Субъекты и объекты властных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Политологи отмечают, что понятие «власти» является абстрактным, чистым и вневременным. И тем не менее, в нем накодят свое выражение исторические формы власти. Оно указывает на людей, воплощающих различные формы власти, В этом понятии содержится опыт многих поколений людей. Нет ни одного человека, кто не испытал бы на себе воздействия власти или не осуществлял бы ее в той или иной форме. Мы часто говорим о власти человека или группы лиц. Но есть еще власть слов, идей, законов и т. п. Говоря о власти, мы вольно или невольно, прямо или косвенно говорим об оппозиции этой власти.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Власть является одним из основных понятий попитологии. И это обьясняется тем, что вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегyлирования их противоречий и конфликтов.

С проявлениями власти человек  встречается в семье, на предприятиях и в учреждениях, в религиозных кругах, в пресryпных организациях и т.д. О власти говорится в литератyрнык и артистических кругах, в научных сообществах. Словом - всюду.

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Немного найдется слов, которые по множественности смыслов смогли бы соперничать со словом «власть». В повседневной жизни мы говорим, например, о власти денег, власти мафии, власти моды, впасти обстеятелытв, власти родителей, власти традиций, впасти церкви и т. п. Различные науки по-разному трактуют понятие власти. Естествоиспытатели, например, говорят о власти над природой, философы - о власти обьективных законов общества, социологи - о власти общественной, экономисты -о власти хозяйственной, юристы -государственной, психологи - о власти человека над собой и т. д.

 «Власть» берет начало от латинского слова potestas или potentia, которое означает «способность» (оба этих латинских слова являются производными от potere — власть, быть способным). Для римлян poteniia означала способность личности или какого-то феномена воздействовать на другое лицо или другой феномен. Власть имеет и более узкий политический смысл: этим термином обозначаются особые способности людей, действующих совместно.

Политологи отмечают, что  понятие «власти» является абстрактным, чистым и вневременным. И тем не менее, в нем накодят свое выражение исторические формы власти. Оно указывает на людей, воплощающих различные формы власти, В этом понятии содержится опыт многих поколений людей. Нет ни одного человека, кто не испытал бы на себе воздействия власти или не осуществлял бы ее в той или иной форме. Мы часто говорим о власти человека или группы лиц. Но есть еще власть слов, идей, законов и т. п. Говоря о власти, мы вольно или невольно, прямо или косвенно говорим об оппозиции этой власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические трактовки власти

 

Что такое впасть: сущность ипи отношение?

Власть в качестве сущности означает, во-первых, предположение, что существует некая абстрактная природа власти, а во-вторых, власть может быть представлена как некая вещь или некая сила, владельцем которой яеляется индивид или группа лиц. В такой трактовке власть может обозначать некую энергию, исходящую от личности или заложенную в принципах, принятых сообществом. Управляющие (индивидуальные или колпективные) становятся в этом случае владельцами указанной энергии.

Такая концепция власти сложилась  еще на заре человеческой цивилизации. Когда мы анализируем деяния королей  и других царственных особ, власть которых над людьми была, что называется, тотальной, а подчингние ей — безусловным, не составляет труда предпопожить, что эти правители обладали некими особыми качествами, отличавшими их от простых смертных. Цари и короли оказываются в таком подходе как бы над человеческим соо6ществом и обладают некими особыми качествами, позволяющими им подчинять других людей.

Эта, на первый взгляд, убедительная концепция не позволяет обьяснить и понять целые периоды исторического развития. Во многих странах не раз бывали ситyации и полосы развития, в которых власть оказывалась беспомощной, неспособной влиять на ход развития событий. Более того, не только обстоятелытва, но и люди, еще вчера полностью покорные, выступали в определенных условиях против впасти, а иногда и попностью разрушали ее. 

Жизнеспособность этой концепции придает идеологический фактор, который опирается на теологическую парадигму. Суть ее, если говорить кратко, можно определить следующим образом: бог — всемогyщ; он абсолютное добро. И власть является мирским выражением воли Бога.

Правда, встает вопрос: если власть от Бога, то как обьяснить  кровь, войны, кризисы, вражду, варварство, терроризм и т. п. явления? Самый простой ответ религиозных политическик мыспителей состоит в том, что якобы существует плохой принцип, которому временно Бог дает свободу действия по мотивам, ему одному известным. При этом сама власть обьявляется божественным творением, а ее противники — дурными людьми, представителями бесовских сил.

Но если власть от Бога, то как обьяснять преступную, антинародную политику властителей, что нередко  имело место в истории миогих стран и народов? Просчеты и поражения власти репигиозные мыслители обьясняют либо отсутствием способностей у властителей, либо происками дьявола. В политической науке появилась даже концепция «дьяволической причинности», обьясняющей все беды общества наличием опасного и невидимого заговора вражеских (бесовских) сил.

Ограниченный характер и  односторонность такого подхода обнаруживается без особых усилий. В самом деле. Весьма неубедительно звучат аргументы, обьясняющие бессилие власти только происками внешних сил, кем бы они ни были: коммунистами, сионистами, мондиалистами, атлантистами и т. п. Свою судьбу люди всегда решают сами, хотя внешние силы в определенных ситуациях могут оказывать влияние в той или иной степени.

Встает и другой вопрос: если власть, идущая от Бога, по определению  является позитивной сущностью, то как  обьяснить массовое неподчинение власти? Сформулируем вопрос иначе: если власть преступна, а ее политика имеет негативное содержание, то как объяснить подчинение такой власти? Ссылка на то, что властные отношения наделены тем, что называется священностью, похоже не спасает положения, обнажая ограниченный характер данной концепции в научном смысле.

Власть как отношение. В таком подходе власть не может  трактоватыя как полезная или вредная мистическая сила. Она предстает как некий тип действия, осуществляемый над чем-то или кем-то. Сторонники такого подхода характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определенное влияние на второго.

Дпя характеристики феномена власти как отношения американские политологи и социологи используют понятие влияния. Под влиянием видный америкаиский политолог Р. Даль понимает «отношение между актерами, с помощью которого один из них вынуждает других действовать иначе, чем они действовали бы без этого влияния».

Влияние или властное отношение имеет самое различное выражение.      Р. Дaль насчитывает 14 000 форм влияния. Они основываются на различных факторах: материальной силе, угрозе санкциями, богатстве, престиже, нормах и ценностях и т. д. Особую, а подчас и незаменимую роль во властных отношениях играет принуждение. Даль определяет власть как «особый случай влияния, который чреват серьезными потерями для тех, кто отказывается сообразовыватыя с ним». Американские политологи Д. Лассуэп и А. Кэплэн определяют власть следующим образом: «Именно угроза санкций отличает власть от впияния вообще. Власть предстаеляет собой особый случай впияния: речь идет о процессе, которые влияет на политику других угрозой или эффективным применением суровых ограничений за несоответствие действий проведению желаемой политики».

В реляционной теории власти можно выделить три подхода к  исследованию властных отношений: «сопротивления», «обмена ресурсами», и «раздела зон влияния».

В теориях «сопротивления» (Д. Картрайт; Дж. Френч, Б. Рейвен) исследуются такие властные отношения, в которых субьект власти подавляет сопротивление ее обьекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.

В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс) рассматриваются  ситуации, когда между участниками  социального отношения не поровну распределяются ресурсы и возникает острая потребность в них у тех, кто их лишен. В этом случае участники, располагающие дефицитными ресурсами, могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

В теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг) при оценке отношений власти предлагают рассматривать не каждое действие в отдельности, а в их совокупности. Подчеркивается возможность смены ролей участников взаимодействия. Если в одной ситуации властью обладает один участник по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников могут изменяться.

Рассмотренным нами подходам противостоит другая точка зрения, трактyющая власть в качестве анонимного, надперсонального, безличного свойства социальной системы, обезличенной воли обстоятельств. Такой подход называют системным, в котором власть рассматривается как неотьемлемое сеойство, проявляющееся через взаимоотношения частей и целого данной системы. Основное внимание уделяется в этом подходе обществу в целом как единой системе, сбалансированное функционирование которой обеспечивается политической сферой.

Власть понимается как способность системы обеспечивать выпопнение намеченных целей ее частями для достижения интересов целого, как средство коммуникации и интеграции противоречивых интересов в обществе.В рамках системного подхода выделяется подход структурно-функциональный, трактующий власть как средство самоорганизации общесrвенной жизни, основанное на рациональном разделении функций управпения и подчинения. Так, Т. Парсонс трактовал власть е качестве «обобщенного посредника» в социальном (политическом} процессе, а К. Дойч видел в ней анaлог денег в экономической жизни или «платежного средства» в политике, который срабатывает там, где отсутствует добровольное согласование действий. Марксисты трактовали и продолжают трактовать попитическую власть в качестве функции социального аппарата того или иного класса, формирующего общественные отношения таким образом, что имеют возможность навязывать свою волю другому классу (ипи обществу в целом) и тем самым обеспечивать его социальное господство.

Бихевиористский (поведенческий) подход рассматривает власть в качестве особого типа поведения. Человеческое общество делится на тех, кто командует, и гех, кто подчиняется. При этом отношения rгосподства-подчиненияа рассматриваются как проявление индивидуальных свойств человека, которому присуща воля к власти и определенный запас политической энергии. Для индивида власть представляет средство упрочения личной безопасности, достижения более высокого социального и экономического статуса. Кроме того, власть сама по себе приносит человеку радость обладания ей. И политическая власть в таком подходе представляет собой совокупность отдельных воль к власти.

Психологииеский подход рассматривает  индивидуапьное поведение в качестве источника власти. На переднем плане оказывается внутренний мир человека. Особый акцент делается на присущих индивиду эмоциях, переживаниях, ожиданиях, его психической предрасположенности к тем или иным политически значимым действиям. В таком подходе широко используются методы психоанализа.

Каждый из этих подходов освещает опредепенную сторону понимания сложного феномена власти.

Сводя воедино различные  трактовки власти, можно констатировать, что власть есть фундаментальное  свойство общественной жизни. Власть необходимо рассматривать как отношения  командования-подчинения, обладающие многоуровневостью, имеющие сложную природу и разнообразные формы проявления.

Власть — это право  и возможность распоряжаться  кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять  своей воле. Такие признаки власти, как способность воздействия путем применения санкций, воля, влияние, авторитет, убеждение, принуждение, сила, являются реальными проявлениями власти и процесса властвования.

Универсальными принципами власти являются командование и подчинение. Командование получает свое выражение в различных формах: распоряженисз, указ, директива, приказ. Оно выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях. Однако сам факт отдачи приказа, распоряжения еще недостаточен для того, чтобы можно было обоснованно судить о наличии властных отношений. Кроме этого, должно существовать повиновение. Нет власти без повиновения. Поэтому концентрированным выражением власти является отношение господства-подчинения.

Властные отношения в  обществе суть отношения между теми, кто осуществляет власть, и теми, кто подчиняется этой власти. И в этих отношениях присутсвуют как принуждение и даже насилие, так и согласие. Не впадая в упрощение игры слов, можно вслед за известным французским политологом Ж.-М. Данкеном утверждать, что власть характеризуется «согласием на насилие и насилием в согласии».(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъекты и объекты властных отношений

 

Власть-один из фундаментальных  элементов человеческого общества. Она, существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в cемье, различных группах, производственных коллективах, в организациях и учреждениях и, конечно, во всем государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной политической властью.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что связано со сложностью и многоаспектностью этого явления. Каждое из них обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или на отдельных проявлениях власти.

Основными компонеитами влаети являются: субъект власти, объект власти, средства (ресурсы) власти и процесс реализации власти, который приводит в движение все эти элементы. Субьект власти воплощает ее активное, направляюшее начало. Им может быть отдельный человек, ирганизаиия, общность людей (например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН).

Информация о работе Субъекты и объекты властных отношений