Конституционно правовой статус человека и гражданина РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:18, реферат

Краткое описание

Для любого общества и любого народа мира государственность является главным условием развития. Именно от государственности зависят судьбы людей, их настоящее и будущее, материальные и духовные блага. И, в свою очередь, только люди (граждане) могут обеспечить своему государству истинные суверенитет и независимость, прогресс и процветание.
Действующая Конституция Республики Казахстан основывается на теории разделения прав человека и гражданина, основоположниками которой являлись ещё французские просветители 18 века Жан Жак Руссо, Шарль Луи Монтескьё и другие. Раздел 2 Основного Закона так и называется «Человек и гражданин». Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин же, в силу самого своего гражданства, согласно п. 3 ст. 12 Конституции РК, имеет еще и политические права и несет соответствующие обязанности.

Файлы: 1 файл

Конституционно правовой статус человека и гражданина РК.docx

— 67.17 Кб (Скачать)

   Конституционно правовой статус человека и гражданина РК

 

Для любого общества и любого народа мира государственность является главным условием развития. Именно от государственности зависят судьбы людей, их настоящее и будущее, материальные и духовные блага. И, в свою очередь, только люди (граждане) могут обеспечить своему государству истинные суверенитет  и независимость, прогресс и процветание.

Действующая Конституция  Республики Казахстан основывается на теории разделения прав человека и  гражданина, основоположниками которой  являлись ещё французские просветители 18 века Жан Жак Руссо, Шарль Луи  Монтескьё и другие. Раздел 2 Основного Закона так и называется «Человек и гражданин». Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин же, в силу самого своего гражданства, согласно п. 3 ст. 12 Конституции РК, имеет еще и политические права и несет соответствующие обязанности.

Необходимо отметить, что  гуманизм — это существенная, отличительная  черта нашей Конституции. Прежде всего, согласно Конституции, все равны  перед законом и судом (ст. 14).

Конечно, можно много говорить о неравных экономических условиях жизни, о том, что идет расслоение общества на бедных и богатых. Но нужно  помнить, что абсолютного равенства  в природе не существует, и никогда  не было, если говорить о его физическом смысле. Мы же говорим о юридическом  равенстве и правовом статусе  субъектов во взаимоотношениях друг с другом и в их положении перед  судом. Конституция дает всем одинаковую стартовую площадку. А развить  свой потенциал в обыденной жизни, сообразно имеющимся способностям, задаткам и таланту, — внутреннее дело и задача каждого человека.

В целом, наша Конституция  соответствует конституционным  нормам международно-правовых актов, в  частности, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, двум Пактам о правах человека 1966 года и другим документам ООН.

В теории права существует различие между правовым статусом человека и гражданина. В отношении правового статуса человека используются понятия: «каждый человек», «все», «ни один человек», «никто» и т. п. Что касается правового статуса гражданина, то в этом отношении применяются такие понятия, как: «граждане имеют право», «гражданин обязан», «гражданам гарантируется» и др.

 

О естественных правах и  свободах личности и их закрепление  в Конституции Республики Казахстан

 

Вопрос о правах человека и гражданина является составной  частью проблемы фактического положения  личности в обществе и государстве. Этимологически и по существу совпадают  понятия «правовое положение» и  «правовой статус» личности, в  которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений с государством. Свою точку зрения по этому вопросу  высказывает докторант Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидат юридических наук, доцент А. Сман.

 Положение личности  в обществе определяется не  только правовыми нормами, но  и всеми другими видами социальных  норм и называется общественным  статусом. Правовой статус личности  составляет лишь часть ее общественного  статуса и относится исключительно  к ее качеству человека и  гражданина, к связям личности  только и именно с государством, а не с обществом в целом.  Но ее статус человека характеризует  одновременно и ее связь с  государственно-организованным обществом.  Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом. Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Важно подчеркнуть, что общий  конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан  государства, независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его. Если имеют  место какие-то ограничения общего правового статуса личности, то они  должны быть предусмотрены в принципах  и нормах Конституции.

Сердцевину или основу правового положения личности в  прошлое время, по мнению ученых, составляли ее права, свободы, законные интересы и обязанности в единстве. Принципиальных различий в социальном и юридическом значении в соотношении прав и свобод в структуре правового положения личности нет, т.е. свободы личности одновременно являются ее правами.

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения  социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется в понимании соотношения  социальной действительности и ее правового  выражения применительно к статусу  личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода  к природе и сущности прав человека. Согласно первому права человека и гражданина - это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой - связывающие  государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные  природой человека. В этом смысле человек  есть «мера всех вещей», т.к. он обладает неотъемлемыми правами, которые  не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход - позитивистский - исходит из того, что права человека производны от государства, которое  по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человек и гражданину. Каждый из этих подходов отражает фактическое  положение дел, но страдает односторонностью/2/. «Гуманный пафос школы естественного  права, отстаивающий неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает  роль человека, утверждает примат государства  над личностью»/3/.Истина, как всегда, посередине. Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как право на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные, материальные права. Например, право на труд, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, свобода митингов, шествий и демонстраций и др. На основе марксистской доктрины произошло расширение каталога основных прав и свобод личности путем включения в него социально-экономических прав: права на труд, права на социальное обеспечение, права на образование, права на забастовку и др.

Концепция прав личности, например, в американской теории производна от обобщенной категории «свобода»  и соответствует общечеловеческой ценности наивысшего порядка - свобода  личности. Идеалом и принципом  американской конституции являются идеи философов XVIII века о народном суверенитете, ограниченном правлении  и основных правах индивида, всемерной  охране свободы личности, которые в политико-правовом сознании слиты с идеей автономии, изначально, от рождения присущей каждому человеку. Последняя трансформируется в принцип народного суверенитета и общественного договора свободных самоуправляемых личностей с представляющим их интересы и формируемым государством, обладающим ограниченной властью, чтобы предотвратить посягательство на свободу и автономию личности. Неотчуждаемые права как раз существуют для охраны ее изначальной свободы и автономии, которые увязываются с материальным благосостоянием, а значит, с наличием частной собственности. Поэтому американская конституция выглядит духовным сплавом, идеалом добродетели. Там имеется не только тщательно разработанная доктрина в области прав человека, но и формально-юридический механизм их защиты. Абсолютно четкая иерархия прав, признание неотъемлемых прав и свобод человека имели место в декларации независимости США. Тем самым декларация, а затем и конституция США 1787 года внесли многие элементы в современную концепцию правового положения личности, хотя конституция первоначально не содержала положений о правах и свободах граждан. В то время этот вопрос решался в конституциях штатов. Здесь нельзя не упомянуть о том, что из числа полноправных граждан тогда были исключены негры и индейцы. Права и свободы граждан США в основном закреплены в первых 10 поправках, а точнее, дополнениях к конституции, получивших название «Билль о правах», принятых первым конгрессом в 1789 году, ратифицировавшем 10 из 12 поправок, вступивших в силу 15 декабря 1791 года, а также последующими 26 поправками к конституции. Содержащиеся в конституции США права и свободы по своему характеру относятся к политическим и личным. Среди них почти целиком отсутствуют социально-экономические права и свободы. Последние фактически ограничиваются положением поправки 5 о защите частной собственности. Действующая до настоящего времени конституция США в результате выглядит как умеренно-демократический документ, уступающий по многим параметрам демократическим конституциям стран Западной Европы и других стран земного шара.

Во второй половине ХХ века получила признание естественно-правовая доктрина прав и свобод в сочетании  с «социальной» доктриной, установившей, что в конституции закрепляются права и свободы, идущие как от природы человека, так и от природы  данного общества, т.е. теория естественного  права как бы пережила свое возрождение  и в то же время оказалась существенно  дополнена социально-экономическими и культурными правами. Сказанное можно подтвердить путем анализа французской декларации прав человека и гражданина от 20 августа 1789 года, являющейся фактически составной частью действующей конституции 1958 года: «1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут быть основаны лишь на соображениях общей пользы.

Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.

Свобода состоит в возможности  делать все, что не приносит вреда  другим…».

Эти идеи восприняла и развила  Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году в качестве общей нормы для  всех народов и всех государств. Первый пункт ее гласит: «Люди рождаются  свободными и равными в достоинстве  и правах. Все они наделены разумом  и совестью…». Таким образом, всеобщая декларация принимает естественный закон как аксиому. Возрождение  естественного закона отражает потребности  последних 70 лет.

Наибольшие споры в  науке вызвало само деление прав на политические и гражданские, с  одной стороны, и социальные, экономические, культурные - с другой. Так, декларация ООН закрепила, что каждый человек  имеет право владеть имуществом, и «никто не может быть произвольно  лишен собственности». «Произвольно»  нельзя лишать собственности, а по закону, получается, можно. То же с правом на труд и на обеспечение в случае потери работы. И здесь противоречие очевидно: если у каждого есть право на труд, то не может быть безработицы, и наоборот. Сталкиваясь с этими несообразностями и стремясь избежать противоречий, либералы предлагают исключить все социально-экономические и культурные права из перечня прав человека, ограничив его лишь политическими и гражданскими правами. Но в конституциях Японии (ст. ст. 27, 28, 29), Германии (ст. ст. 12, 14), Италии и других государств эта идея поддержки не нашла. В конституции Италии заметно выделяются социально-экономические права и свободы. В ней говорится о двух формах собственности в стране - государственной и частной (ст. 42), о предоставлении государству достаточно широких возможностей для экспроприации частной собственности (ст. 43) и регулировании отношений в области земельной собственности, установлении ее пределов в преобразовании крупных поместий, поощрении мелкой и средней собственности (ст. 44). Государство может вторгаться в отношения собственности «в общественных интересах» (ст. 42), «в целях общественной пользы» (ст. 43). Из социально-экономических прав, содержащихся в конституции Италии, нельзя не выделить право на труд, которое республика признает за всеми гражданами, и поощряет условия, которые делают это право реальным (ст. 4).

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Казахстан 1995 года, основан на новой  концепции прав человека, по сравнению  с предшествующей конституцией, базируется на международно-правовых документах. Последняя устанавливает общеправовые стандарты прав и свобод личности, определяющие тот уровень, ниже которого государства не могут опускаться. Дело в том, что права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства. Теперь они - объект внимания всего международного сообщества. Универсальный набор прав и свобод, способный обеспечить нормальную жизнедеятельность человека, сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Благодаря этим документам человек стал субъектом международного права. Все государства, присоединившиеся к этим документам, оказались обязаны привести свое законодательство в соответствие с требованиями этих пактов, что создало приоритет указанных международных актов над внутренним законодательством стран-участниц. Поэтому каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, получил право обратиться непосредственно в комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.

Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепила новую концепцию  прав и свобод человека и гражданина, согласно которой гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь  с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, признается самостоятельным  субъектом, способным самоутвердиться  в качестве достойного члена общества. Конституция Республики Казахстан  стоит на позициях признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения. В ней впервые получил закрепление принцип примата международного права, в частности, в области прав человека.

Конституция Республики Казахстан  содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно статье 1 Конституции: «Высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы». Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специального раздела 2, посвященного правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней  принципы и нормы значительно  расширяют круг прав и свобод с  учетом конституционного опыта цивилизованных государств и содержания международно-правовых актов о правах человека. Здесь  наряду с правами и обязанностями  граждан впервые в казахстанской  истории нашли свое закрепление  отдельно права человека, т.е. юридически признана категория «права человека». Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своей природе и своему содержанию, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. Второе - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной степени совпадают, но не сливаются, сохраняя различия. Поэтому в большинстве статей права и свободы адресуются «каждому», в некоторых - «гражданину».

Информация о работе Конституционно правовой статус человека и гражданина РК