому переход на новые термины пока ограничен разработкой государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  Аналогично должны решаться и вопросы изменения названий отдельных категорий детей с отклонениями в развитии. В частности, на страницах «Школьного психолога» уже печатались предложения по изменению названий отдельных видов психического дизонтогенеза.

  Больше всего споров ведется по поводу крайне разнородной группы детей, обозначаемых как дети с ЗПР. Для большинства исследователей и практиков по отношению к данной группе детей ключевыми словами стали «эмоционально-волевая незрелость», «слабовыраженные нарушения познавательной деятельности», «слабость произвольной регуляции деятельности». Но надо сказать, что никто никогда не мешал нам, психологам, говорить об этих детях в психологических понятиях. Более того, «задержка психического развития» — это клинический диагноз, в постановке которого должно учитываться состояние психического развития ребенка и соотношение проблемных и сохранных сторон психической деятельности.

  Главная сложность в отношении данной группы детей состоит в том, что из Международной статистической классификации болезней исчезла категория «задержка психического развития». Остались некоторые расстройства, которые являются типичными для данной группы, как, например, «нарушение активности внимания», «гиперкинетическое расстройство поведения». Но данные нарушения далеко не исчерпывают специфику психического состояния ребенка.

  Необходимость работы по пересмотру ныне действующего понятийного аппарата и этики его использования ощущается и в среде многочисленных ассоциаций родителей детей с отклонениями в психическом развитии. Понимая естественное желание родителей, имеющих детей с недостатками в развитии, избавить их и семью от психологического остракизма со стороны общества, мы не можем согласиться, что дело только в том, как назвать этих детей. Родители глубоко умственно отсталых детей особенно часто выдвигают требование — отказаться от термина «умственная отсталость». В данном контексте представляется целесообразным формировать адекватные представления у нормально развивающихся детей и их близких о лицах с недостатками в развитии. Сделать их более понятными, а отсюда — неопасными. Положительные сдвиги в этом направлении могут быть только при реализации комплекса мер как социально-психологического, так и экономического характера. Интеграция детей с различными отклонениями в развитии в учреждения общего образования должна тщательно готовиться, иначе можно ожидать еще большую травматизацию ребенка по сравнению с пребыванием его в специальном образовательном учреждении. Учитывая, что специальная психология является развивающейся областью науки и практики, находящейся на стыке психологии, педагогики и медицины, продолжение разговора о ее понятийно-терминологическом аппарате, месте в ряду других смежных дисциплин, таких, как дифференциальная психология, патопсихология, медицинская психология, специальная педагогика, может быть полезным и интересным, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
  2. Немов, Р.С. [Текст] / Р.С. Немов. –М.: Просвещение, 1990. – 154, [2] с.; 21 см. – (Психология). – На обл. авт. указан. – Библиогр.: с. 301. – 5000 экз. – ISBN 5-09-001742-5.
  3. Николаенко, В.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. – М.: ИНФРА, 2000. – 295 с.
 
  1. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59.
 
  1. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Л.И.Переслени. – М.:Академия, 2002. – 480 с.

Информация о работе Актуальные проблемы специальной психологии