История исследования налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

Файлы: 1 файл

История исследования налогообложения.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

История исследования налогообложения 

     Налоги  как основной источник образования  государственных финансов через  изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение  как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

     История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования [4].

     В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

     Первый  период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии. 
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

     Обязательные  платежи древнего мира отдаленно  напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Одной из первых организованных налоговых  систем, многие стороны которой находят  отражение и в современном  налогообложении, является налоговая  система Древнего Рима. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью (Таблица 1.1). 

Таблица 1.1 – Налоговые системы Древнего Рима и Российской Федерации [4]

Древний Рим  
(IV в до н. э. - VI н.э.)
Российская  Федерация 
1992-1997 г.г.
дорожная  пошлина налог на пользователей  автодорог
налог на наследство налог на имущество, переходящее 
в порядке наследования
налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло акцизы на отдельные  группы товаров
пошлины ввозные и вывозные таможенные  пошлины
сбор  на воздвижение статуй налог на рекламу
квартирный  налог налог на имущество
сборы с банщиков, работорговцев, проституток лицензионные  сборы за право осуществления  вида деятельности
налог на содержание стражников налог на милицию
сбор  на содержание бань налог на содержание жилищного 
фонда и объектов соц.культ.сферы
 

     В конце XVII - начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

     Одновременно  с развитием государственного налогообложения  начинает формироваться научная  теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790 г.г.). В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства [3].

     Третий  период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике [4].

     Российская  система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами. 
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались "дань".

     Несмотря  на политическое объединение русских  земель финансовая система России в XV-XVII в.в. была чрезвычайно сложна и  запутана. Каждый приказ (ведомство) российского  государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода.

     В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 г.г.) система налогообложения  России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета. Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле [3].

     Эпоха реформ Петра I (1672-1725 г.г.) характеризовалась  постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство  новых городов и крепостей. К  уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В то же время Петром Iбыл принят ряд мер, чтобы обесечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот.В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств - четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

     В период правления Екатерины II (1729-1796 г.г.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался "по совести каждого".

     Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей различных эпох. Еще Ф.Аквинский (1226-1274 г.г.), известный церковный  деятель и философ, высказался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа» [3].

     Начало XIX в. характеризуется развитием  российской финансовой науки. Так, в 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства - знаменитый "план финансов", создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. Сперанский (1772-1839 г.г.). Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных расходов и доходов, изложенные в этой программе, не потеряли актуальности до сих пор. 
В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения - "Опыт теории налогов", автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н.Тургенев (1789-1871 г.г.). Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

     Полноценное теоретическое обоснование налогообложения  не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как налоги [4].

     Основные  налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование "Общая теория налогов". Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

     Вообще  под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения [1].

     В более широком смысле налоговые  теории представляют собой любые  научно-обобщенные разработки (общие  теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д.

     Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

     Разновидностью  теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам [1].

     В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797-1877 г.г.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 г.г.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

     Классическая  теория налогов имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 г.г.), Давида Рикардо (1772-1823 г.г.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась.

     Противоположностью  классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса (1883-1946 г.г.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых ее успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в его книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости [1].

     Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению ее автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег.

     Теория  экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером в большей степени чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту. 
 

Информация о работе История исследования налогообложения