История налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – история налогообложения в России, начиная со времен Древней Руси, до наших дней. В своей работе я отображаю само формирование налогообложение, налоговых органов и самих видов налогов, а так же как выглядела структура налоговых органов на каждом этапе развития налогообложения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ ………………………………………….….5

§1. Древняя Русь…………………………………………………………….……5

§2. Петровская эпоха…………………………………….………………………..8

§3.Имперская Россия ………………………………...………………………….10

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ

1917 ГОДА…………………………………………………...…………………..13

§1. Конец крепостного права в России…………………………………...…….13
§2. Начало I мировой войны. Февральская и

Октябрьская революции……………………...…………………………………14

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ДО 1991 ГОДА………………………………………………………...…………16

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России…...…………16

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг………….…….………………….……..20

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР

в 1941—1965 гг…………………………………...………………………….20

§4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг...…………………22

Глава IV. РОССИЯ - НАШИ ДНИ……………...………………………………24

§1. Новая Россия………….……………………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………………..26

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ История налогообложения России_Кузнецова Д. гр231.docx

— 66.18 Кб (Скачать)

Однако это  не смогло решить проблем пополнения казны. Быстрый рост государственных  расходов в первой четверти XVIII в. на создание армии, военно-морского флота, на содержание аппарата управления, строительство  заводов и мануфактур требовал новых  дополнительных финансовых источников. Дворовое число давно уже стало  никуда не годным основанием обложения.

Податная реформа  Петра I представляла собой смену  системы прямого обложения, переход  от подворного обложения к подушному. В ходе реформы произошла замена единицы обложения двор на единицу  обложения душа мужского пола, с  введением единого подушного  налога взамен множества мелких подворных  налогов, произошло изменение порядка  сбора налогов. В соответствии с  Именным указом от 26 июня 1724 установлено: «С каждого мужска пола души, которые  по нынешней переписке и по свидетельству  штаб-офицеров явились, земскому комиссару велено собирать на год по семьдесят по четыре копейки, а на треть года - на первую и вторую - по двадцати по пяти, а на третью - по двадцати по четыре копейки; а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, и платить не повинны».1Следует отметить, что помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать. Введена она была при Петре I для выравнивания податного обложения государевых и не государевых крестьян. Все губернии для взимания оброчной подати были разделены на четыре класса «по свойству земли, изобилию в ней и способам для обитателей к работам и промыслам их». Оброчная подать рассматривалась как плата государственных крестьян за пользование казенной землей, с которой и производилась уплата оброчной подати, и рассчитывалась по принципу подушной подати. Ревизская душа, положенная в основе обложения, была расчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. С сельского населения подушная подать не только высчитывалась в сметах по количеству душ мужского пола, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

В целом следует  отметить, что в ходе реформы налогообложения  введен единый денежный налог - подушная подать, унифицирована финансовая система  в целом и, в частности, налогообложение, расширен круг налогоплательщиков. Одним  из важнейших социальных последствий  податной реформы является правовое и податное оформление категорий  государственных крестьян. В то же время Петром I был принят ряд  мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку  налоговых тягот. Тяжесть некоторых  прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. На протяжении всего XVIII в. основным источником пополнения бюджета государства  оставалась подушная подать и иные сборы, которые исчислялись по душам. Плательщиками подушной подати становятся все слои крестьянства, посадские  люди, купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при  Екатерине II), почетные граждане (при  Николае I) и другие категории населения.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми  вопросами: камер - коллегия, штатс контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия.  

§3.Имперская Россия.

В период царствования Александра I (1777-1825, русский царь с 1801 г.), были реформированы следующие виды налогообложения: оброчный сбор, гильдейский сбор, пошлина с наследства, гербовый сбор, питейный сбор, вводиться процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, сбор с меди. Пересмотру так же подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов.

В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: « Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и государственных расходов кои доставляют Правительству нужные доходы и генеральнее всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходах»1.

1 мая 1805 г.  был подписан Указ «Об учреждении  Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно  выгодам». Окончательно Министерство Финансов было сформировано к 1811 г. Его основными функциями являлись – управление финансами, кредитом, государственным имуществом, горными и соляными промыслами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. Расходами ведало Государственное казначейство – самостоятельное ведомство, но через 10 лет оно преобразовалось в Департамент при Министерстве финансов.

В период царствования Николая I, Министерство финансов возглавляет граф Е.Ф. Канкрин2 (около 20 лет). Он известен как знаменитый государственный деятель, почетный член Петербургской Академии наук (1824 г.). Канкрин был сторонником протекционистской таможенной политики – законотворчество, поощряющее торговлю и мануфактурное производство. В период управления Канкриным Министерства финансов, утвердилась система государственных финансов, основа которой составляла подушная подать. Он так же возобновил винный откуп и установил акцизы на табак.

В середине XIX в. Налоговое обложение крестьянства еще более возросло. В 1857 г. 70% всех прямых налогов составляла подушная и оброчная подати, а наибольшая часть косвенных налогов, сумма которых в два с половиной раза превышала сумму прямых налогов, приходилась на питейный сбор и соляной налог. Как прямые, так и косвенные налоги главным образом ложились на крестьянство.

С именем Александра II и периодом его правления связаны самые значительные преобразования в экономике и политической системе России XIX столетия. На общем плане выделяется крестьянская реформа 1861 года.

19 февраля 1861 года Александром II были утверждены Положения о крестьянах, а 5 марта того же года торжественно объявлено о «воле». Крепостные крестьяне были освобождены от крепостной зависимости с землей, но наделы были во многих местах урезаны в соответствии с особами нормами. Земля была отдана крестьянам в постоянное пользование в замен уплаты за нее определенного сбора. Оброки могли быть выкуплены по соглашению крестьян с помещиками при помощи кредитной операции.1

В связи с  проведением реформы 1861 г. в налоговой  системе произошли следующие  преобразования: 1. Была изменена система  сбора промыслового налога; 2.введено  налогообложение земли; 3.установлен подомовый налог; 4. Вводятся земские  налоги и сборы; 5. Указом от 1 января 1863 года винный откупа заменяются акцизными  сборами со спиртных напитков. При  этом сохраняется важная роль в системе  государственных доходов следующих  налогов – подушного налога, питейного  и таможенного сборов, соленого налога, акциза на дрожжи, акциза на табак.

Параллельно с системой налогов, пошлин и сборов России действовала система повинностей. По уровню местного самоуправления повинности подразделялись на земские (вид местного обложения в дореволюционной России в денежной или натуральной форме), и мирские повинности ( специальные повинности в денежной или натуральной форме, которые несли сельские и волостные крестьянские общества).

В 80-е годы XIX века последовала крупная реформа  в налогообложении. Это было связано  как с неполным наполнением казны (в 1881 году роспись государственных  доходов Российской империи была сведена с дефицитом в 50 млн. рублей), так и последствиями русско-турецкой войны. Исправлять положение император Александр III поручил бывшему профессору Киевского университета, известному деятелю крестьянской реформы, ученому, уважаемому в общественных и правительственных кругах человеку - Николаю Христиановичу Бунге1, министру финансов с 1881 по 1887 год. Вообще, конец XIX века отмечен в России экономическим подъёмом, небывалым финансовым взлётом. Впервые главным лицом в государстве становится не министр внутренних дел, а министр финансов. Сначала Н.Х. Бунге, затем известный государственный деятель, будущий премьер-министр российского правительства С.Ю. Витте.2

В результате реформы  Бунге основное налоговое бремя  было с крестьянства снято и переложено на те сословия, которые номинально продолжали числиться в неподатном состоянии.

В связи с  изменением социального состава  плательщиков, введением новых налогов  и новых способов их взимания уже  вскоре выяснилось, что чиновники  Казенных палат с задачей их исчисления и взимания справиться не могут. Тогда у Бунге возникла мысль о необходимости учреждения при казенных палатах должностей податных инспекторов в качестве близких населению исполнительных чинов финансового ведомства. На податных инспекторов предполагалось возложить ближайшее ознакомление с условиями доходности подлежащих обложению имуществ. Для упорядочения работы по раскладке, учету и взиманию основных видов налогов в конце XIX - начале XX веков стали создаваться присутствия по различным видам налогообложения - коллегиальные органы управления: губернские и уездные податные раскладочные присутствия. 
 Раскладочные присутствия в уездах, возглавляемые податным инспектором участка, сохранились вплоть до 1917 г. 
 30 апреля 1885 года в Гатчине последовало высочайшее утверждение Александром III мнения Государственного Совета "Об учреждении должностей податных инспекторов", согласно которому при казенных палатах учреждались должности податных инспекторов. Обязанностями их являлись:

 Постоянное  наблюдение за правильностью  торговли в назначенных им  участках; 

Участие в качестве чиновников казенных палат в генеральных  проверках торговли ; 
Председательствование в уездных податных присутствиях, образуемых для раскладки дополнительного сбора с торговли и промыслов;  
Содействие казенным палатам по приведению в известность ценности и доходности имуществ, подлежащих обложению в доход казны ;

Участие с правом голоса в заседаниях местных уездных  по крестьянским делам Присутствий, по тем делам, которые имеют отношение  к отбыванию населением денежных повинностей.; 
 Податный инспектор должен был собирать массу сведений по самым различным аспектам исчисления казенных сборов, предоставлять Казенной палате не только цифровые данные, но и свое заключение о степени равномерности установленных окладов; удостоверяться, своевременно ли вручаются окладные листы плательщикам. Помимо вышеуказанных обязанностей, податный инспектор должен был исполнять различные поручения Казенной палаты. О своей служебной деятельности податный инспектор не позднее 1 февраля предоставлял в Казенную палату годовой отчет.
 
Не внесенная в положенный срок подать считалась недоимкой. В соответствии с принципом "круговой поруки" за исправность платежей в помещичьих селениях ответствовало целое селение, в казенных - все сельское общество. 
 Наблюдение за взысканием недоимок возлагалось на министра финансов. Для этого он связывался с министром внутренних дел и требовал "в нужных случаях точного его содействия". "Ведомство дел о недоимках в губернии распределяется между управлениями губернской и уездной полиции. Первым принадлежит счет недоимок и попечение о взыскании оных; вторым производить сие взыскание мерами, для сего установленными". 
 О состоянии недоимок губернатор обязан был доставлять министру внутренних дел специальные ведомости. Он же два раза в год представлял государю императору ведомости "об успехе взимания податей и недоимок и о причинах, почему остающиеся за сим еще не очищены…".

В начале ХХ века наиболее эффективными источниками  пополнения доходной части бюджета  Российской Империи были: винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. 1 
Накануне Первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. В бюджете на 1914 год доходная часть почти на 220 млн. рублей превышала расходную, а большую часть доходов планировалось получить за счет налоговых поступлений. В январе 1917 года последний российский император Николай II подписал один из последних указов в своей жизни о введении подоходного налога.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА 

§1. Конец крепостного права в России.

Отмена крепостного  права дала толчок к развитию податного  законодательства. Манифестом 19 февраля 1861 г. решались вопросы определения  статуса крестьян как свободных  участников правоотношений, возможности  получения в собственность земли, реформы земской системы. В основу выкупных платежей было положена сумма  оброка, включающая в себя плату  за землю и за труд крестьян. Следует  отметить, что выкупные платежи рассматривались  как один из источников доходов бюджета, который числился таковым вплоть до установления Советской власти. В соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны  нести следующие казенные и земские  денежные повинности:

1) подушная подать;

2) сбор на  обеспечение продовольствия;

З) земские сборы, как государственные, так общие  губернские и частные;

4) сбор на  заготовление окладных листов  по подати и сборам.1

 При этом  помещики не несли ответственности  за уплату подушной подати  крестьянами. Помимо этого крестьяне  несли обязанности по уплате  мирских сборов и натуральные  повинности. Податная система основывалась  на принципах, разработанных в  XVIII в. и после 1861 г. проблема  ликвидации податного сословного  неравенства и совершенствование  податной системы стала актуальной. Ускорившийся после 1861 г. рост  промышленности и развитие капиталистических  отношений подталкивали правительство  на проведение экономических  реформ. Податная система со своими  архаическими принципами препятствовала  этому. 14 мая 1885 г. по высочайшему Указу проведена замена подушной подати на оброчную подать и государственный земельный налог, за исключением районов Сибири. Затем 19 января 1898 г. в Сибири отменялись: подушная подать и душевая оброчная подать, ясачный сбор и сбор на межевание. Взамен их вводились: государственная оброчная подать, а с земли - поземельная подать. 

Информация о работе История налогообложения в России