Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике

Файлы: 39 файлов

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Все эти теории подготовили бурж. революцию 1789-1794гг.

 

 

 

  1. Марксизм о политике.

Обратить  внимание на  маркса и  ленина

 

 

 

  1. Отечественная общественно-политическая мысль.

История полит. учений Р. берёт начало из Др. Русских  летописей, в кот. делались попытки  установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.

В условиях феод. раздробленности в летописях  появл. тема объединения земель и  борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку  Игореве»).

Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.

Вместе с  укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ. мыслителей.

Сторонник теории естественного права Татищев  выступал против крепостничества. Обосновал  необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Осошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.

Критика крепостничества  и абсолютистских порядковс позиции  гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.

Распространение либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распределение властей: законодат., исполнит., судебную.

Конституц. проекты  Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации гос. строя в  Р., необходимость обеспечения ответственности  правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.

В 19в. взгляды  на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники  и Славянофилы).

Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали  за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.

В серед. 19в. в  условиях размаха крестьянского  движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) –  пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Зап. Европы, они утвержд., что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».

«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному  социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.

 

 

 

  1. Становление современной политической науки.

Наиболее  практически ориентированной частью современной политологии является прикладная политология. Ее основные черты:

1) Она представляет собой реальное пересечение волевых устремлений (политиче-ских/различных) институтов, партий, движений и т.д. Ее главный предмет - это конкретная политическая ситуация. Часто выводы теории политики оказываются неприменимыми в рамках прикладной политологии.

2) Конечным продуктом является не абстрактное положение, а практические советы и рекомендации реальных участников политического процесса. При этом, ука-занные советы адресуются лицам, обладающим властными полномочиями в сфе-ре управления и действительного влияния на реальную политику.

Выводы  прикладной политологии могут направляться как на закрепление, так и на разрушение основных установок общественного мнения с целью сохранения или разру-шения политической стабильности. Рекомендации прикладных  политологов обычно формулируют в рамках закона, но иногда и вне его. Субъектами прикладной политологии являются не теоретики а эксперты, аналитики, советники политических деятелей, работ-ники партийных аппаратов, специалисты по политической рекламе, формированию обще-ственного отношения (PR). Это люди, которые связаны непосредственно с выработкой политической линии лидеров или целых управленческих структур. Те или иные рекомен-дации вырабатываются на основании применения специальных методов, к которым отно-сятся как общенаучный, так и специальный.

1. Это метод наблюдения событий в виде констатации фактов (извне) и в форме вклю-ченного наблюдения.

2. Метод  анализа - целенаправленное изучениеметод дискуссионного анализа ситуа-ции (надо уточнить).

3. Метод опроса прямых и косвенных участников политических событий, а также экс-пертов, способных дать анализ ситуации.

4. Игровые методы. Предварительное конструирование ситуации, имитация, проигры-вание того или иного развития процесса

5. Фактор-анализ: сводит множество эмпирических данных к основным определяю-щим.

6. Создание когнитивных карт - схем, где зафиксированы типичные реакции лидеров на критические ситуации, а также биографические данные, привычки и т.д. Это по-зволяет прогнозировать поведение лидеров.

Результаты  всех этих методов позволяют выработать модели развития политических процессов, предусматривать действия политических субъектов, то есть прогнозировать.

Исследования  прикладной политологии обладают действительной значимостью для государственной  политики. Они используются при выработке  программ правительства, распространении  текущих и перспективных целей, помогают предотвратить или разре-шить конфликт.

Значительную  роль прикладная политология играет в переговорных процессах, где существует целая технология торга.

Одна  из самых распространенных и разработанных  сфер применения прикладной политологии  является проведение избирательных кампаний. Именно прикладные полито-логи дают рекомендации, начиная от лозунгов и заканчивая объемами финансирования кампаний.

 

 

 

 

 

  1. Понятие политики.

"Политика" - ОДНО ИЗ наиболее распространенных  и многозначных слов в русском  языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как "грязное дело".

Такой разброс обыденных представлений  о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных  людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина "политика" отличаются от повседневных представлений  строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

Разнообразные научные определения политики могут  быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых  внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Самая распространенная из них - это трактовка  политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование

 

  1. Структура, уровни и функции политики.

Прогностическая состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества. Эта функция включает в себя прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий политической деятельности правящей элиты.

Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Политика призвана обеспечивать целостность политической системы, стабильное и динамичное развитие общества даже при смене правящих режимов.

Мобилизационно-организаторская выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом.

Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Этот идеал должен содержать ответы на вопросы: «Какое общество мы имеем?», «К какому стремимся?». Идеал включает и систему политических ценностей, ориентирующих людей не созидательную социальную деятельность и их духовное обогащение.

Воспитательная нацелена на активное включение человека в политическую жизнь, на его социализацию. Участие в политике способствует интеллектуальному и духовному развитию индивида, его утверждению в жизни как самостоятельной и творческой личности.

Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения. Это означает, что политика, опираясь на лучшие достижения прошлого, должна создавать вместе с тем новые формы социальной ориентации жизни, формировать предпосылки для более возвышенного развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Субъекты политики.

1-я  группа включает основные социальные общности (индивиды, социальные группы, слои, классы, нации, народы). Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики.

2-я  группа включает социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Это политические институты, к которым относится государство, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам 1-ой группы, т.к. создаются для выражения политических интересов различных социальных групп (классов, наций, народов).

 

 

  1. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.

Связь политики с экономикой.

Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина политических преобразований общества должна основываться на определенном уровне экономических преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер.

Политика может  активно влиять на экономику. Политика в определенной степени может  способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). Это т.н. экономическая политика государства, которая будет способствовать социальному прогрессу. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия политики и экономики. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается политическим провалом.

Связь политики с идеологией.

Любая политика имеет определенную теоретическую  основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология  разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.

Связь политики с моралью.

Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.

Связь политики с религией.

Религия – определенная идеологическая система. Как любая  идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.

Вопросы.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

42.txt

— 2.10 Кб (Скачать)

43.txt

— 2.06 Кб (Скачать)

44.txt

— 1.96 Кб (Скачать)

Содержание.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

48.txt

— 1.47 Кб (Скачать)

1.txt

— 1.01 Кб (Скачать)

49.txt

— 1.74 Кб (Скачать)

2.txt

— 1.56 Кб (Скачать)

51.txt

— 2.09 Кб (Скачать)

3.txt

— 1.48 Кб (Скачать)

52.txt

— 2.56 Кб (Скачать)

4.txt

— 3.36 Кб (Скачать)

55.txt

— 3.32 Кб (Скачать)

5.txt

— 6.36 Кб (Скачать)

7.txt

— 3.25 Кб (Скачать)

10.txt

— 2.36 Кб (Скачать)

11.txt

— 2.72 Кб (Скачать)

13.txt

— 4.69 Кб (Скачать)

15.txt

— 5.63 Кб (Скачать)

16.txt

— 2.45 Кб (Скачать)

17.txt

— 4.78 Кб (Скачать)

18.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

19.txt

— 2.02 Кб (Скачать)

20.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

21.txt

— 3.06 Кб (Скачать)

22.txt

— 12.77 Кб (Скачать)

23.txt

— 5.06 Кб (Скачать)

24.txt

— 4.38 Кб (Скачать)

25.txt

— 3.08 Кб (Скачать)

26.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

27.txt

— 1.15 Кб (Скачать)

29.txt

— 1.37 Кб (Скачать)

30.txt

— 2.41 Кб (Скачать)

35.txt

— 3.68 Кб (Скачать)

37.txt

— 1.81 Кб (Скачать)

40.txt

— 1.21 Кб (Скачать)

41.txt

— 787 байт (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"