Особенности налогообложения малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Налоги имеют общественное содержание и материальную основу. Общественное их содержание проявляется в перераспределении национального дохода, в том, что они выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Материальная основа налогов проявляется в том, что они представляют собой сумму денежных средств, мобилизуемых государством у налогоплательщиков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
1. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………….......
4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………………………….............
4
2.1. Особенности налогообложения малых предприятий…….............
4
2.2. Сущность прогрессивной и регрессивной ставки налогообложения……………………………………………………………..

9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
12
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

1. ТЕСТОВОЕ  ЗАДАНИЕ……………………………………………….......

4

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ………………………………….............

4

2.1. Особенности  налогообложения малых предприятий…….............

4

2.2. Сущность  прогрессивной и регрессивной ставки налогообложения……………………………………………………………..

 

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

12

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………......

13

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги - особая форма  производственных отношений, своеобразная не только экономическая, но и финансовая категория, а также важнейший экономический рычаг, регулирующий финансовые взаимоотношения юридических и физических лиц с государством в условиях рынка.

Сущность налогов (платежей) как экономической, финансовой категории  состоит в том, что они представляют собой обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня или государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, установленных соответствующими законами Украины о налогообложении.

Появление и существование налогов и других налоговых платежей связано с возникновением и функционированием государства. Государство без налогов существовать не может.

Налоги имеют общественное содержание и материальную основу. Общественное их содержание проявляется  в перераспределении национального дохода, в том, что они выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Материальная основа налогов проявляется в том, что они представляют собой сумму денежных средств, мобилизуемых государством у налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
    2. 4
    3. 9
    4. 16
    5. 23
    6. 29
    7. 34
    8. 39
    9. 44

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

2.1. Особенности налогообложения малых предприятий

С 2011 года налогообложение  в Украине регулируется Налоговым  Кодексом Украины.

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - организационная структура, субъект предпринимательской деятельности (предприятие, организация, фирма) разного производственного, коммерческо-предпринимательского профиля, независимо от форм собственности, с небольшим количеством работающих, а именно: в розничной торговле, общественном питании - 15 лиц, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в науке и научном обслуживании - 100, в промышленности и строительстве - 200, в других сферах производственной деятельности - 50 лиц. Малые предприятия могут быть небольшими производственными предприятиями, мастерскими, магазинами, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания, если они по своему назначению, количеству работников и другим параметрам отвечают действующему законодательству. В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия являются самым массовым, ведущим сектором экономики, который определяет темпы экономического роста, занимают ведущее место в структуре валового внутреннего продукта и являются основной статьей капиталовложений государственного бюджета, решения социальных проблем, и в первую очередь - проблем занятости населения в общественном производстве.

Международная практика предусматривает для субъектов  малого предпринимательства два  основных подхода к налогообложению:

1) введение совокупности  налоговых льгот для малых  предприятий по отдельным крупным  налогам (в основном по налогу  на прибыль, реже по НДС), не  меняя при этом национальную  налоговую систему;

2) введение особых  режимов налогообложения малого  бизнеса.

При рассмотрении первого подхода следует отметить, что наиболее крупной группой налоговых льгот, которые касаются деятельности субъектов малого предпринимательства и присутствуют в налоговых системах большинства развитых стран, является группа льгот, связанная с налогообложением прибыли. Особенностью этой льготы является то, что уменьшение ставки налога достаточно редко объявляются льготой. Обычно её снижение внедряется как самостоятельное направление налоговой политики страны. Ставки налогов на прибыль в США, Франции и Великобритании для малых и крупных предприятий различны (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика ставок налога на прибыль для малых предприятий

 

Страна

США

Франция

Украина

Великобритания

Ставка налога

15%; 25%

33,3%

21%

24%


 

В странах Запада политика государственного стимулирования малого предпринимательства проводится на основе приоритетных направлений, чаще всего сферы производства. Результатом этого является то, что ставки налога на прибыль предпринимателя, занимающегося производственной деятельностью, значительно отличаются от ставок в сфере торговли.

Предоставление малому бизнесу  предприятиям налогового кредита на льготных условиях также является формой его государственного стимулирования. Льготными в данном случае является увеличение сроков предоставления кредита, снижение кредитной ставки, облегчение административных процедур и т.д. Для получения такого кредита большая часть капитала компании должна принадлежать физическим лицам, а номинальный рост капитала, которые был осуществлен в течение года,  не должен быть менее 25%. [4]

Значительными для поощрения инновационной  деятельности малого бизнеса являются льготы на обложение доходов по приращению капитала, абсолютно не развитые в  России и Украине. Эти льготы были введены для преодоления основной проблемы венчурных фирм - изыскания средств для финансирования деятельности. Прибыль коммерческих банков, кредитующих такие фирмы, полностью зависит от ставки налога на доходы от прироста капитала. Чтобы стимулировать процесс кредитования фирм с  рисковым капиталом, в западных странах, проведя налоговые реформы, ввели обложение доходов от прироста капитала по тем же ставкам, что и подоходное обложение граждан. Часть прибыли, которую банки получили от кредитования венчурных фирм и направили в резервный фонд, им было разрешено списывать в качестве издержек. В результате такой налоговой политики значительно повысилась заинтересованность банковских структур в финансировании венчурного бизнеса в национальной экономике. В США в настоящее время насчитывается более шестисот специализированных фирм, занимающихся этим видом деятельности; кроме того, многие крупные банки выделили филиалы для предоставления такого рода кредитов.[6]

Помимо льгот по налогу на прибыль, для малых предприятий в большинстве  западных стран предусматриваются льготы по обложению косвенными налогами.

В рамках второго подхода к налогообложению  субъектов малого предпринимательства  можно выделить возможность применения для этой категории особых режимов  налогообложения. При этом выделяют два вида таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложение, которые, при адаптации  к условиям страны, в которой они применяются, могут образовывать различные модификации и смешанные формы.[2]

Без изменений первый вид налогообложения  сохраняет для малых предприятий все разновидности налогов, одновременно упрощая порядок их расчета (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).

Второй вид предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

В налоговых системах развитых стран  гораздо чаще используется упрощенное налогообложение. Вмененное налогообложение применяется реже, однако во многих странах, когда налоговая администрация сомневается в правильности исчисления налоговых обязательств, оценка налоговой базы проводится  по аналогии с другими налогоплательщиками.

Отличительной чертой упрощенной системы  налогообложения в Российской Федерации  является то, что ее применение ограничивается не только численностью работников и  суммой валового дохода, но и видом  деятельности, которой занимается предприятие. Единый налог – система налогообложения, предусмотренная в России  для отдельных видов деятельности при ее осуществлении (для торговли и объектов общественного питания) на площади не более 150 квадратных метров, с численностью работников до 100 человек, в которых доля участия других организаций не превышает 25 процентов.

В Республике Беларуси на применение упрощенной системы имеют право  предприятия с численностью работников до 15 человек и с ежеквартальной выручкой, не превышающей 5 000 минимальных заработных плат.

В Украине, в соответствии с проектами изменений к Налоговому Кодексу[5], предполагается, что для перехода на упрощенную систему налогообложения предприятие должно отвечать следующим требованиям: иметь среднесписочную численность работников до 50 человек и объем годового валового дохода не должен превышать 70 миллионов гривен. Плательщиков единого налога при этом делят на физических лиц предпринимателей и юридических лиц. Первые в свою очередь были разделены на пять групп, а вторые – на две. Также этим законопроектом предусмотрены ограничения возможности применения упрощенной системы.

Отечественная система  налогообложения отличается от международной  также объектом налогообложения  малого бизнеса. Если в странах Запада им становится прибыль предприятия, то в странах бывшего СССР – это валовый доход.

Таким образом, после  проведения анализа зарубежного  опыта налогообложения малого бизнеса  можно сделать вывод о том, что малый бизнес в большинстве  западных стран законодательно определяется в качестве особого субъекта государственного регулирования. Его специфика (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения. В связи с этим, в процессе реформирования налоговых систем западных стран получили развитие две группы льгот: льготы, направленные на поддержание конкурентоспособности малых предприятий, повышение их инвестиционной и инновационной активности, и льготы, позволяющие упростить налоговое администрирование этой группы налогоплательщиков. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации и упрощению. В последнее время в Украине также можно проследить следование этим тенденциям.

2.2. Сущность прогрессивной и регрессивной ставки налогообложения

 

В зависимости от разновидностей ставок налога выделяют: прогрессивные  и регрессивные ставки. 

Прогрессивное налогообложение отличается ростом ставок налога по методу прогрессии, при котором размер ставки увеличивается в зависимости от роста дохода.

Приметаются два вида прогрессии: простая и сложная. При  простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения налоговой базы для всей ее суммы (суммы дохода или  стоимости имущества). При сложной  прогрессии доходы делятся на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки действуют не для всего увеличивающегося объекта, а для части, превышающей предыдущую ступень.

Выбор прогрессивного налогообложения в основном зависит от величины так называемого дискреционного дохода, т.е. дохода, остающегося в распоряжении лица и используемого по его собственному усмотрению. Величина дискреционного дохода может равняться разнице между совокупным доходом и доходов, который расходуется на удовлетворение первоочередных потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица. С ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питание покупку одежды, других товаров первой необходимости на транспорт и т.п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Также очевидно, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный. В этой связи возникает необходимость введения такой системы налогообложения, в которой учитывались бы потребности человека.

Выделяют простую и  сложную прогрессию при налогообложении. Простая прогрессия в свою очередь делится на простую поразрядную и простую относительную прогрессию Суть простой поразрядной прогрессии состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого разряда определяется сумма налога, оклад в абсолютной сумме. При простой относительной прогрессии для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом необходимо учитывать, что налог исчисляется не по частям (не по отдельным разрядам) с последующим сложением сумм налога, исчисленных по каждому разряду, а одна ставка применяется ко всей базе налогообложения в зависимости от общего размера базы. 
Как при простой прогрессии, так и в системе сложной прогрессии налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно и облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. Примером сложной прогрессии является шкала ставок подоходного налога с физических лиц. Повышенная ставка применяется не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей определенный уровень. Система сложной прогрессии в наибольшей степени отвечает задачам прогрессивного налогообложения, поэтому в настоящее время ее применяют во многих налоговых системах мира.

Информация о работе Особенности налогообложения малых предприятий