Адаптация человека к окружающей среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исследования предполагалось решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации личности; 2. Определить тип темперамента у двух представленных людей; 3. Изучить особенности социально-психологической адаптации испытуемых с разным темпераментом в новом трудовом коллективе; 4. Сделать выводы о влиянии свойств личности на адаптацию в обществе.

Оглавление

Введение стр.


Глава 1. Адаптация личности как сложное общественное явление стр.


Сущность и основные характеристики адаптации стр.


1.2. Девиантное и деликвентное поведение как нарушения адаптации стр.

Глава 2.Изучение особенностей адаптации в коллективе людей с разными типами темперамента стр.


2.1.Определение типа темперамента испытуемых стр.


2.2.Изучение особенностей адаптации людей с разным типом темперамента в коллективе стр.


2.3.Выводы и рекомендации стр.


Заключение стр.


Список использованных источников стр.



Приложение

Файлы: 1 файл

адаптация.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Минский Институт Управления 
 

Факультет правоведения                                                «К защите допускаю»
Кафедра юридической психологии     _____________В. М. Козубовский
 

«____» ____________________2004г. 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Общая психология»

 
 
 

На  тему: «АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы

3801з  заочного отделения 

Бубенок Екатерина Ивановна

Научный руководитель:

доктор  психологических  наук

Козубовский В.М. 
 
 
 
 
 

Минск 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   стр.

 

Глава 1. Адаптация личности как сложное  общественное явление стр. 

    1. Сущность  и основные характеристики адаптации  стр.
 

1.2. Девиантное и деликвентное  поведение как  нарушения адаптации стр.

Глава 2.Изучение особенностей адаптации  в коллективе людей с разными типами темперамента  стр. 

2.1.Определение  типа темперамента  испытуемых  стр. 

2.2.Изучение  особенностей адаптации  людей с разным  типом темперамента  в коллективе стр. 

2.3.Выводы  и рекомендации   стр. 

Заключение   стр. 

Список  использованных источников стр. 
 

Приложение  А. Вопросы к методике «Определение свойств темперамента»  стр. 
 

Приложение  Б. Вопросы к тесту на адаптацию  в трудовом коллективе стр. 
 

Приложение  В. Вопросы к беседе на особенности  социально-психологической адаптации  стр. 
 

Приложение  Г. Результаты тестирования Светланы Д.  стр. 
 

Приложение  Д. Результаты тестирования Ксении Ш.  стр.

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

      В контексте исследования проблемы становления  и развития человека процесс адаптации  является одним из актуальных. В  наиболее общем смысле адаптация рассматривается как процесс общего приспособления организма к условиям существования, обычно новым или внезапно изменившимся. Спецификой адаптации является то обстоятельство, что этот процесс связан с социализацией личности, ее интеграцией в социальный мир и в связи с этим представляет собой одно из сложнейших общественных явлений, включающих различные стороны жизнедеятельности человека.

      Понятие «адаптация» не имеет однозначного определения в науке. В современной  научной литературе термин «адаптация» употребляется, во-первых, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней; во-вторых, как процесс приспособления личности к меняющимся условиям и, в-третьих, как взаимная интеграция человека и среды, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в различных сферах деятельности.

      Ж. Пиаже отмечал, что адаптация  – это состояние индивида и  социальной среды, при котором соблюдается  равновесие между воздействием организма на среду и наоборот. Логически развивая эту точку зрения можно прийти к положению о том, что равновесие – адаптация – это нормальное состояние личности, а всякое отклонение от него должно рассматриваться как дезадаптация, которую необходимо устранить или компенсировать. А.Н. Комозин определял процесс адаптации как взаимное приспособление, в результате которого происходит более полная реализация потребностей, интересов личности, а также требований и целей коллектива. Адаптацией личности также занимались Дедук О. Ю., Литовченко В. Н., Руденский Е. В. и др. [№4, стр.76]

      Целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической  адаптации в коллективе людей  с разным темпераментом.

      В ходе исследования предполагалось решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации личности; 2. Определить тип темперамента у двух представленных людей; 3. Изучить особенности социально-психологической адаптации испытуемых с разным темпераментом в новом трудовом коллективе; 4. Сделать выводы о влиянии свойств личности на адаптацию в обществе.

      В начале исследования мы предполагали, что индивид с флегматическим типом темперамента в силу своей  малой активности и низкого темпа  в общении хуже адаптируется в новом коллективе, нежели индивид с холерическим типом темперамента.

      Таким образом, предметом нашего исследования стала социально-психологическая  адаптация личности, а объектом –  молодые женщины 26 лет.

      В методологию исследования вошли  методы изучения литературы и передового опыта классиков психологии, а также экспериментальный метод.

      Испытуемыми были две молодые женщины 26 лет, с  разными типами темперамента (холерическим и флегматическим), имевшие опыт адаптации в новом рабочем  коллективе.

      Ход эксперимента заключался в следующем: сначала изучались типы темперамента испытуемых с помощью методики В. М. Русалова «Определение свойств темперамента»; затем выявлялись особенности социально-психологической адаптации испытуемых в коллективе при помощи теста Б А. Блохина на социально-психологическую адаптацию в новом трудовом коллективе «Как вы адаптировались на работе». Затем делались выводы о влиянии темперамента на социальную адаптацию личности. Экспериментальный материал представлен в приложении. Данные обрабатывались в традиционном порядке: сначала изучались результаты тестов на темперамент и адаптацию, затем предлагались выводы и рекомендации. 
 
 

 

       Глава 1. Адаптация  личности как сложное  общественное явление 

    1. Сущность  и основные характеристики адаптации
 

      Анализ  работ ряда авторов свидетельствует  о том, что адаптация – сложный  диалектический многоуровневый и иерархический  процесс взаимодействия личности и  социальной среды, ведущий к оптимальному соотношению их целей и ценностей, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.

      Адаптация как процесс формирует адаптированность человека – способность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую  деятельность, удовлетворять свои основные жизненные и социальные потребности, в полной мере соответствовать тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, а также переживать состояние самоутверждения и самореализации.

      Термин  «адаптация» был впервые введен Х. Айберхом в 1865 году для обозначения изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В переводе с латинского «адаптация» –это «прилаживание», т.е. приспособление организма, личности к характеру отдельных воздействий или к измененным условиям жизни в целом [№13, стр.445].

      Представители функционалистского направления в  психологии (У. Джемс, И. Гаккер, др.), основываясь  на исследованиях Дарвина, рассматривали  адаптационную функцию как важнейшую в сознании человека. Они видели истоки адаптации личности в рассогласовании между наличным уровнем подготовленности, опыта индивида и требованиями конкретных условий жизни и деятельности.

      Приверженцы психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер) источником адаптации считали конфликт, возникающий вследствие несоответствия потребностей человека, его побуждений, влечений, возможностей содержательным, нормативным требованиям среды, социальным нормам, правилам, который носят ограничивающий для человека характер [№2, стр.107].

      Позитивисты (А. Маслоу, А. Бандура, др.) рассматривают  истоки адаптации личности в ее конфликте  со средой, основу которого составляют социальные препятствия, затрудняющие процесс самореализации личности.

      В отечественной психологии адаптации стала рассматриваться с появлением теории предметной деятельности А. Н. Леонтьева. Ученый пришел к выводу, что адаптация носит скорее социальный, нежели биологический характер, поэтому он толковал адаптацию в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов. В человеческой адаптации, как считал психолог, ведущей стороной выступает активность личности, имеющая не приспособительный, адаптивный, а преобразующе - деятельностный характер. Таким образом, по Леонтьеву, адаптацию можно охарактеризовать как активное освоение природной, а также социальной среды во всем многообразии ее сфер – экономической, политической, социальной и духовной [№5, стр.126].

      Отечественные психологи сходятся во мнениях насчет того, что в процессе именно такого взаимодействия со средой происходит как целенаправленное ее преобразование, так и соответствующие изменения в психике человека. В результате этих взаимных изменений и происходит снижение степени рассогласования между личностью и  средой.

      Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности – это приспособления организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (теплую одежду, жилье). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

      Психологическая адаптация представляет собой процесс  приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений [№9, стр.2].

      В свою очередь, выделяют два вида психологической  адаптации: социальную и экологическую.

      Разработчиком теории социальной адаптации был  русский социолог А.А, Богданов. Он считал, что этот вид адаптации существенно не отличается от адаптации биологической. Дальнейшее развитие проблемы социальной адаптации получили в работах В.А Ядова, Г.В. Осипова, А. Г. Здравомыслова.

      Социальная  адаптация – это вхождение  в социально – ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Осуществляется она в двух сферах:

    • Социально – психологической сфере жизнедеятельности, которая представляет собой систему общественно – психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных ролей. Поэтому различают также социально – психологическую адаптацию.
    • Сфере профессиональных, учебно – познавательных и других деятельностных связей и отношений личности. Поэтому нужно говорить еще и о профессионально – деятельностной социальной адаптации.

Информация о работе Адаптация человека к окружающей среде