Защита прав ребенка как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак¬туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе¬нии несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И труд¬но сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие.

Файлы: 1 файл

защита прав ребенка.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Защита  прав ребенка 

как социально-педагогическая проблема 

     Защита  прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

     Особое  место в системе мер поддержки  детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

     В последнее время в Правозащитный  центр часто обращаются с жалобами на жестокость со стороны учителей. 

     В одной из пермских школ ученика не пустили на занятия, так как он был не по форме одет. История эта произошла не тридцать лет назад, а в наше время. На каких основаниях кто-то диктует детям и их родителям цвет и фасон одежды? Действительно в уставе школы может быть записано, что все школьники должны быть одеты по форме. Но есть большая разница между внешним видом ученика и возможностью посещать занятия, т.е. с доступностью образования. Запрещая учащимся посещать занятия, учителя нарушают при этом закон "Об образовании" и Конституцию РФ, учителя в данном случае лишь вправе сделать замечание, требовать соблюдения устава, но не пускать на занятия не могут. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Это же самое правило относится и к другим атрибутам школьной жизни.

     Еще один пример - ученика не пустили  на урок, так как он забыл дома дневник, и отправили в сильные  морозы обратно за дневником за тридевять  земель. В итоге, дневник у учителя  был, но часть занятий ребенок  пропустил. Конечно, порядок в школе необходим, но учителя не должны забывать, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, с учетом их прав на образование.

     В наше время есть случаи, когда учитель труда ударил ученика головой о косяк двери, в средней школе г. Перми классный руководитель вышла из себя, после чего мальчик с сотрясением мозга попал в больницу. До сегодняшнего момента эти учителя никакой ответственности не понесли, и до сих пор преподают в школе.

     За  оскорбление, за умаление человеческого достоинства, доброго имени, причинение вреда здоровью учитель должен понести ответственность. Сложность всех подобных дел заключается в том, что свидетелями таких происшествий часто бывают ученики (несовершеннолетние), которые находятся под влиянием и давлением школы, учителя. Часто даже возбудить уголовное дело по факту побоев сложно. Как правило, правоохранительные органы стараются найти повод закрыть дело.

     Для школьных конфликтов трудно выработать единую методику для решения проблемы. Многое решает в этом случае человеческий фактор. Но все же ряд рекомендаций дать необходимо.

     Если  конфликт ребенка в школе зашел далеко, ребенок испытывает давление со стороны учителей и одноклассников, то обязательным правилом для всех родителей является - перевод ребенка в другую школу! Часто из-за конфликта ни учителя, ни родители не могут вспомнить, что главной ценностью всегда являются интересы ребенка. Ни чувство мести, обиды, жажда справедливости и т.д., а, прежде всего, интересы ребенка.

     Итак:

     Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке  осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК). 
К первым относятся: 
- Прокуратура, 
- Органы внутренних дел. 
 
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы: 
 
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);  
 
- предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»); 
 
- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); 
 
- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»); 
 
- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

 
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ").

                 Заключение

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом  каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями  нарушения прав детей и молодежи. Сегодня во многих странах детям  в лицо смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт.

Сегодня одна из наиболее болезненных проблем во всем мире - это дети, лишенные семьи, оказавшиеся выброшенными на улицу  в результате трудных жизненных  обстоятельств. Уличные и работающие дети обычно живут в ужасных обстоятельствах и являются жертвами всех видов насилия. Многие из них страдают различными заболеваниями. Многие из них едва ли когда-нибудь ходили в школу.

Информация о работе Защита прав ребенка как социально-педагогическая проблема