Тоталитаризм как форма политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Понятие тоталитаризма.
Причины и условия возникновения тоталитаризма.
Исторические типы тоталитаризма.
Причины крушения тоталитарных режимов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие тоталитаризма ………………………………………………..…4
2. Причины и условия возникновения тоталитаризма …………………..6
3. Исторические типы тоталитаризма ……………………………………9
4. Причины крушения тоталитарных режимов ……………………….10
Заключение………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

политология контр..docx

— 41.57 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

      Федеральное агентство по образованию 

      Южно-Уральский  государственный  университет

ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

      у  

      Кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 

      Дисциплина: Политология

      Курсовая  / контрольная работа по теме:

ТОТАЛИТАРИЗМ  КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. 

  1. Понятие тоталитаризма.
  2. Причины и условия возникновения тоталитаризма.
  3. Исторические типы тоталитаризма.
  4. Причины крушения тоталитарных режимов.
 

      Вариант 5 

                  Выполнил: студент 4 курса,

                  группы _____________

                  Маскаев Сергей Николаевич 

                  Проверил___________________

      Челябинск
      2011
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение……………………………………………………………………….3 

      1. Понятие тоталитаризма ………………………………………………..…4 

      2. Причины и условия возникновения тоталитаризма …………………..6 

      3. Исторические типы тоталитаризма ……………………………………9 

      4.  Причины крушения тоталитарных режимов ……………………….10 

      Заключение………………………………………………………………….13 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     При рассмотрении политической системы  какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в  нём институтами и правовыми  нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство.

     Существуют  часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом  государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для  характеристики этих процессов применяется  понятие "политический режим" - система  реальных методов властвования в  данном государстве.

     Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного  и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период. Между  ним и декларируемым государственным  строем, как уже отмечалось, часто  наблюдается несоответствие или  даже прямая противоположность (что  особенно характерно для диктаторских и, прежде всего тоталитарных государств.)

     Именно  политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие  от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы  политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических  требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум - "мера всех вещей", основа общества и общественного  благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и  свободам.

     В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее  и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить  на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в  череду кровавых войн.

Такие режимы, получили название тоталитарных. 
 
 
 
 

 

    1. Понятие тоталитаризма.

     Термин  «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный».

     Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и  жесткая регламентация со стороны  государства над всеми сферами  жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При  этом власть на всех уровнях формируется  закрыто, как правило, одним человеком  или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического  господства над всеми сферами  жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. 

Однако значительно  раньше тоталитаризм развивался как  направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»).

 В далекой  древности идеи тотального подчинения  индивида государству были реакцией  на развившееся многообразие  человеческих потребностей и  форм разделения труда. Считалось,  что примирить различные интересы  и тем самым достичь справедливости  можно только с помощью сильного  государства, которое будет управлять  всеми социальными процессами. 

Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий  уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством. 

Автократическая традиция в управлении обществом  была свойственна политической мысли  не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для формирования нравственно  совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее  благо. Для правильно организованного  государства главное состоит  не в том, «чтобы лишь кое-кто в  нем был счастлив, но так, чтобы  оно было счастливо все в целом».  

     Термин  «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал Бенито Муссолини(1883—1945) - глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства  в 1922-1943 гг., который придавал ему  положительный смысл в своей  теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной  власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства  и общества. Муссолини говорил: «Мы  первыми заявили, что чем сложнее  становится цивилизация, тем более  ограничивается свобода личности...»  

Самые серьезные теоретические попытки концептуальной интерпретации этого политического устройства общества были предприняты уже в послевоенное время и основывались на описании сложившихся в действительности гитлеровского режима в Германии и сталинского в СССР. Так, в 1944 г. Ф. Хайек написал знаменитую «Дорогу к рабству», в 1951 г. вышла книга X. Арендт «Происхождение тоталитаризма», а спустя четыре года американские ученые К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликовали свой труд «Тоталитарная диктатура и автократия». В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществах, обозначить тенденции и перспективы развития данного типа политики.

       В этих трудах сформулированы  следующие основные признаки  тоталитарного режима:

     1. Официальная идеология, т.е. комплекс  идей, обосновывающий право этих  режимов на существование, претендует  на охват всех без исключении  сфер общественной и частной  жизни, а также на то, что  они являются воплощением истины  и поэтому общеобязательны. Официально  считается, что подавляющее большинство  населения единодушно признает  и разделяет данную идеологию.  Тоталитарная идеология отрицает  прошлое и настоящее во имя  великого и светлого будущего. Ее целью является создание  «нового» общества и «нового»  человека, причем интересы и тем  более свободы личности подчиняются  интересам государства. Общество  функционирует по принципу «запрещено  все, кроме того, что приказано».

     2. Монополия на власть одной  политической партии, а сама партия  под властью одного харизматического  лидера (фюрер, дуче, генеральный  секретарь). Идет процесс сращивания  правящей партии с госаппара­том.  Партия практически «поглощает»  государство, выполняя его функции.

     3. Система террористического полицейского  контроля, который осуществляется  не только за «врагами народа»,  но и за всем обществом. Контролируются  отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль  права, закона: власть получает  законом не ограниченные и  закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправовым. 

     4. Партийный контроль за средствами  массовой информации. Жесткая цензура  любой информации, контроль за  всеми средствами массовой коммуникации  – прессой, радио, кино, литературой,  телевидением и т.д.

     5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными  силами. Сохранение и упрочение  всей этой системы монополий  невозможно без насилия, следовательно,  происходит милитаризация общества, создание обстановки военного  лагеря, «осажденной крепости», опускается  «железный занавес».

     6. Централизованный контроль экономики  и система бюрократического управления  экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее  рациональная и эффективная. 

Среди перечисленных  признаков наибольшее значение имеют  первые два – официальная идеология  и монополия одной массовой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский режим, кроме тота­литарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился  поставить под свой контроль всю  духовную жизнь общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию  масс на достижение политических целей  и поддержку режима. При тоталитаризме  стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию  государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. 

    1. Причины и условия возникновения  тоталитаризма.

Причинами возникновения  тоталитаризма  X. Арендт называла империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европейского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.  

     Реальное  воплощение тоталитарных моделей и  логики стало возможным лишь в  определенных общественных условиях.

     Главной общей предпосылкой тоталитаризма  является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию.

На этой ступени  развития в ряде стран появились  мощные организационные монстры  — монополии, регулирующие целые  отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились  его социальные функции.

     Нарастание  элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества.

     Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.

     Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее.

     Также среди дисфункций модернизации наиболее ярко и разрушительно проявились тоталитарные тенденции.

Информация о работе Тоталитаризм как форма политической жизни