Школа политического реализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, доклад

Краткое описание

Основным оппонентом "либерализма" выступает школа политического реализма. Она стала доминирующим подходом в годы холодной войны и не потеряла значения и сегодня. Теоретические истоки этого подхода восходят к идеям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые рассматривали политику как преобладание силы. Но задолго до них смысл подобного понимания взаимоотношений между народами выразил древнегреческий историк Фукидид в известной формуле "сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать".

Файлы: 1 файл

пк.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

 

 Основным оппонентом "либерализма" выступает школа политического реализма. Она стала доминирующим подходом в годы холодной войны и не потеряла значения и сегодня. Теоретические истоки этого подхода восходят к идеям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые рассматривали политику как преобладание силы. Но задолго до них смысл подобного понимания взаимоотношений между народами выразил древнегреческий историк Фукидид в известной формуле "сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать".

Школа сформировалась во второй половине 40-х годов XX века в США  и соответствовала реалиям периода  «холодной войны». Сторонники этой школы считали, что не следует  идеализировать политическую действительность, в политике надо исходить из реального положения дел. А реальность такова, что каковы бы ни были цели международной политики, стремление к власти всегда в них присутствует в качестве основного мотива. Г. Моргентау полагал, что международная политика - это всегда борьба за власть. Реалисты выступают сторонниками «силовой» концепции политики. Моргентау считал, что «силовое» начало политики вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств.

В качестве главных акторов международной политики реалисты рассматривают национальные государства и мировая арена - это поле их острого противоборства. Основной движущей силой деятельности государства на международной арене является национальный интерес. Сотрудничество различных стран - это результат сходства национальных интересов, противостояние - следствие их различия.

Национальный интерес - одна из ключевых категорий в теории реализма. На защиту национального интереса должна быть сориентирована внешняя политика государства. Концепция «национального интереса», определяемого в терминах власти (силы), была разработана Г. Моргентау. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности лидеров коренных потребностей национального государства, которые выражаются в обеспечении национальной безопасности и создании условий для сохранения и развития общества. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению первоочередной потребности - потребности физического выживания, к защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом внешнего вторжения.

Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой часть всеобщей безопасности. Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств. Всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества.

Реалисты исходят из того, что при защите собственных интересов государства обязаны идти на соглашения, достигаемые путем взаимных уступок, на компромиссы, не затрагивающие жизненно важные интересы, сдерживать свое стремление к власти (доминированию) в мировой политике. Государства участвуют в международных отношениях посредством дипломатии.

Наряду с понятием национального  интереса ключевую роль в теории политического  реализма играет понятие баланса сил, которое характеризует ситуацию равновесия между государствами как условие сохранения мира и стабильности. Это теоретическое положение основано на трактовке Гоббсом международных отношений как враждебной среды, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый с соперниками силовой потенциал. С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного субъекта международной политики можно лишь с помощью силового противодействия ее другого субъекта. Международный баланс сил рассматривается реалистами как самое эффективное средство сохранения мира. Нарушение силового равновесия влечет за собой войны, поэтому достижение и поддержка баланса сил - важная цель международной политики.

Политический реализм  не противопоставляет политику морали, учитывает значимость политического  действия с моральной точки зрения. Однако оставляет ей мало места в  своей концепции, т. к. исходит из того, что политические действия укоренены  в неизменной и несовершенной природе человека. Поэтому неизбежны противоречия между нормами морали и требованиями политического действия. Ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, что хорошо, а что плохо с моральной точки зрения. Реалисты осуждали стремление отождествлять моральные устремления отдельного государства с универсальными моральными законами. В этом вопросе они следовали установке Макиавелли на автономность политической сферы, где господствует политический интерес.

Концепция Г. Моргентау и других реалистов подвергалась критике  за упрощенность, одномерность в объяснении сложной системы международных  отношений (почти все объясняется  борьбой за власть, достижением баланса  сил или его нарушением). Не учитывалось  реалистами влияние на международную политику экономических,межправительственных и иных структур, интеграционных тенденций, международного сотрудничества.

  • Основными положениями политического реализма являются следующие:
    • идея анархичной и конфликтной природы международных отношений. Коллизии и войны - естественное состояние мировой политики. Причина мировой нестабильности кроется в отсутствии верховного арбитра. Если в политических отношениях каждой страны присутствует иерархичность, субординация, правовая регламентация, то в международной среде отсутствует какая-либо правящая структура, способная поддерживать порядок. Поэтому каждое государство, защищая свои интересы, может рассчитывать только на себя и использовать любые средства;
    • главными и единственно значимыми субъектами международных отношений являются государства, которые в своей политике руководствуются собственным национальным интересом. Интересы одного государства находятся в противоречии с интересами других, т.к. каждая сторона заинтересована в обладании ресурсами, которые всегда являются дефицитными;
    • государство стремится обеспечить собственную безопасность (выживание) и может даже стремиться к доминированию. Согласно взглядам одного из родоначальников этого направления Г. Моргентау, сущностью мировой политики является борьба государств за доминирование: стремление его сохранить, упрочить или продемонстрировать;
    • возможности доминирования зависят от мощи государства, показателем которой является его способность влиять на поведение других государств3. Каждое государство стремится извлечь максимум выгод и преимуществ из своего положения;
    • единственная реалистическая возможность обеспечения мира заключается в нахождении баланса сил, т.е. достижения равновесия между государствами. Только угроза применения силы, а более всего - взаимного уничтожения, позволяет сохранить стабильность в мире. Сторонники политического реализма скептически относятся к возможности регулирования международных отношений с помощью норм права и моральных ценностей, хотя и не отрицают необходимости гармонизации этих отношений;
    • достижение баланса сил предполагает деятельность государств на национальном уровне (наращивание военной и экономической мощи) и международном уровне (создание коалиции союзников, ослабление противников).

Сторонники этого подхода видят  гарантии сохранения стабильности в  поддержании многополярного баланса  сил, в то время как биполярный или однополярный мир таит в себе опасность угрозы миру. При этом однополярность (доминирование одной сверхдержавы) рассматривается как самая нестабильная система, поскольку заставляет другие государства предпринимать меры по восстановлению баланса сил4.

К концу 1970-х гг. сформировался неореализм (другое название -структурный реализм) как направление в политическом реализме. Его основателем считается Кеннет Уолте - американский политолог. Неореализм при сохранении ключевых постулатов реализма (о балансе сил, ведущей роли национального интереса) учитывает влияние на политику экономических акторов. Борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы движет политику. Уолте сравнивал международные отношения с рынком, где государства в конкурентной борьбе стремятся улучшить свои экономические и иные позиции, усилить свое могущество. Неореализм вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.

Основные положения  неореализма:

  1. Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. Согласно неореализму, международные отношения — это межгосударственные отношения, амировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.
  2. Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.
  3. Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной системы, структурные свойства которой не зависят от усилий малых и средних государств, а являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав. Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом[11].
  4. Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.
  5. Неореализм отличает стремление к методологической строгости.
  6. Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.
  7. Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы[12].

Сходства неореализма  и политического реализма:

  1. Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.
  2. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал[12].

Информация о работе Школа политического реализма