Политическая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:34, реферат

Краткое описание

Распад СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил начало независимости Казахстана. В наследство от СССР Казахстан получил советско-партийную систему власти, которая хотя и претерпела значительную трансформацию за годы независимого развития, но в целом почти полностью сохранила свои основные приоритеты.

Оглавление

1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат политолигия.docx

— 28.75 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Введение.

2. Особенности  становления политической  системы суверенного Казахстана.

2.1. Становление Казахстана.

2.2 Органы  государственной власти и политическая система.

3. Конституционная реформа 1995 года.

3.1. На пути преобразований.

3.2. Переход  к сильной президентской власти.

4. Заключение.

5. Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Распад  СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил  начало независимости Казахстана. В  наследство от СССР Казахстан получил  советско-партийную систему власти, которая хотя и претерпела значительную трансформацию за годы независимого развития, но в целом почти полностью  сохранила свои основные приоритеты.

       Ее отличительной чертой всегда  являлась высокая степень монополизации  власти партийно-хозяйственной номенклатурой.  Именно с момента развала СССР  мы будем рассматривать развитие  политической системы Республики  Казахстан. Так как во времена  СССР Казахстан не был суверенным  и у него не было своей  независимой политической системы,  в связи с тем, что Казахстан,  находился под руководством СССР.             

Особенности становления политической системы суверенного  Казахстана.

     События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан.   Вследствие этого Казахстан, как и абсолютное большинство постсоветских республик, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства.

   После распада СССР Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически стал Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией. По объему своих реальных полномочий Президент Республики Казахстан получил совершенно неограниченные властные полномочия, которые намного превосходят власть Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, обладавший огромной властью. В последующее время в Казахстане со стороны Нурсултана Назарбаева предпринимаются различные тактические приемы по укреплению института президентской власти. Уже в апреле 1992 г. президент Н.

     Назарбаев выступил со “Стратегией политического  и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического  развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства. Тогда же была провозглашена  идеология этнократизма. Президентом  была сформулирована мысль о том, что Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации. Принятая в январе 1993г. Первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации. Тем не менее Конституция носила политически достаточно компромиссный характер, когда облеченный большой властью президент “уживался” с более или менее полномочным Парламентом. В декабре того же года по указке из президентской администрации был инициирован “самороспуск” казахстанского Парламента. В дополнение к “самороспуску” Парламент даровал Президенту дополнительные сверх конституционные полномочия.

  Воспользовавшись отсутствием Парламента (с марта по декабрь 1995 г.) администрация с подачи созданного ею неконституционного и внеправового органа “Ассамблеи народов Казахстана” инициировала проведение двух референдумов. На первом из них 29 апреля 1995 г. вопреки существующей конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2000г. Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти, а Парламент как институт реализации интересов народа фактически перестал существовать.

  Не случайно, что именно на этот период приходится наибольшее законотворчество в недолгой истории суверенного Казахстана в виде принятия многочисленных и основополагающих “указов Президента, имеющих силу закона” или “конституционного закона”.

  Становление Казахстана 

     Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной  независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой  политической системы, характеризующейся  сильной президентской властью  и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека 1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря – его Государственный Гимн. Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти.

  В январе 1993г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и Мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.   
 

Органы  государственной  власти и политическая система 

     Президент – Назарбаев Нурсултан Абишевич Правительство – во главе с  Премьер-министром – Ахметовым Даниалом Кенжетаевичем Парламент Верхняя палата – Сенат. Председатель Сената Парламента – Абыкаев Нуртай Нижняя палата – Мажилис. Председатель Мажилиса Парламента – Урал Мухамеджанов Депутаты Сената избираются местными органами представительной власти – Маслихатами областей и городов Астана и Алматы – по 2 сенатора, 7 сенаторов назначаются Главой государства. Из 77 депутатов нижней палаты Мажилиса 67  избираются в округах, 10 – по партийным спискам. В Казахстане действует 9 политических партий, зарегистрировано свыше 1800 средств массовой информации, действует свыше 3000 неправительственных организаций.

       Большое значение в жизни страны  играет такой совещательный орган  при Президенте, как Ассамблея  народов Казахстана, чьи рекомендации  ложатся в основу межнациональной  политики государства.   Руководством  страны проводится последовательная  политика по либерализации политической  системы, предполагающая укрепление  институтов гражданского общества, усиление роли политических партий  в парламенте и общественной  жизни, совершенствование выборного  законодательства, обеспечение свободы  средств массовой информации. Над  этими вопросами при Правительстве  работает Постоянно действующее  совещание по демократизации  общественной жизни и развитию  институтов гражданского общества. С учетом его рекомендаций  в 2003-2004 годах принят ряд важных  законов, юридически закрепляющих  достигнутый уровень демократических  преобразований.

 Конституционная реформа 1995 года.

       В 1991-1995 годах происходило становление  и конституционное оформление  политической системы республики. Первая Конституция суверенного  Казахстана была принята в  январе 1993 года. Являясь своего рода  компромиссом между старым и  новым политическим устройством,  отражением попытки внедрения  на постсоветскую почву строившейся  веками модели западной демократии, данная Конституция изначально  содержала в себе противоречия. В результате проведенного референдума  30 августа 1995 года была принята  новая Конституция Республики  Казахстан, в которой были устранены  недостатки прежнего конституционного  устройства, сформулирована модель  президентской республики, рациональна,  решена проблема разделения полномочий  между ветвями власти и открыта  дорога системным рыночными преобразованиям.  Конституция 1995 года в новейшей  истории страны стала водоразделом, проводящим границу между двумя  этапами.

  Сущность их заключена в том, что, несмотря на независимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от советской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность.  Противоречивость и двойственность – вот основная характеристика начального периода становления страны и ее Конституции (1993 год) полностью соответствовала тому времени. Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освободиться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла. Основное противоречие заключалось в неопределенности формы правления. В чем и был основной изъян Конституции 1993 года: нельзя говорить о крепком здании государственности, если нет четкого представления, какой будет наша республика – парламентской или президентской. Это же порождало нестыковку действий между различными ветвями власти и постоянные конфликты между ними, что в условиях переходного периода, когда особенно важна согласованность действий и повышенная управляемость всей системы для эффективного проведения реформ, просто губительно.

     Главное содержание старой Конституций –  система сдержек и противовесов, обеспечивающая координацию ветвей власти и действие государственных  институтов в русле демократических  норм. Система сдержек и противовесов – не слияние ветвей власти, угрожающее демократии, не конфликт между ними, парализующий государственное управление, а эффективное функционирование, оптимальное их соотношение в  рамках данной системы. Поэтому к 1995 естественным путем созрел вопрос о  новой Конституции, которая должна была преодолеть недостатки прежней. К  тому же первая Конституция больше была нацелена прежде всего на выведение  страны из кризиса – экономического и политического.  Заслуживает  внимания механизм, которым была принята  новая Конституция – референдум и предшествующий ему этап всенародного обсуждения, проходивший с 30 июня по 30 июля 1995 года.

       Подобная система нехарактерна  для развитых демократических  обществ, но в то же время  для стран, не имеющих такого  опыта, она представляется необходимой.  Таким путем были решены две  задачи.  Первая из них –  легитимация новой Конституции  через факт обсуждения и принятия  ее народом. В течение месяца  имели место 33 тысячи коллективных  обсуждений. Граждане, коллективы, сходы  по месту жительства, маслихаты,  общественные объединения высказали  около 30 тысяч предложений и  замечаний.

  В результате в 55 статей новой Конституции были внесены 1100 поправок и дополнений. Так что Основной Закон является в подлинном смысле «народной Конституцией».  И вторая задача – консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию, с тем чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной идентичности еще недостаточно развито.

       То же относится и к структуре  общества. Кризис разрывает привычные  нити социальных связей, и их  уже не восстановить в прежнем  виде. Полноценное и развитое  общество – это прежде всего  переплетение линий коммуникации  между людьми. Создание этой сети есть создание единой общности, где люди могут назвать, кто они, где живут, к чему стремятся.

На  пути преобразований

     В поддержку новой Конституции  проголосовало 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референдуме, впервые в истории страны самому народу была представлена возможность  сделать выбор – идти по пути дальнейших преобразований, по пути прогресса, построения свободного, равноправного  общества или по-прежнему оставаться между прошлым и будущим.

  Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, этим выражая свою суверенную волю.  Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года.  В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов – система сдержек и противовесов. Мы получили то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную структуру Парламента, четко выстроенную систему власти. 

Информация о работе Политическая система РК