Конституционное право Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:27, лекция

Краткое описание

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и другие нормативно-правовые акты, которые в совокупности составляют конституционное законодательство: конституционные и обычные законы, нормативные акты Президента, Правительства, местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи.

Файлы: 1 файл

Конституционное право Республики Казахстан.docx

— 70.94 Кб (Скачать)

Конституционное право Республики Казахстан

Понятие и предмет конституционного права как науки и отрасли права

Наука конституционного права является составной  частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук. Для конституционного права как науки присущи свой предмет, источники, специфический подход к его изучению. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук.

Наука конституционного права

система научных знаний о закономерностях развития 

Волевых общественных отношений, с которыми связано осуществление государственной власти

Государственно-правовых отношений, представленных в институтах конституционного строя

  
 

Наука конституционного права  представляет собой  систему знаний. В  систему науки  конституционного права  входят:

1. Знание  о конституционном праве как  отрасли права;

2. Знания  о сущности Конституции РК - ее  структуре и содержании;

3. Знания  об основах конституционного  строя РК и их отношении  с господствующими в обществе  отношениями;

4. Знания  о правах и свободах человека  и гражданина РК;

5. Знания  о национально-государственном и  административно-территориальном устройстве  РК;

6. Знания  о системе органов власти РК, местном государственном 
управлении и самоуправлении.

Указанные объекты выступают предметом  научного исследования и изучаются  исходя из научных методологических принципов с использованием различных методов: исторических, логических, сравнительно-правового, системного, статистического, конкретно-социологического и др.

В ее составе  имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении, то есть одни теоретические положения служат основой для других. 

К их числу относятся: теории разделения властей, парламентаризма, президентства, избирательной системы, гражданства, суверенитета, народовластия, гражданского общества, политического плюрализма. Каждая из этих теорий формируется самостоятельно, но в то же время испытывают влияние друг на друга.

Формулируя  теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему  источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам в первую очередь относится Конституция. В то же время источниками науки являются и другие нормативно-правовые акты, которые в совокупности составляют конституционное законодательство: конституционные и обычные законы, нормативные акты Президента, Правительства, местных представительных органов. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи.

Конституционное право РК как отрасль  права - это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК.

В основу разделения права на отрасли, как вам известно из курса Теория государства и права, положено два критерия

          предмет регулирования                                  метод регулирования

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Метод признания, т.е. признание естественных прав человека (п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан)

Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции РК), также при определении полномочий государственных органов (п.4 ст.53 Конституции РК)

Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции РК) Казахстан).

1.   Метод обязывания. Применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции Республики Казахстан)

Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения, называемые методами правового регулирования. Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разновидностями указанных способов воздействия  государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, является установление конкретных правомочий и обязанностей участников правоотношений (например, компетенция государственных органов и должностных лиц, полномочия депутатов, порядок организации и проведения выборов).

Методы  регулирования конституционного права  носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции  категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов.

Таким образом, конституционное право - это отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления.

Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовым нормам присущи все признаки норм других отраслей права. Они также  являются средством упорядочения общественных отношений, принимаются государством и выполняют регулятивную и правоохранительную функции.

Вместе  с тем, конституционно - правовые нормы отличаются от правовых норм других отраслей права:

1. Содержанием  и сферой регулируемых общественных  отношений. 

2. Непосредственным  действием. 

1. Особенностями  структуры. Конституционно-правовые  нормы чаще всего имеют диспозицию, реже - гипотезу, и только в отдельных  случаях - санкцию. 

2. Источниками,  в которых они выражены (Конституция,  конституционные законы).

3. Наличием  значительного количества норм - принципов, норм-задач, норм-определений,  не свойственных другим отраслям  права. 

4. Учредительным  характером содержащихся в них  предписаний. 

5. Специфическим  характером субъектов (народ,  государство, нации, высшие государственные  органы).  

2. По степени определенности  содержащихся в них предписаний различают императивные и дизпозитивные нормы.

1. По характеру содержащихся  предписаний их разделяют на:

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: 
 
 

1) Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.

2) Диспозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.  

1) Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их, полномочий.

2)Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм.

3) Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. По назначению в механизме  правового регулирования различают  ма- 
териальные и процессуальные (процедурные) нормы.

1) Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.

2) Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм.

 
 

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

2.Особый субъектный состав. Среди  субъектов конституционно-правовых  отношений есть такие, которые  не могут быть участниками  других видов правоотношений.

3. Наличие нескольких видов  правоотношений.

1. Особое содержание, особая сфера отношений, составляющих предмет конституционного права.

К особенностям конституционных - правовых отношений  относятся: 
 
 
 
 
 

     Наиболее  классическим видом являются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

     Вторым  видом конституционных правоотношений являются правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей.

     Особым  видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива  действующих норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве.

Классификация конституционно-правовых отношений:

1. По  сроку действия различаются постоянные  и временные отношения. 

2. По  назначению в механизме правового  регулирования различают материальные  и процессуальные отношения. 

3. По  целевому назначению различают  правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

     Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие  или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с волеизъявлением последнего. Действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки.

     Субъекты конституционного права - это участники конституционно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Среди них: государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-правовых отношений выступает:

- человек  - вступая в отношения сам или  через соответствующие органы с государством;

- государство  - вступая в отношения с другим  государством или человеком.

Информация о работе Конституционное право Республики Казахстан