Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)………….5
2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)………...10
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Российское предпринимательское право.docx

— 32.67 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Российское  законодательство о несостоятельности  (банкротстве)………….5

2. Понятие,  критерии и признаки несостоятельности  (банкротства)………...10

Заключение……………………………………………………………………….17

Список  литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового  регулирования рыночных отношений  является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

     Значение  института банкротства заключается  в том, что из гражданского оборота  исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской  деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных  форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

     Можно смело утверждать, что законодательство о несостоятельности является центром  хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию  цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование  банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником  и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной  дисциплины в экономике в целом. Необходимость существования института  банкротства обуславливается несложными законами рынка. Участники рыночного  оборота, по разным объективным и  субъективным причинам, не исполнившие  принятые ими денежные и иные имущественные  обязательства, создают проблемы и  даже не столько для себя, сколько  для своих партнеров и контрагентов.

     Для того чтобы арбитражный суд принял заявление о банкротстве должника, необходимо доказать наличие определенных признаков банкротства и решить вопрос о критерии несостоятельности. Критерием предлагается считать  принятый законодательством общий  подход к неплатежеспособным должникам, признаками - конкретные параметры, присутствие которых необходимо, во-первых, для принятия заявления о банкротстве судом, во-вторых, для вынесения решения о признании должника банкротом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Российское  законодательство о  несостоятельности (банкротстве): основные черты и  тенденции развития
 

     Существующие  государственные системы правового  регулирования несостоятельности  отличаются друг от друга теми конкретными  целями, которые ставят перед собой  законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

     - увеличение возврата средств,  полученных в ходе реабилитационных  мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

     - спасение бизнеса жизнеспособного  предприятия (и (или) юридического  лица);

     - справедливое распределение средств  между сторонами;

     - осуществление мер по реструктуризации  предприятия в период до банкротства  и т.д.

     В результате приоритетной задачей для  одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих  мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам  кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение  имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

     С этой точки зрения необходим такой  механизм правового регулирования  несостоятельности (банкротства), который  позволил бы найти компромисс между  сохранением жизнеспособных предприятий  и недопустимостью ущемления  прав кредиторов.

     Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную  систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения  ГК РФ. Данные положения можно разделить  на три группы:

     - нормы ГК РФ, непосредственно  регулирующие несостоятельность  (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

     - нормы ГК РФ, содержащие специальные  указания по применению положений  о несостоятельности (банкротстве) - ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения  требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной  ответственности лиц, которые  имеют право давать обязательные  для должника - юридического лица  указания либо иным образом  определять его действия, за доведение  должника до банкротства) и  др.;

     - нормы ГК РФ, непосредственно  не затрагивающие отношения несостоятельности  (банкротства), но имеющие определяющее  значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые  формы юридических лиц, вопросы  ответственности за нарушение  обязательств и т.д.).

     Центральное место в системе правового  регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция. Закон о банкротстве 2002 г. состоит из 12 глав включающих в себя 233 статьи. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (пункт 2 статьи 1). Также не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные Частью первой Гражданского кодекса РФ (Постановление Президиума ВАС РФ № 7358/02 от 22.10.2002 Постановление Президиума ВАС РФ.

     Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и др.

     Анализ  действующего законодательства о банкротстве  позволил сформулировать следующие  принципиальные положения:

     1) институт банкротства не может  быть отнесен только к одной  отрасли права, поскольку является  комплексным институтом права,  сочетающим нормы различных его  отраслей. В рамках гражданско-правового  регулирования банкротство служит  лишь одним из оснований ликвидации  юридического лица, остальные же  отношения (например, судебный и  внесудебный порядок) урегулированы  нормами других отраслей права.

     Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится  на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что  Закон о банкротстве 2002 г., как  и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами  содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального  характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства  в отношении отдельных участников имущественного оборота);

     2) основной тенденцией законодательства  о несостоятельности (банкротстве)  является развитие его по схеме:  общий закон - специальный закон  - другие нормативные акты.

     К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный  процессуальный кодекс РФ (далее - АПК  РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным АПК  РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими  вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

     Специальные законы - это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса".

     Необходимо  отметить, что законодательство о  несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые  по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных  субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

     3) одним из направлений реформирования  современного законодательства  о несостоятельности (банкротстве)  является внесение в него изменений  и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается  поспешными выводами, облекаемыми  в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время  важен концептуальный подход. В  связи с этим в литературе  обоснованно отмечается, что наиболее  актуальной задачей в деле  совершенствования законодательства  о несостоятельности (банкротстве)  является выработка единой концепции  его реформирования, предполагающей  поиск основных направлений изменения  указанного законодательства с  ясным представлением о целях,  которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях  внесения соответствующих изменений.  
 
 
 
 
 

     2. Понятие, критерии  и признаки несостоятельности  (банкротства) 

     Рассматривая  понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой.

     В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной  из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового  регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности  являются весьма актуальными.

     В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). Следует  заметить, что в дореволюционном  законодательстве существовало достаточно близкое по своим содержательным элементам определение. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью следует понимать такое состояние  имущества должника, установленное  в судебном порядке, которое дает основание предполагать недостаточность  его для равномерного удовлетворения всех кредиторов.

     При этом гражданин считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или) обязанности не исполнены  им в течение трех месяцев с  момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое  лицо - если соответствующие обязательства  и (или) обязанности не исполнены  им в течение трех месяцев с  момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)