Проблемы правового регулирования цены и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 06:25, контрольная работа

Краткое описание

Россия встала на путь глубоких экономических преобразований, сложного и противоречивого перехода к рыночным отношениям, к многообразию форм собственности за счет приватизации государственных предприятий, к созданию частных фирм и акционерных обществ, коммерческих банков и корпораций, совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Эффективное влияние производства в новых условиях зависит от многих факторов.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.25 Кб (Скачать)

Проблемы правового  регулирования цены и ценообразования

Введение

Россия встала на путь глубоких экономических преобразований, сложного и противоречивого перехода к  рыночным отношениям, к многообразию форм собственности за счет приватизации государственных предприятий, к  созданию частных фирм и акционерных  обществ, коммерческих банков и корпораций, совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Эффективное  влияние производства в новых  условиях зависит от многих факторов.

Я считаю данную тему актуальной, поскольку сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения - это теория цен, практика их формирования и регулирование цены и ценообразования в рамках государства . Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная, на ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Переходный характер российской экономики, трудности в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток на особенности образования  цен в России. Воздействие на переходный период исходит из многих составляющих, в том числе рынка ценных бумаг, товарных и фондовых бирж, внешнеэкономических  отношений, взаимосвязи страхования, а также налоговой деятельности государства и процессов инфляции в условиях конкуренции, монополии  государства и транснациональных  компаний из-за рубежа.

К недостаткам, присущим в  сфере ценового регулирования, можно  отнести: отсутствие законодательной  и недоработанность нормативной  и методологической базы.

Общий режим публично-правового  регулирования ценообразования (за исключением субъектов естественных монополий, организаций ТЭК и  участников рынка алкогольной продукции) определяется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации».

 

  1. Цена как экономическая и юридическая категория

 

Цена представляет собой  денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые  работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая  и правовая категория. Цена как экономическая  категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности  реакции рынка на изменение выпуска  предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию  предприятий-конкурентов и др. В  качестве юридической категории  цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

 

    1. Классификация цен

 

Классификация цен отражает их виды в зависимости от различных  факторов. Виды цен в зависимости  от обслуживания отдельных отраслей или сфер экономики следующие:

· оптовые цены на продукцию  промышленности;

· цены на строительную продукцию;

· тарифы грузового и пассажирского  транспорта;

· тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

· розничные цены;

· цены, обуславливающие  внешнеторговый оборот;

· надбавки, скидки, наценки  в сфере обращения.

Виды цен в зависимости  от территории действия:

· цены единые по стране;

· цены региональные, поясные, зональные и местные.

Виды цен в зависимости  от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов:

· цены ФОБ в месте производства продукции;

· единые цены с включением расходов по доставке товаров в пункт  назначения;

· цены, определенные на основе базисного пункта.

Оптовая цена определяет цену на товар при крупных поставках товаров торговым и промышленным предприятиям и фирмам. Она складывается из себестоимости продукции и прибыли производителя.

Закупочная цена широко распространена в отдельных районах, где у фермеров и в малых крестьянских хозяйствах скупаются продукты сельского хозяйства по низким ценам, близким к оптовым.

Розничная цена - это цена продаж отдельным покупателям малых партий от 1 до 3 штук, которая основывается на сумме издержек производства и обращения товара и прибыли производственных и торговых организаций с учетом налогов и акцизов.

Цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот, называются мировыми по купле-продаже товаров и определяются условиями, указанными в контракте: «ФОБ», «СИФ», «ФРАНКО», «ФОР».

Надбавки, скидки, наценки в сфере обращения товара изменяют исходные цены. Обычно при установлении окончательной цены выявляется, что надбавка к цене не снижает покупательского спроса на товар. А это позволяет получать больше прибыли. В качестве вознаграждения покупателей и потребителей продавцы и производители товара путем скидок изменяют исходные цены:

· скидка за большой объем  закупаемого товара или скидка за покупку товара у одного продавца;

· скидка за платеж наличными  средствами, что позволяет ускорить оплату за товар, улучшить ликвидность, сократить расходы продавца на изыскание  кредитов и не залезать в долги;

· функциональные скидки предлагают службы торговли, выполняющие функции  по продаже, хранению товара и учету;

· сезонные скидки - это уменьшение цены для потребителей, совершающих  внесезонные покупки товаров  и услуг. Они позволяют продавцу поддерживать стабильный уровень сбыта  товара в течение года;

· зачеты и другие скидки с прейскурантной цены при условии  сдачи старого товара или зачеты на стимулировании сбыта;

· выплаты и скидки с  цены для вознаграждения дилеров  за участие в программах рекламы  и поддержания сбыта.

Виды цен в зависимости  от территории называют установленными по географическому принципу. Географический подход к ценообразованию - это принятие таких цен для потребителей в  разных частях страны. Доставка товаров  далеко находящемуся потребителю обходится  фирме дороже, чем расположенному поблизости. Однако имеются и единые цены по стране - тогда расходы по доставке товаров компенсируют спонсоры или государство, те, кто заинтересован в снабжении населения и предприятий отдаленных областей.

Установление цен с  принятием на себя расходов по доставке проводится тогда, когда продавец заинтересован  в поддержании деловых отношений  с определенными географическими  районами, и чтобы обеспечить поступлении  заказов, продавец частично или полностью оплачивает транспортные расходы. Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки или чтобы уйти от конкурентов.

Установление цен на основе базиса позволяет продавцу выбрать  город, порт, станцию для базиса и  взимать со всех заказчиков транспортные расходы до базисного пункта назначения товаров. Исключается конкуренция, повышается гибкость при выборе нескольких базисов.

1.2 Процесс ценообразования

Процесс ценообразования  складывается из ряда последовательных этапов:

1. Выявление факторов  внешней среды, влияющих на  уровень цен.

2. Постановка целей ценообразования.

3. Выбор метода ценообразования.

4. Формирование ценовой  стратегии предприятия.

5. Разработка тактики  ценообразования.

6. Установление первоначальной  цены на товар.

7. Рыночная корректировка  цены.

8. Страхование цены от  неблагоприятных внешних воздействий.

Данный подход представляет процесс ценообразования в самом  общем виде. Он не является неизменным. Необходимо учитывать, что любой  из перечисленных этапов может оказать  самое сильное и неожиданное  воздействие на установленные ранее  цены и скорректировать их.

Так, трудно переоценить  значимость и влияние на установление цен факторов внешней среды, в  которую входят такие факторы  как конъюнктура рынка, конкуренция, спрос. Эти факторы оказывают  непосредственное влияние на изменение  стратегии ценообразования, которая  является составляющей выживания предприятия  в долгосрочной перспективе.

Выбранный метод ценообразования  может также подвергаться существенной корректировке, поскольку на него могут  оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, поведение конкурентов, изменение политики государства  в отношении политики учета затрат и налогообложения и т.д.

Существенным моментом является рыночная корректировка цены, осуществляемая в тот момент, когда товар уже  находится в процессе сбыта. Производитель  не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся  на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу.

На этом этапе особую важность приобретают установление различного рода скидок к цене в целях привлечения  дополнительных потребителей.

По отношению к предприятию  существует целый ряд факторов, которые  значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия в области ценообразования на свою продукцию.

 1. Потребители

Покупатели существенно  влияют на деятельность предприятий  в области ценообразования. Для  того чтобы правильно реагировать  и учитывать их поведение, предприятию  необходимо обладать определенными  знаниями об общих закономерностях  и особенностях их поведения на рынке. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится  перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой  нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора, покупатель предпочтет тот товар, который в  наибольшей степени соответствует  его личному представлению о  полезности предстоящей покупки  в сочетании с его финансовыми  возможностями.

2. Рыночная среда

Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под  влиянием большого количества факторов экономического, политического и  культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки  зрения ценообразования основной отличительной  чертой этих рынков является степень  влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние  оказывается в условии монополии, минимальное - в условиях рынка совершенной  конкуренции. Цена на рынке может  контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и рынком.

3. Участники каналов  товародвижения

Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:

· прямые - товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;

· косвенные - товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;

· смешанные - объединяют особенности первых двух видов каналов.

С точки зрения ценообразования  интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание  цены. Чем большее количество посредников  находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная  цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия - изготовителя данной продукции. В конечном итоге это  приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое, в свою очередь, стимулирует снижение цен  и тем самым способствует оптимизации  каналов товародвижения. Вместе с  тем в случае мультипликационного  эффекта ситуация может быть прямо  противоположной - в процессе роста  цен будет наблюдаться явление  неограниченного спроса, т.к. в движение придет инфляционная спираль цены – заработная плата.

4. Государство

Можно выделить три степени  влияния государства на ценообразование:

Фиксация цен. Государство использует следующие  основные способа фиксации цен:

1. использование  цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту.

2. фиксирование  монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;

3. замораживание  цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.

Регулирование цен  за счет установления предельных уровней  цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.

Регулирование системы  свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной

· деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия  государства на процесс ценообразования  заключается во введении ряда запретов:

· запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости  его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется  лидер, стремящийся вытеснить конкурентов  с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме  того, такой запрет широко применяется  в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение  на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;

· запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама  создает у потребителей иллюзию  снижения цен с целью привлечения  их внимания к товару;

· запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать  свои цены посредникам, оптовой и  розничной торговле.

· запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятия - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.

 

 

2. Воздействие  государства на ценообразование

 

Политика ценообразования  является частью экономической и  социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

· налоговую и финансово-кредитную  политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен  и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

· научно-технические, экономические  и социальные государственные и  региональные программы;

· государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных  нужд.

В кризисных ситуациях  государственные органы могут устанавливать  предельные цены товаров, произведенных  в сфере негосударственного сектора (хлеба и хлебобулочных изделий, масломолочной продукции, детского питания и др.). В мировой практике имеется достаточно примеров, когда  уровень цен определенных товаров  негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен угля и черных металлов Европейским объединением угля и стали, цен нефти - странами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), закупочных цен сельскохозяйственной продукции - странами Европейского Сообщества (ЕС) и др.).

Основные принципы установления и применения цен товаров и  тарифов услуг, а также организации  контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

Налоговое регулирование  является одним из достаточно эффективных  принципов государственной ценовой  политики.

Государственное регулирование  цен может предусматривать мероприятия  законодательного и судебного характера. В одних случаях ценообразование  в государстве регламентируется федеральным законодательством, в  других - распоряжениями государственных  и местных органов власти, в  третьих - те или иные спорные вопросы  решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях  устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными  для участников рынка.

 

Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.

 

Государственный контроль за ценами осуществляется в сфере действия государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. В сфере действия свободных цен контролируются правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

В Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность  за нарушение государственной дисциплины цен.

Административное правонарушение выражается в нарушении установленного порядка ценообразования:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является неисчерпывающим. Так, нарушение  порядка ценообразования может  выражаться в несоблюдении установленных  минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг  фактически невыполненных работ  или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных  на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов субъектами хозяйственной деятельности, занимающими доминирующее положение на рынке и др.

Объектом правонарушения в этой связи являются экономические  права и интересы граждан и  государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов  предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

Субъективные условия  правонарушения характеризуются виной  в форме умысла. Мотивы могут быть разные, однако основной - незаконное извлечение прибыли.1

Меры административной ответственности  распространяются на граждан, должностных  лиц, юридических лиц и состоят  в виде наложения административного  штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда; на должностных  лиц - от сорока до пятидесяти минимальных  размеров оплаты труда; на юридических  лиц - от четырехсот до пятисот минимальных  размеров оплаты труда.

Лица, виновные в нарушении  норм законодательства о государственном  регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном  порядке.

Уголовная ответственность  собственно за нарушение государственной  дисциплины цен не предусмотрена. Однако, если данное деяние подпадает под определение состава преступления в сфере экономической деятельности, то в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены соответствующие меры ответственности.

Так, часть 1 статья 178 УК РФ запрещает (в случае причинения крупного ущерба) под угрозой реализации уголовной  ответственности недопущение, ограничение  или устранение конкуренции путем  установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа  на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

При этом крупным ущербом  признается сумма, превышающая один миллион рублей.

Меры гражданско-правовой ответственности применяются в  соответствии с общими правилами, определенными Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Проблемы регулирования  ценообразования.

 

Проблема  ценообразования  остается одним из самых актуальных вопросов правового регулирования. Насколько сложной является проблема регулирования ценообразования можно понять из того, на какой длительный период растянулся процесс Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»  с момента постановки задачи формирования соответствующих положений закона до принятия такого закона. Необходимость принятия закона была озвучена в 2006 г. , в 2009 г. Правительство внесло в ГОС. Думу первый вариант проекта закона, которой даже прошел первое чтение, но через год законопроект был полностью переписан.

Сегодня в связи с принятие ФЗ №227 Россия только подошла к вопросу  о практическом регулировании ценообразования с использованием специально разработанного механизма.

Многие инструменты этого налогово-правового механизма в российской практике появляются впервые, поэтому сегодня трудно говорить о том, насколько эффективными будут правила регулирования ценообразования в России, но и в тоже время можно говорить о тех проблемах, которые обычно возникают в сфере регулирования . эти проблемы совершенно разноплановые и имеют своей основой правовые и экономические причины, а также причинами организационного порядка (административно-процедурные причины).

Обычно среди проблем  регулирования ценообразования  называют проблемы разграничения законной оптимизации налогообложения и уклонения от уплаты налогов, уточнение критериев признания лиц взаимозависимыми и способы их определения, уточнение состава контролируемых сделок , уточнения понятия рыночная цена и порядка ее расчета, отсутствие единой законодательной базы, отсутствие информационной структуры. В тоже же время имеются и другие проблемы, которые можно назвать проблемами системного характера.

 Россия является участником  ряда международных экономических  соглашений . В силу различия экономик каждая страна имеет свои приоритетные отрасли, где вопрос регулировании  ценообразования стоит наиболее остро. Для республики Беларусь это напр. ряд экспортируемых товаров , в Республике Казахстан , аналогично как и для РФ , проблемным является сырьевой сектор. Тем не менее , важным направлением деятельности по регулированию ценообразования является гармонизация и унификация налогового законодательства о регулировании ценообразования в рамках  таких соглашений.

В странах ЕврАзЭс регулирование контроля за ценообразованием осуществляется, как правило, нормами налогового законодательства. В Белоруссии наряду с нормами законодательства контроль за ценообразованием осуществляется на основании Указа Президента . В целях унификации и гармонизации регулирования ценообразования в 2005 г. члены ЕврАзЭс выработали и утвердили рекомендации по совершенствованию системы контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и ценообразованием, а в 2006 г. был подписан Межправительственный протокол об обмене информацией по контролю за ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств- членов ЕврАзЭс.

В целях расширения экономической  интеграции необходимо продолжать работу по совершенствованию регулирования  ценообразования по следующим направлениям:

  1. Законодательное закрепление механизмов контроля за ценообразованием и совершенствование действующего законодательства в данной области с учетом наработанного опыта;
  2. Разработка единых методик определения рыночной цены на основе изучения международного опыта налогового контроля за корпорациями с учетом последних тенденций в области ценообразованию уточнение порядка их применения, включая методы сопоставимой рентабельности  и распределения прибыли;
  3. Разработка механизмов обмена информацией о ценах на товары ( работы, услуги) для объективного анализа стоимости товаров и ,как следствие этого, разработка механизма контроля за формированием налоговой базы.

 

Проблема определения  «рыночной цены»

Среди «технических» проблем  регулирования ценообразования  первое место занимает проблема определения  соответствия цен сделки рыночным ценам.

В основе контроля за ценообразованием в международной практике по большей  части лежит принцип «вытянутой руки» . Этот принцип говорит, что когда «условия сделки между предприятиями в их финансово-хозяйственной деятельности отличаются от условий таких же сделок, которые могли быть совершены независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла быть получена одним из предприятий , но не была получена вследствие условий сделки, может быть включена в прибыль этого предприятия и ,соответственно, подвергнута налогообложению».

Информация о работе Проблемы правового регулирования цены и ценообразования