Биография Дмитрий Брониславович Смольский

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 02:26, биография

Краткое описание

Творчество Д. Б. Смольского – яркий образец развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; со второй половины 1970-х годов - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области формы.

Файлы: 1 файл

Дмитрий Брониславович Смольский.docx

— 20.08 Кб (Скачать)
 

Дмитрий Брониславович Смольский (1937)

      Творчество  Д. Б. Смольского – яркий образец  развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время  увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; со второй половины 1970-х годов - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области формы.

      Наследие  композитора многожанрово. Но именно симфонический жанр стал ведущим  в его творчестве, интерес к  которому, очевидно, обусловлен его  широкими возможностями в раскрытии  важнейших философских тем бытия, сложной и многозначно выраженной диалектики соотношения человеческой личности и общества, социальных процессов, личности и истории 

Симфоническое творчество

      Творчество  Д. Б. Смольского – яркий образец  развития белорусской профессиональной музыки и эволюции стиля: в 1960-х годах - начало творческого пути, время увлечения композиторскими техниками ХХ века, в частности, додекафонией, сонористикой, сближение новаторского и традиционного – «умеренный» стиль; во второй половине 1970 – 1990-х годах - появление произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, а также поиски в области жанра.

      Наследие  композитора мнногожанрово; симфонический  жанр стал ведущим в его творчестве:

  • Праздничная увертюра (1963),
  • Музыка для струнных, двух труб и баяна с оркестром (1965),
  • «Октафония» (1967),
  • Поэма «Беларусь» (1968),
  • Две праздничные увертюры «К 90-летию Я. Купалы» и «Памяти Я. Коласа» (1972),
  • Симфоническая картина (1974),
  • Два концерта для фортепиано с оркестром (1960, 1975),
  • Десять симфоний (Пятая – для камерного оркестра).

      Десять  симфоний Д. Б. Смольского - важный этап в развитии белорусского непрограммного симфонизма:

      Симфонии  Д. Смольского – своего рода музыкальная  летопись, которая отразила духовную атмосферу времени – главным  героем становится Человек и Современный Мир. Они обозначили интерес композитора к:

  • коллажной технике, основанной на сочетании авторского материала с музыкой классиков и к полистилистике, расширившей жанровые границы симфонии, приближающей их к концерту или своеобразному музыкальному рассказу;
  • нетрадиционным типам композиционного построения – разным видам несонатных циклических композиций, для которых характерно совмещение композиционных функций, многозначность трактовки отдельных разделов, приблизительность граней формы; Д. Смольский прибегает к использованию принципа арки, которая возникает между крайними частями сонатно-симфонического цикла, придавая произведению целостность и единство (связи с Б. Бартоком); в симфонических произведениях опора на классические традиции также играет существенную роль -  в реализации принципа симметрии (3-х частная композиция, принцип репризности). Полифункциональность, совмещение и переменность функций формы, взаимопроникновение нескольких композиционных планов становятся ведущим принципом формообразования у Д. Смольского, отразившим переплетение классических, романтических и современных тенденций.

- медленным первым частям (традиции Д. Шостаковича);

-“недосказанным” финалам (non-finito), которые приобрели значение одного из важнейших элементов драматургической системы («Человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена…» [А. Ф. Лосев]);

-утверждению непреодолимого дуализма двух образно-смысловых сфер, воплощающих внутреннюю суть и внешнюю сторону человеческого бытия. Динамичная “двухэлементная” драматургия, основанная на многократном сопоставлении, столкновении, взаимодействии двух контрастных начал, на многоплановом, обогащенном побочными “сюжетными” линиями, развитии основного конфликта;

-экспрессивному оркестровому письму, к различным инструментальным составам с выделением одного инструмента в качестве солирующего;

  • тонкой мотивной работе, монотематическому принципу; к оригинальному использованию народного мелоса. Симфоническое творчество Д.Смольского является яркой демонстрацией процессов, происходящих в развитии белорусского симфонизма.
 
 
 
 

Концерт для цимбал с оркестром  №2 ля минор (1974), посвящён И. Жиновичу

1. Значение. Цимбальный концерт Д.Смольского – яркая страница в жанре инструментального концерта Беларуси. В 1970-е гг. вВ развитии инструментального концерта произошли качественые сдвиги:

  • обогатился и углубился образно-эмоциональный диапазон (психологически углубленное отражение действительности, насыщенность эмоциональной “событийностью”, разнообразие драматургических решений);
  • расширились жанровые рамки (традиционный лирико-жанровый тип концерта обогатился повышенной ролью драматического элемента, синнтезом двух жанровых типов – лирико-жанрового и драматического; утвердилась новая жанровая разновидность – драматический, конфликтный концерт);
  • индивидуализировались авторские трактовки произедений;
  • по-новому преломился народно-национальный элемент;
  • преодоление «ретроспективного» профиля творчества, ориентированного на музыкально-выразительную систему девятнадцатого века, однотипности тематизма, ограниченного мелодиями песенного типа;
  • переход на новые формы организации на всех уровнях – в области музыкального языка, приемов тематического  развития, фактурного решения, интонационно-тембровой драматургии.
  1. Программный замысел концерта: собирательный образ музыканта-исполнителя, размышление о родной земле, о судьбе искусства.

      Нетрадиционность  композиционного строения: одна музыкальная  тема как интонационная основа двух частей концерта; монотематический принцип  строения. Волнообразный принцип  развития основной темы: первая фаза – лирико-повествовательное звучание, вторая фаза – лирико-взволнованное, третья фаза – драматический монолог. Две драматургические волны развития, несовпадение композиции концерта и драматургических планов:

      Прелюдия (Andante) – вступление к концерту;

      I часть (Molto allegro) – сонатное allegro;

      II часть (Andante) – лирический центр  произведения;

      Постлюдия (Аllegro) – сжатый финал.

Первая  драматургическая волна – Прелюдия и I часть (от спокойного повествования  к страстной каденции цимбал). Вторая драматургическая волна – II часть  и Постлюдия, также направлена по восходящей линии. Крупная одночастная  композиция как возможный вариант  трактовки формы концерта.

Информация о работе Биография Дмитрий Брониславович Смольский