Реформы Петра I и их значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Пётр 1 (1672-1725) - русский царь с 1682г., российский император с 1721г., сын Алексея Михайловича Романова и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Царь Алексей был женат второй раз, и когда родился сын, радости не было предела (злые языки говорили, что прежде чем стать царицей, она «в лаптях ходила»). С рождением Петра, вражда, между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 г. официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол). В январе 1676г. царь Алексей умирает. На престол вступил Федор, но власть в делах еще некоторое время остается в руках Нарышкиных, а управление делами в руках Милославских, т.е. правил представитель одной семейной партии, управлял представитель другой семейной партии. Случилось это потому, что родственники его второй жены были ближе к царю и делам в последние годы жизни Алексея.

Оглавление

1. Введение

2. Предпосылки реформ Петра 1

3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула

4. Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»

5. Политика в области мануфактурного производства во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма

6. Церковная реформа

7. Военная реформа

8. Гражданская реформа

9. Положение сословий

10. Крестьянская реформа

11. Финансовая реформа

12. Денежная реформа

13. Реформа сословного устройства русского общества

14. Реформа градостроения

15. Реформа в области культуры и быта

16. Реформы монархии

17. Результаты Петровских реформ

18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение реформ Петра 1

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.19 Кб (Скачать)

    Реформы местного управления  проводились с целью укрепления  власти дворянства путем создания  на местах бюрократических учреждений  с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет  три этапа в реформе областного  управления: первый – до 1708г., второй  – с 1709 по 1718 (первая областная  реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).         

    На первом этапе произошли  незначительные изменения в системе  местного управления: с созданием  Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.         

    Во главе губерний стояли губернаторы,  генерал-губернаторы, которые объединяли  в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы  назначались царскими указами  только из числа близких к  Петру I дворян. У губернаторов  были помощники, контролирующие  отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.         

    Губерния делилась на провинции  (во главе – обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату.

  В уездах городов, где не было крепостей  и гарнизонов – органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства – поддержании и укреплении господства дворян.          

  Вторая  областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.         

    Провинция становится основной  единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые  в свою очередь делились на  округа – дистрикты. Инструкции  возлагали на губернаторов широкий  круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять  надзор за губернскими "камерными  служителями" и земскими судьями,  приводить в действие наказания,  контролировать городское управление.          

    Провинциальные воеводы подчинялись  губернаторам только по военным  делам, в остальном они были  независимы от губернаторов. Воеводы  занимались розыском беглых крестьян  и солдат, строительством крепостей,  сбором доходов с казенных  заводов, заботились о внешней  безопасности провинций, а с  1722г. осуществляли судебные функции.  Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.         

    Главной особенностью органов  местного управления I четверти ХVШ  в., было то, что они наряду с  административными исполняли и полицейские функции. В ХVП в. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.          

    В 1699г. была проведена городская  реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.         

    Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.  

  4. Расширение дворянских  привилегий. “Указ  о единонаследии”  и “Табель о  рангах”         

    В первой четверти XVIII в. произошло  слияние двух форм феодальной  земельной собственности – вотчины  и поместья. В 1714 г. был издан  указ о единонаследии. Отныне  поместье, как и вотчина, передавалось  по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были  идти в военную или гражданскую  службу. Дворянская служба при  Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна сократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости от преступления.          

    Государственная служба регулировалась  введенной в 1722 г. “Табелью  о рангах”. Новый закон разделил  службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.   

  5. Политика в области  мануфактурного производства, во внутренней  и внешней торговле. Политика меркантилизма

  В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение  развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных”  с точки зрения государства видов  производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось, исключительно  нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.         

    Война со Швецией особенно  остро поставила вопрос о развитии  мануфактурного производства. До  начала XVIII в. Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились.         

    Развитие металлургического производства  стало жизненной потребностью  страны. Правительство предпринимало  лихорадочные меры по строительству  заводов. Вместо 15-20 допетровских  мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивали заказы армии и флота.          

    Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод.         

    Активно строились предприятия  легкой промышленности. В Москве  и других районах центра России  росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие  армию обмундированием, а флот  – парусиной.         

    К1725 г. в стране имелось 25 текстильных  предприятий, канатные и пороховые  мануфактуры. Впервые были построены  бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.         

    Рост промышленного производства  сопровождался усилением феодальной  эксплуатации, широким применением  принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных  (посессионных) крестьян, а также  труд государственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались  к заводу как постоянный источник  рабочей силы.

  Но  далеко не все изделия, необходимые  стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное  производство. Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В  городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.          

    Реформы охватили и эту сферу  производства. По указу 1722 г. мастера  каждой ремесленной специальности  объединялись в цехи. В цехах  избирали старшин, которые наблюдали  за качеством изделий и приемом  в мастера. Устанавливался срок  в 7 лет для учеников, после  чего они переводились на два  года в подмастерья. В Москве  насчитывалось 146 цехов. Создание  цехов, с одной стороны, отразило  высокий уровень развития ремесла,  а с другой, затрудняло его  развитие, выделяло ремесленников  в особое сословие феодального  общества.         

    В области внутренней и внешней  торговли в Петровские время  большую роль играла государственная  монополия на заготовку и сбыт  основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина  и др.), что значительно пополняло  казну. Всячески поощрялось создание  купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей.         Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

  В общем, в первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политика характеризовалась активным вмешательством государства в экономику. К концу правления Петра изменений в области экономической политики почти не наблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-х годов государство воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину.  

  6. Церковная реформа           

    Важную роль в утверждении  абсолютизма играла церковная  реформа. В 1700г. умер патриарх  Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод" или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.         

    Церковная реформа означала ликвидацию  самостоятельной политической роли  церкви. Она превращалась в составную  часть чиновничье-бюрократического  аппарата абсолютистского государства.  Параллельно с этим государство,  усилило контроль над, доходами  церкви, и систематически изымалась  значительная их часть на нужды  казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной  иерархии и черного духовенства  и явились одной из главных  причин их участия во всякого  рода реакционных заговорах.         

    Петр осуществил церковную реформу,  выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало стремление Петра ликвидировать  немыслимую при самодержавии  петровского времени "княжескую  " систему церковной власти. Объявив  себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.  Более того, он широко использовал  институты церкви для проведения  полицейской политики. Подданные,  под страхом крупных штрафов,  были обязаны посещать церковь  и каяться на исповеди священнику  в своих грехах. Священник, также  согласно закону, был обязан доносить  властям обо всем противозаконном,  ставшим известным на исповеди.          

Информация о работе Реформы Петра I и их значение