Взаимодействие политики и экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:35, реферат

Краткое описание

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

Файлы: 1 файл

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

   Взаимодействие  политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической  сферы, усложнением и углублением  экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

   Политика  – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.

   Предназначение  политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.

   Экономика – исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

   Отсюда, экономика страны – это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни. 

   Экономика и политика. Э.- производственные отношения, т. е. отношения, возникающие между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономические отношения определяют все остальные общественные отношения, являются их базисом. П. принадлежит к надстройке над экономическим базисом (Базис и надстройка). Она возникает тогда, когда образуются классы, существует в классовом об-ве и исчезает с исчезновением классов и классовых различий. Политические интересы - прежде всего и гл. обр. коренные классовые интересы. Самые глубокие общеклассовые интересы есть коренные экономические интересы класса. Следовательно, П. концентрированно выражает Э., определяется в конечном счете Э., но вместе с тем оказывает огромное обратное воздействие на нее. Политическая борьба - борьба гл. обр. за коренные экономические классовые интересы. Осн., важнейшее средство политической борьбы, позволяющее утверждать и сохранять прочное экономическое господство класса, - государство. Без завоевания и удержания государственной власти прочное экономическое господство класса невозможно. В этом отношении П. имеет первенство над Э. Э. и п., их соотношение не остаются неизменными. На протяжении всего своего существования П., с одной стороны, испытывает в конечном счете определяющее воздействие Э., сохраняет единство с Э., ас др., развитие классов и классового антагонизма вело ко все большему относительному обособлению П. от Э., приобретению П. все большей относительной самостоятельности и росту обратного воздействия ее на Э. Наибольшей относительной самостоятельности по отношению к Э. П. приобретает при капитализме, где гигантски возрастает общественный характер производства, что представляет собой материальную предпосылку уничтожения господства класса капиталистов; создается потребность в значительном усилении политической борьбы рабочего класса; резко усиливается вмешательство государства в Э., роль политических рычагов воздействия на Э. Однако возможности политического воздействия иа Э. существенно ограничиваются господством частной собственности. Особенно важную роль, принципиально отличную от ее роли при капитализме, П. играет в социалистическом переустройстве об-ва. Э. социализма в отличие от Э. антагонистических формаций, во-первых, возникает и развивается не стихийно, а в результате сознательной деятельности трудящихся во главе с рабочим классом, во-вторых, возникновение и развитие общественной собственности требует и единого в масштабах об-ва управления Э. При необходимости борьбы против антагонистических классов и при еще сохраняющихся классовых различиях управление Э. сохраняет политический характер и осуществляется социалистическим государством. Совершенствование государственного управления Э. - одна из важных задач, решаемых Коммунистической партией на протяжении всего развития социалистического об-ва.  

   Экономика И Политика

   - сферы общественной жизни, взаимоотношения  между которыми имеют первостепенное  значение в политической социологии  и в политической науке в  целом. Экономика как составляющая  общественной практики представляет  собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни. Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической. Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение (см. ЭТАТИЗМ). В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит. В эпоху буржуазных революций, положивших начало Новому времени, экономика и политика начинают рассматриваться как самостоятельные, автономные области человеческой деятельности, а проблема их взаимосвязи становится предметом научного исследования. Взаимодействие экономики и политики приобретает принципиально другой характер. Экономика, утверждающая в качестве самостоятельной самоорганизующейся системы политика перестает быть господствующей преобладающей силой в обществе. Устанавливаются ограничения для развертывания нестоимостных, т.е. политических форм управления экономикой. Взаимодействие экономики и политики уже основываются на "обмене деятельностью", а не "прямом распределении". Основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Такому механизму саморегулирования присуща ситуация, в которой наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Общепринятой чертой такой модели является "минимальное государство" или "минимальная политика". Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем. Следовательно, ключевое различие между экономикой и политикой заключается в роли перераспределения. Именно перераспределительная функция является основной для государственных, политических органов. Политический механизм может довести перераспределение национального продукта до уровня, за которым начинается разрушение системы стимулов к накоплению, замедление роста производства, ослабление трудовой мотивации и т.д. Одна из центральных задач политики и искусства политиков - допускать социально приемлемое (на каждый данный исторический момент времени) перераспределение доходов и ресурсов. В сегодняшней России политики и экономики, государства и общества в самостоятельные сферы общественной жизни, их увеличивающаяся отдифференцированность друг от друга становятся результатом различения власти и собственности. Начинает трансформироваться тот тип властно-собственнических отношений, который был характерен для докапиталистической Европы. Поэтому актуальной становится задача исследования существенных различий политической власти рыночного типа от властных структур централизованной экономики.  

   Международный характер экономики и политики 

   В последней трети ХХ века экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Отличительной чертой стала существенная активизация международного взаимодействия национальных экономик. Темпы роста международной торговли превосходят мировые темпы внутриэкономического роста. Сегодня более 15% мирового валового продукта реализуется на зарубежных рынках. Вовлеченность в международную торговлю превратилась в серьезный и универсальный фактор роста благосостояния мирового сообщества.

   В этом же направлении развивался значительно усилившийся процесс интернационализации финансового капитала. Особенно ярко это проявилось в интенсификации потоков международных инвестиций, которые растут быстрее, чем торговля и производство. Это стало результатом существенного изменения инвестиционного климата в мире. Демократизация, политическая стабилизация и экономическая либерализация во многих регионах сделали их более привлекательными для зарубежных инвесторов. С другой стороны, произошел психологический перелом во многих развивающихся странах, которые осознали, что привлечение иностранного капитала является трамплином для развития, облегчает выход на международные рынки и доступ к новейшим технологиям.

   Новые качества мировой экономической  системы - стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных инвестиций, космополитизация все большего числа субъектов мировой экономики – транснациональных корпораций, банков, инвестиционных групп - оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения. Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной и взаимозависимой, что интересы всех ее активных участников требуют сохранения стабильности не только в экономическом, но и военно-политическом плане.

   Процесс создания нового мирового экономического сообщества взаимодействует с демократическими преобразованиями социально-политического  поля. Кроме того, в последнее  время глобализация мировой экономики  все больше играет роль стабилизатора мировой политики и сферы безопасности. Особенно это влияние заметно в поведении ряда авторитарных государств и обществ, движущихся от авторитаризма к демократии.

   На  протяжении последних лет такие  международные экономические институты, как «семерка», ВТО, МВФ и Всемирный банк, руководящие органы ЕС, АТЭС, НАФТА, явно сравниваются по влиянию на мировую политику с Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей ООН, региональными политическими организациями, военными союзами, а нередко и превосходят их. Таким образом, экономизация мировой политики и формирование нового качества мировой экономики становятся другим основным параметром формирующейся сегодня системы международных отношений.

Информация о работе Взаимодействие политики и экономики