Адаптация ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить проблемы адаптации ребенка к школе.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать общую характеристику адаптации.
3.Провести экспериментальное исследование особенностей адаптации ребёнка к школе.
4.Проанализировать особенности личностного развития детей 6-7 лет.

Файлы: 1 файл

адаптация ребенка к школе.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

Введение

Адаптация (от латинского adapto- приспособляю)- приспособление строений функций организма, его органов и клеток к условиям среды. [1, с 8] Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Независимо от того, когда ребёнок пошел в школу в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. В этот период важно, как ребёнок переживает ту систему отношений, в которую он включён, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменяется восприятие своего места в семье, в отношениях со сверстниками, происходит смена приоритетов. Игра уходит на второй план, хотя он продолжает также увлечённо играть еще долгое время. Учебная деятельность становится важной в жизни младшего школьника. В период кризиса семи лет, происходит то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Ребёнок очень четко переживает успехи или неудачи в учёбе. Дети по-разному адаптируются к школе. Для кого-то адаптация проходит не заметно, например, если ребёнок уже побывал в детском дошкольном учреждении. Для кого-то труднее. Так или иначе, адаптация у ребёнка к школе проходит достаточно тяжело. Это связанно с адаптацией ребёнка к новому режиму дня, к классному коллективу, изменение отношения родителей к ребёнку. Если адаптация проходит не успешно, то ребенок может отказываться ходить в школу, часто болеть. Нужно отметить, что проблема адаптации является актуальной, так влияет на здоровье ребенка, на его будущее положение в обществе. Важно, чтобы родители и учитель не забывали про то, что каждый ребенок имеет свои рамки адаптации. [2, с 252]

Цель: изучить  проблемы адаптации ребенка к  школе.

Задачи:

1.Проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по теме исследования.

2. Дать общую  характеристику адаптации.

3.Провести экспериментальное  исследование особенностей адаптации  ребёнка к школе.

4.Проанализировать  особенности личностного развития  детей 6-7 лет.

Объект исследования: ребенок в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: проблемы адаптации ребёнка к  школе.

Гипотеза: адаптация  к школе у детей младшего школьного  возраста успешна при условии:

• Положительного микроклимата в классе;

• Наличие внутренней мотивации у ребенка;

• Положительное отношение учителя к ребенку;

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы:

• Анализ психолого-педагогической литературы;

• Проективные методы.

База исследования:  средняя общеобразовательная школа  №3   г. Ясного, 1 класс, количество детей участвовавших в эксперименте 28

 

Глава 1 Теоретический анализ проблемы адаптации  ребенка к школе.

§1.1 Основные подходы к изучению адаптации  ребенка к школе в отечественной  и зарубежной литературе.

 

Поступление в  школу знаменует начало нового возрастного  периода. Ведущей деятельностью  становится учебная деятельность. Особенностями  детей младшего школьного возраста посвящены работы Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. Л. Венгера, М. Мартина, К. Уолтман-Гринвуда.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно  направленная на усвоение знаний, умений, навыков, выработанных человеком. [14, с 228]

Считается, что  учебная деятельность определяет возникновение  психологических новообразований  – рефлексию, произвольность, внутренний план действий, которые необходимы для освоения такого важнейшего элемента культуры, как инструкции, или способы  действия с предметами.

Без рефлексии  невозможно выделение самих способов действия как особого свойства активности; произвольность позволяет разделять  разные планы реальности и действия в них; внутренний план действий обеспечивает необходимую систему координат  для организации психологического пространства Я. [18, с 486]

Формирование  полноценной учебной деятельности у младших школьников может происходить  лишь на основе вполне определенного  принципа развертывания материала, адекватного содержательному обобщению. [20, с 196]

Как отмечает Л. И. Божович, обучение детей шести лет без необходимой мотивации не способствует развитию познавательной потребности, лежащей в основе психического развития школьников, в том числе и произвольного поведения. [3, с 7]

Мотивы учения в младшем школьном возрасте неустойчивы, мало осознаются, их формирование требует  специальных усилий со стороны учителя. Именно в этот период необходимо укрепить любознательность и самостоятельность  ученика, и сориентировать его на общие и обязательные для всех школьные правила. [3, с 9]

Исследования  Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показали, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин выделяет следующие параметры:

-умение подчинять  свои действия правилу;

-умение ориентироваться  на заданную тему требований;

-умение слушать  говорящего, выполнять задания, предлагаемые  в устной форме;

-умение самостоятельно  выполнять задание по воспринимаемому  зрительному образцу. [3, с 10]

А.Л. Венгер выделяет 3 уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным        материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;  усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично  относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. [4, с 17-18]

Нужно отметить, что ребенок, посещавший дошкольное образовательное учреждение, адаптируется к школе намного быстрее, чем  его сверстник, не посещавший данное учреждение. Учитель должен принимать  это во внимание. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним  задач помогают принять требования учителя, касающиеся его поведения, его отношений со сверстниками, приспосабливаться  к новому режиму дня, распорядку занятий, последовательности дел. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, они воспринимаются учениками  как общественно значимые и необходимые. Школьник, не знающий и не умеющий  вести себя на уроке, начинает выяснять эти правила методом проб и  ошибок. Учитель должен не только дать детям знания о нормах поведения  уже в первые дни обучения, но и научить ребенка использовать полученные знания и делать правильные выводы. [6, с 70]Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Для этого учитель должен помочь детям познакомится, сблизиться, создать атмосферу взаимопонимания и помощи. Эмоции, которые ребенок получит при общении со сверстниками во многом,  определят его адаптацию к школе. Поэтому, отношение учителя к ребенку определяет отношение его одноклассников к нему. Как правило, учитель для ученика - высший авторитет. Он должен избежать критики ребенка в присутствии детей, от негативного отношения к ребенку, иначе дети будут следовать примеру учителя, и так же относится к своему однокласснику. Задача учителя - поддерживать дружбу ребят по интересам. [6, с 71]Учитель, в свою очередь, несет большую ответственность за оценку, которую он ставит ученику, так как эта оценка, в конечном счете, становится оценкой его личности в целом. Поэтому в процессе адаптации отметки не должны использоваться для оценки успехов учащихся, так как эта ситуация может быть психотравмирующей для ребенка, что затруднит его адаптацию к школе. Поэтому оценки, чаще всего, заменяются на звездочки, значки. Не следует оставлять без внимания успехи учеников, даже не большие. Но неудачи не должны быть всеобщим достоянием – это может существенно осложнить адаптацию ребенка к школе. Учителю следует поговорить с такими учащимися наедине. [6, с 72]

Одна из задач, которая стоит перед учеником, - это усвоение им определенных знаний, умений и навыков. Как уже ранее  было отмечено,  готовность к обучению у всех детей различна. Сложность  заключается в том, что  происходит смена деятельности. На первых этапах адаптации мотивы, связанные с  познанием, учением, недостаточно развиты. Ценностью для учащихся не должно стать получение знаний ради хорошей  оценки или ради избежания наказания. Ценностью должны являться сами знания. [6, с 74]

Физиологическая и психологическая адаптации  ребенка к школе.

Процесс физиологической  адаптации  ребенка к школе  можно разделить на несколько  этапов, каждый из которых имеет  свои особенности. То, какие изменения  происходят в организме ребенка  при адаптации к школе, много  лет изучали специалисты Института  возрастной физиологии РАО. [6, с 75]  Ими  было выделено три основных этапа  физиологической адаптации:

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ  на весь комплекс новых воздействий, все системы организма отвечают бурной реакцией. Длительность этапа  примерно две – три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособлении, когда  организм ищет и находит какие  – то оптимальные варианты реакций  на эти воздействия.

Третий этап – период относительно устойчивого  приспособления, когда организм находит  наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Чем больше напряжение потребуется от каждой системы организма, тем больше ресурсов потратит организм. Но нужно отметить, что возможности  детского организма не безграничны, и длительное переутомление могут  привести к нарушению здоровья. [6, с 76]

Продолжительность этих трех этапов адаптации приблизительно занимает пять – шесть недель. По истечению этого времени, у ребенка  начинает формироваться устойчивая работоспособность. [6, с 77]

К наиболее важным факторам психологической адаптации  ребенка к школе относятся  готовности к обучению, отношения  в семье, индивидуально – психологические  особенности ребенка.

В возрастных и  индивидуально – психологических  особенностях  ребенка следует  отметить, что успешность адаптации  определяется уровнем подготовленности ребенка к школе.

Л. И. Божович отмечала важность личностной и интеллектуальной готовности к школе. Эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям. [3, с 61]

Основными показателями психологической адаптации ребенка  к школе являются формирование адекватного  поведения, установления контактов  с учащимися, учителем, овладение  навыками учебной деятельности. Но, социально – психологическая  адаптация детей к школе проходит по-разному.

Успешность адаптации  зависит от готовности  ребенка  к началу систематического обучения. [6, с 79]Организм должен быть функционально  готов. В противном случае процесс  адаптации будет проходить с  большим напряжением и может  затянуться. Также на успешность адаптации  влияет возраст ребенка. У шестилетнего ребенка привыкание к школе проходит медленнее, чем у семилетнего. Еще один фактор, влияющий на успешную адаптацию ребенка это состояние здоровья. [6, с 80]

Сложность адаптации  заключается в нарушении организации  внешкольного режима дня. Наблюдается  сокращение ночного сна. Также родители начинают переутомлять ребенка дополнительными  занятиями, кружками,  секциями. Требуют  от ребенка только положительных  оценок, и для этого готовы заниматься несколько часов в день чтением, математикой со своим ребенком. Все  это приводит к эмоциональному напряжению детского организма, и могут наблюдаться  срывы. [3, с 62]

Таким образом, успешность адаптации зависит от состояния здоровья ребенка и  изменения его показателей под  влиянием учебной нагрузки.

Период адаптации  к школе завершается либо возникновением состояния адаптированности, либо формированием школьной дезадаптации, рассматриваемой многими авторами как совокупность различных психофизиологических нарушений, отклонений в эмоциональной сфере, поведении и личностном развитии ребенка.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиями новой социальной ситуации. [7, с 33]

Дезадаптация социальная – нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. [7, с 34]

Важным фактором, определяющим наличие у ребенка  эмоциональных нарушений, которые  связаны с отказом посещать школу уже в первом классе, является семья. М. Мартин и К. Уолтман-Гринвуд выделяют следующие основные характеристики семей, в которых воспитывается ребенок, отказывающиеся посещать школу:

-наличие невротических  расстройств у одного или у  обоих родителей;

-непродуктивный  тип семейного воспитания;

-высокая тревожность  матери;

-отсутствие  отца либо его неучастие в  воспитании ребенка;

-единственный ребенок в семье. [3, с 50]

 

§1.2 Особенности  развития младших школьников.

 

  Младший  школьный возраст характеризуется  относительным преобладанием процессов  адаптации над процессами индивидуализации. Социальная позиция первоклассника  требует от него умения строить  взаимоотношения со сверстниками  на иных основаниях, чем это  было в дошкольном возрасте. Цели  взаимодействия в основном, как  и раньше, задаются извне, взрослым, и лишь отчасти генерируются  участниками совместной деятельности. Младшие школьники в основном  сотрудничают друг с другом,  прежде всего как представители  определенной социальной общности  – «учащихся». В учебной деятельности  межличностные контакты учащихся  опосредованы влиянием учителя;  непосредственное взаимодействие  первоклассников на уроке представлено  минимально. Взаимооценки учащихся опосредованы оценками учителей, в поле зрения которых оказывается преимущественно ролевое поведение первоклассников – то, как они учатся и как ведут себя. [10, с 123]

Информация о работе Адаптация ребенка к школе