Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.

Файлы: 1 файл

политология отдельно.docx

— 200.72 Кб (Скачать)

1. Политология: «Политология  как наука о политике. Структура  и функции».

Политология играет важную роль в жизни общества. На  основе  анализа политических теорий  и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни.  Только рост политического образования и повышение политической  активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.

В самом общем виде политология - это наука о политике, об  особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций, изменения, связи с другими сферами общественной жизни.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Как следствие, политология имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин:

1. Политическую  философию. Она дает ключ к  определению методологии принципов  исследования, представлению о месте политики в системе социальных отношений, закладывая  тем самым категориальный аппарат политической науки.

2. Политическую  историю. Она изучает этапы эволюции  представлений о политической  жизни и ее компонентах, которые  существовали в различные исторические  эпохи.

3. Политическую  теорию. Она рассматривает, прежде  всего, институциональные аспекты  организации власти, обращается  к анализу основных элементов  политической организации общества: государства, партий и т.п.

4. Политическую  социологию, как наиболее разветвленную  отрасль политического знания, занимающуюся  изучением конкретных политических  процессов и явлений. Она построена  на сборе обобщений и анализе эмпирических данных, в современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.

5. Политическую  психологию. Она изучает политическое  поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическую  антропологию, исследующую предпосылки  и условия вхождения людей  в сферу политического, стремящеюся  установить следы присутствия  человека в политике.

Выделяют следующие функции политологии:

а) Познавательная 

На теоретическом и прикладном уровне политология отражает различные области политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы  политических процессов.

б) Функция рационализации общественной жизни

Знание  закономерностей развития политического процесса позволяет людям сознательно влиять на него с целью изменения в нужном для них направлении. 

в) Мировоззренческая функция

Политология помогает человеку  понять сущность политической жизни, свое место и роль в ней.

г) Функция политической социализации

Политология вовлекает людей в активную политическую деятельность. Политология способствует превращению общества из объекта манипуляции  политических элит,  преследующих свои эгоистические цели, в коллективный субъект политики.

д) Прогностическая функция

Политология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы  о  тенденциях политической  жизни  общества. Эти прогнозы могут носить глобальный или частный  характер, могут быть долговременными или на небольшую перспективу.

 

№2 Социальная природа политики и ее политологические трактовки

Политика и политич знание всегда были актуальны, так как связывались с решением важнейших управленческих задач, управлением общественными различиемя, урегулированем социальных противоречий и конфликтов, нахождения баланса интересов и обеспечением целостности общества как системы. Еще античный мыслитель Аристотель характеризовал политику как высшую форму общения людей, в связи с чем рассматривал человека как «политическое животное».

Существуют различные подходы к пониманию политики как социального явления. Рассмотрим некоторые наиболее популярные политические трактовки.

  1. Расширительная трактовка, согласно которой политика так или иначе охватывает своим действием практически всю общественную и частную жизнь.
  2. Политика как альтернативная по отношению к административно-правовому способу управления форма организации и регулирования общественных отношений.
  3. Конфликтно - консенсусная трактовка, согласно которой политика – это деятельность, процесс, которые обеспечивают нахождение консенсуса (общего согласия по спорному вопросу) между конфликтующими интересами и принятия соответствующих властных решений.
  4. Телеологическая трактовка: политика – это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
  5. Правовая концепция политики определяет ее как специализированную деятельность по обеспечению присущих каждому человеку от рождения естественных прав.
  6. Марксисткая интерпретация политики:

а) политика (власть, государство) имеет классовый характер ( в основе борьба классовых интересов);

б) принуждение и насилие – существенные характеристики политики;

в) политические отношения имеют надстрочный характер;

г) политика – исторически ограниченная форма общественного бытия (тезис о “конце политики”).

7) Конфликтологическая немарксисткая трактовка политики. Создатель современной социальной теории конфликта Ральф Дарендорф в противоположность Марксизму считает, что социальные конфликты имеют позитивные функции в отношении системной стабильности общества. Это связано с тем, что конфликты в современном обществе имеют не дихотомическую, а перекрестную конфигурацию. Это значит, что вся совокупность конфликтов в обществе не сводится к конфликту двух субъектов (сторон). Ситуация перекрестных конфликтов означает, что союзники в одном вопросе являются противниками в другом. В результате предотвращается возникновение более опасных конфликтов по одной оси, т. е. разделяющих общество по дихотомическому принципу.

Дарендорф, в отличие от Маркса, утверждает, что основной конфликт в самых различных сферах общества обусловливается борьбой прежде всего вокруг распределения власти, а не собственности.

Поскольку главный признак класса по Дарендорфу – это не критерий обладания собственностью, а обладание властным ресурсом, то в целом политика понимается, как борьба за политическое господство, направленного на установление контроля над основными структурами государственной власти.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

 

3 Основные принципы и  идеи античной политической мысли

В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение, а, следовательно, порядки  подлежали безусловному соблюдению всеми.

Слово «политика» происходит от греческого слова «полис», обозначающего особую форму античного города-государства.

Греческий полис для его граждан был тем священным местом сосредоточения социальной и политической деятельности, в границах которого только и была возможна жизнь сообща, в высшей степени исполненная значимости; он представлял собой модель совершенного общества, самодостаточного во всех областях.

Для греческих мыслителей полис являл собой, прежде всего, определенным образом организованную общность людей.

Наибольший вклад в исследование политической проблематики внесли Платон и Аристотель.

Основные принципы:

1 В основе постижения сущности государства лежит мораль. Политика, деятельность государства и его граждан д.б. морально обоснованы.

2 Закон –  есть абсолютно нравственное начало, направленное на обеспечение общих интересов полиса (города государства). Он является основным инструментом создания и гарантирования правильного государственно устройства. «Правление закона» - высший принцип политической жизни.

3 Принцип  правления знающих, т.е. добродетельных  и профессионально подготовленных граждан (мудрые правители-философы, представители аристократии духа и знаний).

4 Государство  полностью совпадает с обществом, поэтому быть членом общества  – значит быть частью государства.

5 Человек  по своей природе есть существо  общественное, политическое, т.е. государственное. (вне государства может быть животное или божество)

6 Государство  как высшая форма социального  общения доминирует над индивидом. Качества гражданина зависят от качеств государства: кто хочет создать совершенного гражданина, тот должен создать совершенное государство. Высший моральный долг гражданина – подчинение и служение государству.

7 Главное  цель государства – достижение  всеобщего блага. (достижение счастливой жизни сообщества граждан).

 

4. "Идеальное государство" Платона

Исходным пунктом составления идеального государства является тезис о торжестве этики и политики, согласно которому идеальное государство  является справедливым и заключает в себе всеобщее благо. Оно представлено тремя основными функциями: деловой, защитной, совещательной. Каждая из них соотносится  с определенными социальными группами граждан. Деловое начало соответствует сословию производителей - земледельцы, ремесленники, торговцы. Защитная представлена войнами-стражниками, а совещательная- философами-правителями. Каждому из сословий соответствует по природе одно из трех начал души: производителям - вожделеющее, войнам - яростное, философам - разумное.

Социально-политический смысл справедливости в идеальном государстве выражается в том, что каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в чужое. В противном же случае государству грозит гибель.

Справедливость требует также иерархической последовательности: философам подобает управлять государством, войнам- быть вооруженной защитой этого государства, а сословию производителей надлежит материально обеспечивать первые два сословия и подчинятся им.

Большое значение Платон придавал идеологическому обоснованию сословной иерархии о предопределенности людей от рождения к выполнению конкретных функций в государстве. Лишь в исключительных случаях допуская переход членов и одного сословия в другое. Каждое сословие выступает как необходимый функциональных элемент и условие существования государства. Только при этом условии может восторжествовать справедливость.  Идеальное государство создается не в интересах индивида,  а ради единого государства.

Возможность существования идеального государства связывалась с рядом условий. Прежде всего об образе жизни дух высших сословий. Так, философам и стражникам запрещалось иметь частную собственность, что должно обеспечить эффективное исполнение собственных обязанностей и уберечь государство от раскола на бедных и богатых.

Другим условием является введение общности жен и детей. Семья в ее традиционном смысле не существует. Детей воспитывает государство. Связь в целях продолжения рода носит ограниченный по сословию характер. Отрицание семьи обусловлено необходимостью борьбы с частной собственностью и частным интересом в целях обеспечения эффективности служения государству. Вопросы регулирования сфер жизни третьего сословия не подвергаются рассмотрению, Платон оставляет это на рассмотрение властей.

Согласно Платону законное и справедливое - одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.

При этом, закон стоит выше, чем правители. Они не жаждут власти, но их правление необходимо для блага остальных.

Необходимым условием существования совершенного полиса является государственное воспитание граждан, направленное на сознание преимуществ жизни в идеальном государстве. Для каждого класса и личных задатков предусматривается особая система воспитания.

Созданная Платоном идеальная модель государства носит утопический характер, хотя сам он верил в возможность его существования.

Проект Платона послужил образцом для разработки аналогичных построений его современников и многочисленных последователей.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"