Акцентуации и психопатии у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:32, реферат

Краткое описание

Психопатии — это такие аномалии характера, которые «определяют весь
психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой
властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь
резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде» .

Файлы: 1 файл

акцентуации и психопатии у подростков.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

 

 

 

   Исследования позволили выделить  в  подростковом  возрасте  два  варианта

циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные  циклоиды  в  детстве  ничем  не  отличаются  от  сверстников   или

производят впечатление гипертимов. С наступлением  пубертатного  периода,  а

еще чаще в  16-19  лет,  когда  половое  созревание  завершается,  возникает

первая   субдепрессивная   фаза.   Чаще   она    проявляется    апатией    и

раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все  валится  из  рук.  То,

что раньше давалось легко  и  просто,  теперь  требует  неимоверных  усилий.

Труднее становится  учиться.  Людское  общество  начинает  тяготить.  Шумные

компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются.  Приключения  и

риск  теряют  всякую  привлекательность.  Прежде  бойкие  подростки   теперь

становятся  унылыми  домоседами.  Падает  аппетит,  прежде  любимые  кушанья

перестают  вызывать  удовольствие.  Созвучно  настроению   все   приобретает

пессимистическую окраску. Мелкие  неприятности  и  неудачи,  которые  обычно

начинают  сыпаться  из-за  падения  трудоспособности,  переживаются   крайне

тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже  грубостью  и

гневом, но в глубине души от них впадают в  еще  большее  уныние.  Серьезные

неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние  или

вызвать  острую  аффективную  реакцию  интрапунитивного  типа  с  суицидными

попытками. Обычно лишь в  этом  случае  подростки  попадают  в  поле  зрения

психиатра

В  субдепрессивной  фазе  ахиллесовой  пятой   становится   коренная   ломка

жизненного  стереотипа.  Этим,  видимо,   объясняются   присущие   циклоидам

затяжные  субдепрессивные  состояния  на  первых   курсах   высших   учебных

заведений.  Резкое  изменение  характера   учебного   процесса,   обманчивая

легкость  первых  студенческих  дней,  отсутствие  ежедневного  контроля  со

стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в  короткий  срок

зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в  школе,  материала  —

все это  ломает  привитый  предшествующим  десятилетием  учебный  стереотип.

Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в  субдепрессивной

фазе это  не  приводит  к  желаемым  результатам.  Переутомление  и  астения

затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и  умственным

занятиям вообще.

Лабильные  циклоиды  в  отличие  от  типичных  во  многом   приближаются   к

лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче —  два-

три  «хороших»  дня  сменяются  несколькими  «плохими»  «Плохие»  дни  более

отмечены   дурным   настроением,   чем    вялостью,    упадком    сил    или

неудовлетворительным  самочувствием.  В  пределах  одного  периода  возможны

короткие перемены  настроения,  вызванные  соответствующими  известиями  или

событиями.  Но  в  отличие  от  описываемого  далее  лабильного   типа   нет

чрезмерной  эмоциональной  реактивности,  постоянной  готовности  настроения

легко и круто  меняться  от  незначительных  причин.

Как  у  типичных,  так  и  у  лабильных  циклоидов  реакции  эмансипации   и

группирования со сверстниками усиливаются  в  периоды   подъема.   Увлечения

отличается нестойкостью—в субдепрессивные периоды их забрасывают,  в  период

подъема — возвращаются  к  ним,  или  находят  новые.  Выраженные  нарушения

поведения  (делинквентность,  побеги  из  дому  и  т.   п.)   циклоидам   не

свойственны. Но в  периоды  подъема  они  могут  обнаруживать  склонность  к

алкоголизации в компаниях.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере  того,  как

накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка  такого  опыта

еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.

Циклоидная  акцентуация  лишь  изредка  попадает  под  наблюдение  психиатра

(обычно это случаи суицидных попыток).

 

 

 

                                ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

 

   Главная черта лабильного типа  —  крайняя  изменчивость  настроения.  Как

известно, изменчивость настроения  вообще  присуща  подросткам.  В  какой-то

мере почти все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому  диагностика

данного типа  в  подростковом  возрасте  представляет  трудную,  но  все  же

выполнимую задачу. О формировании  лабильного  типа  можно  говорить,  когда

настроение меняется слишком часто и  чрезмерно  круто,  а  поводы  для  этих

коренных перемен бывают ничтожны.

   Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и  значительная

их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и  сон,  и

аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному  или  только  вместе  с

близким человеком или же устремиться  в  шумное  общество,  в  компанию,  на

люди. Соответственно настроению меняется и отношение  к  своему  будущему  —

оно то расцвечивается самыми радужными красками, то представляется  серым  и

унылым. И прошлое то предстает как цепь приятных  воспоминаний,  то  кажется

сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей.

   Маломотивированная   смена   настроения   иногда   создает    впечатление

поверхностности и легкомыслия. На самом деле подростки этого  типа  способны

на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде  всего

сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем,  от  кого  они

сами чувствуют любовь, заботу и участие. К  ним  привязанность  сохраняется,

несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

   Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они

неосознанно ищут психотерапевта.

   Лабильные  подростки  весьма  чутки  ко  всякого  рода  знакам  внимания,

благодарности, к похвалам и поощрениям — все  это  доставляет  им  искреннюю

радость, но вовсе не побуждает к  заносчивости  или  самомнению.  Порицания,

осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются  и  способны  погрузить  в

беспросветное уныние.

   Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они

чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется  в

виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения,  которые  обычно

трактуются взрослыми как простое упрямство или капризы.

  Тяга  к  группированию  со  сверстниками   также   подчинена   изменениям

настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, в  плохие  —

избегают общений. В группе сверстников они не  претендуют  на  роль  вожака,

охотно довольствуются положением  любимца  и  баловня,  которого  опекают  и

защищают более стеничные приятели.

   Им  чужды   и   опьяняющий   азарт   игр,   и   скрупулезная   дотошность

коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости,  умений,

и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более  они

нигде не претендуют  на  лидерство.  Общение  с  товарищами,  художественная

самодеятельность   да   еще   некоторые    домашние    животные    (особенно

привлекательна собственная собака) относятся к тому роду увлечений,  которые

дают легкий отток эмоциональной энергии,  наполняющей  в  моменты  перепадов

настроения. Ни одно из хобби не длится долго и скоро сменяется другим.

  Самооценка отличается  искренностью.  Лабильные  подростки  хорошо  знают

особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения»  и  что  от

настроения у них зависит все. В том, как к  ним  относятся  окружающие,  они

обнаруживают хорошую интуицию — сразу при первом контакте чувствуют,  кто  к

ним   расположен,   кто   безразличен,   а   в   ком   таится   хоть   капля

недоброжелательности   или   неприязни.   Ответное    отношение    возникает

незамедлительно и без попыток его утаить.

    «Слабым местом» данного типа является отвержение со стороны эмоционально

значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

    Лабильная акцентуация  может  служить  почвой  для  острых  аффективных

реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии.

   Именно только в этих случаях лабильные подростки попадают под  наблюдение

психиатра.

 

 

 

                          АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

 

 

   Этот  тип  является  той  точкой,  где  области  психопатий  и   неврозов

соприкасаются особенно тесно. Нет нужды доказывать,  что  лица,  склонные  к

неврастеническим  реакциям,  обладают  особым  складом  характера.   Поэтому

астено-невротический   тип   правомерно   рассматривать    как    одну    из

разновидностей   акцентуаций,   которая    благоприятствует    невротическим

реакциям, особенно  неврастенического  круга.  На  основе  этой  акцентуации

может  начаться  «невроз  развития»  или,  точнее   невротическое   развитие

Критериями для разграничения невротических  развитии  от  психопатий  служат

отношение  личности  к  своим  переживаниям,  нарушениям  и  т.  п.  как   к

болезненным, чуждым, от которых жаждут избавиться.

  Подростки астено-невротического типа лишь изредка попадают под наблюдение

психиатра и вовсе не потому, что этот  тип  в  данном  возрасте  встречается

исключительно редко.

  С    наступлением    полового    созревания,    физического    возмужания

невропатические черты могут сглаживаться. Но  в  некоторых  случаях  детская

невропатия может трансформироваться  в  астено-невротическую  акцентуацию  и

служить у  подростков  почвой  для  невротических  реакций  и  невротических

развитии. Наконец, иногда этот тип акцентуации может впервые  развертываться

в подростковом возрасте.

  Главными чертами  астено-невротической  акцентуации  являются  повышенная

утомляемось, раздражительность и склонность к ипохондричности.  Утомляемость

особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические  нагрузки

переносятся  лучше,  однако  физические  напряжения,   например   обстановка

спортивных   соревнований,   оказываются   непереносимыми   Раздражение   по

ничтожному поводу легко изливается на окружающих,  порою  случайно  попавших

под горячую руку, и столь же легко  сменяется  раскаянием  и  даже  слезами.

Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.

   При этом типе акцентуации не встречается ни делинквентности,  ни  побегов

из дому, ни алкоголизации.

   Стремление  к  эмансипации  от  старших  или  тяга  к  группированию   со

сверстниками,  не   получая   прямого   выражения   в   силу   астеничности,

утомляемости,  могут  исподволь   подогревать   маломотивированные   вспышки

раздражения в  отношении  родителей,  воспитателей,  побуждать  к  обвинению

близких в том, что они не уделяют должного внимания их  здоровью,  или  даже

порождать  глухую  неприязнь   к   сверстникам,   у   которых   подростковые

поведенческие реакции выражаются прямо и открыто.

  Самооценка   при   астено-невротической   акцентуации   обычно   отражает

ипохондрические установки. В мыслях о  будущем  центральное  место  занимают

заботы о собственном здоровье.

 

 

                               СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

 

 

   Этот  психоз  развивается  у   личностей   особого   склада:   чрезмерная

чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими  моральными

требованиями к  самим  себе,  с  «этической  скрупулезностью».  Под  ударами

судьбы  они  легко  становятся   крайне   осторожными,   подозрительными   и

замкнутыми. Было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное  чувство

«собственной недостаточности».

   Сенситивная психопатия формируется относительно  поздно.  Ее  становление

чаще всего падает на возраст 16—19 лет, т. е. на постпубертатный период,  на

время самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Однако с детства обнаруживаются такие черты  характера,  как  пугливость  и

боязливость.  Такие  дети  часто  боятся   темноты,   сторонятся   животных,

страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных  сверстников,

не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных  шалостей,  избегают

больших  детских  компаний,  чувствуют   робость   и   застенчивость   среди

посторонних, в новой обстановке и вообще не  склонны  к  легкому  общению  с

незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они  достаточно

общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с  малышами,  чувствуя

себя среди них увереннее и спокойнее.  Чтению  многие  из  них  предпочитают

тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают  чрезвычайную

привязанность, даже при холодном к ним отношении  или  суровом  обращении  с

ними. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

   Школа  пугает  их  скопищем  сверстников,  шумом,  возней  и  драками  на

переменах, но, привыкнув  к  одному  классу  и  даже  страдая  от  некоторых

соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся  обычно

старательно.  Пугаются  всякого  рода  проверок,   контрольных,   экзаменов.

Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех,  или

наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть  выскочкой  или

чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

   Начало  пубертатного  периода  обычно  проходит  без  особых  осложнений.

Информация о работе Акцентуации и психопатии у подростков