Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Аннотация проекта
Данный проект – это предварительная разработка основных деталей предстоящей проектной деятельности педагога и учащихся на уроках музыки. Проект позволит конкретизировать педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию. Реализация проекта позволит создать условия для развития познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей
умение критически мыслить.

Файлы: 1 файл

Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

Учебно-дидактический  проект

 

 

 

 

 

 

 «Организация  проектной деятельности учащихся  на уроках музыки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

Крутикова Наталья  Михайловна

учитель музыки

МОУ «СОШ №2

с углубленным  изучением 

отдельных предметов»

г. Лысьвы

 

 

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крутикова Наталья Михайловна

г.Лысьва, ул. Иванова 83-а,

тел. 8 (34 249) 6-05-22

моб.тел. 8 – 908-254-28-97

МОУ «СОШ №2 с углубленным  изучением отдельных предметов» г.Лысьвы

ул. Никулина, 76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-дидактический  проект

 «Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки»

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

 

 Аннотация проекта

  • Данный проект – это  предварительная разработка основных деталей предстоящей проектной деятельности педагога и учащихся на уроках музыки. Проект позволит конкретизировать педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.  Реализация проекта позволит создать условия для развития познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей
  • умение критически мыслить.

Умение работать в коллективе, брать  ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Цель.

- Освоить проектную технологию;

- создать условия для формирования и развития  умений и навыков проектной деятельности  учащихся на уроках музыки

 

Задачи.

- Изучить теоретический материал по данной теме (Селевко Новые образовательные технологии, Пестерева В.Л. Организация проектной деятельности в современной школе, Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий и др., интернетресурсы);

- познакомиться с опытом работы  учителей по применению проектной технологии (Прудко С.В., учитель ИЗО, МОУ «СОШ № 91» г. Пермь; Баранова И.В., учитель ИЗО, Лицей № 1 г. Лысьва, Воденникова Е.В., учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ № 2» г. Лысьва и др.);

- составить требования к организации проекта, структуру проекта, модель,

- разработать критерии оценивания  проектной работы;

- организовать работу учащихся  по созданию творческого проекта  (консультации, промежуточная проверка, коррекция);

- получить продукт  (пояснительная  записка, практическая творческая работа, презентация);

- отследить эффективность проектной  технологии.

        -  организовать проектную деятельность  учащихся 

 

Обоснование проекта

 

В Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».   Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. На формирование проектной деятельности — важнейшей компетенции, — нацелено проектное обучение.

 

Принципы  проекта:

- подчинение процессов проекта реальным потребностям, интересам и потребностям учащихся

-  демократичность, т.е. учитель выступает в роли тьютера, наставника-консультанта.

-  импровизационность, т.е. возможность корректировки в процессе деятельности

   

План реализации.

 

Месяц

Деятельность

1.

Август

Изучение теории по теме «Проектная технология»

2.

Сентябрь

Изучение опыта работы учителя  по применению технологии

3.

Октябрь Ноябрь

Разработка структуры  проекта  и организация работы учащихся над  творческим проектом

4.

Декабрь

Выполнение исследовательской части проекта

5.

Январь

Выполнение исследовательской  части проекта, выполнение практической части проекта

6.

Февраль

Консультации, коррекция работы учащихся

7.

Март

Защита творческого проекта, анализ работы


Этапы работы над  проектом

 

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность  
учителя

1 этап. Подготовка

Проведение вводной беседы с  целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;  
– формирования интереса к данной теме;  
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной  и исследовательской работы

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта  (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количества участников  проекта, состава группы

Обсуждение темы с учителем, получение  при необходимости дополнительной информации, постановка цели

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого  ученика-исследователя. Помощь в постановке целей

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); 
– фильм, макет, сборник и др.; 
– конференция, КТД, концерт и т.д.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды

Выработка плана действий (как можно  это сделать?).

Определение основных методов:

– прочитать в книге; 
– понаблюдать; 
– посмотреть в компьютере; 
– задать вопросы родителям, специалистам; 
– подумать самостоятельно; 
– посмотреть в книгах; 
– посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)


Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных  задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов  и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство  деятельностью, организация и координирование  отдельных этапов проекта

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, советы

3 этап. Представление  готового продукта (презентация)

Представление результата работы в  разнообразных формах

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника

4 этап. Оценка процессов  и результатов работы

 

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению


 

 

Примерные темы проектов учащихся

5 класс «Неповторимая прелесть романса», «Музыкальная Есениана», «Сказочные сюжеты в творчестве Римского – Корсакова», «Образы мадонны в музыке и живописи»….

6 класс «Музыка – чудесный эликсир», «Преобразующая сила музыки»…,

7 класс  «Образы Ромео и Джульетты в  музыке»,   «Песни ВОВ в наше время»

8 класс «Наполним музыкой сердца» (творчество бардов), «Современность в музыке»…..

Сроки реализации.

Сентябрь 2009г. –  март  2010г.

 

Критерии  оценки ученического проекта:

  • Соответствие теме.
  • Глубина освоения и разработки темы.
  • Наличие как практической, так и теоретической части.
  • Самостоятельность работы.
  • Собственный практический опыт в области исследования.
  • Оригинальность.
  • Значимость для автора и окружающих.
  • Личностное начало.
  • Соблюдение сроков сдачи работы.
  • Взаимодействие с другими учениками и куратором в процессе работы.

Результативность проекта:

В течение реализации проекта педагог  осваивает новую  технологию, представляет опыт на кафедре гуманитарных предметов  в школе, РМО.

Повышается мотивация обучения (мониторинг на входе в проект и  после него)

Выработка и развитие специфические умения и навыки проектирования у обучающихся,  а именно:

  • проблематизация (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполагание и планирование содержательной деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентация в различных формах, с использованием  специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиск и отбор актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях

 

Литература:

 

  1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000
  3. Фоминова М.А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура». В сб. «Методические материалы по предметам «Музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «искусство» (в помощь учителю).- М.: Фирма МХК, 2001..
  4. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Кожина О.А и др. Проекты в школьном курсе “Технология”.// Школа и производство, №4, 1994.
  5. http://www.publiclibrary.ru/readers/read/litvzgljad-bazhov.htm
  6. http://uralring.eunnet.net/bazhov/bajhov/e-burg.htm

Информация о работе Организация проектной деятельности учащихся на уроках музыки