Войти    Поиск   Связаться с нами

Аладов Николай Ильич

Дата: 18 Декабря 2012 в 09:36
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: реферат
Скачать в ZIP (24.00 Кб)
Файлы: 1 файл
Аладов.docx (26.34 Кб)   —   ОткрытьСкачать

Аладов  Николай Ильич

(1890-1972)

Старейший белорусский композитор Николай Ильич Аладов родился в Петербурге 21 декабря 1890 года. С девятилетнего возраста стал заниматься музыкой, а уже через два года начал пробовать свои силы в композиции. Знакомство с композитором и этнографом Я. Прохоровым, у которого молодой музыкант учился на протяжении четырех лет, окончательно определило его судьбу. За это время Н. Аладов сумел приобрести основательные познания в гармонии, полифонии и инструментовке. Это дало ему возможность в 1910 году, через год после окончания гимназии, сдать экзамены за полный курс композиторского факультета Петербургской консерватории.

Средства для жизни  молодому музыканту приходилось  добывать частными уроками музыки, участием в различных концертах  в качестве аккомпаниатора. После  Великой Октябрьской социалистической революции Н. Аладов становится педагогом Петроградской еди йой трудовой школы. В 1919 году ой выезжает в Казань. Здесь работает музыкальным инструктором в клубе Казанского союза кооперативных обществ, пианистом Театра миниатюр, преподавателем пения в детском доме, педагогом теории музыки и общего фортепиано Восточной консерватории, занимается активной творческой деятельностью. Он создает свою Первую симфонию, пишет романсы, обрабатывает чувашские и марийские народные песни. Работа Н. Аладова в области народной песни не осталась незамеченной, и в 1923 году композитора приглашают на работу в Государственный институт музыкальной науки в Москве. Здесь Н. Аладов становится членом «пятерки», задачей которой была обработка и пропаганда лучших образцов белорусского народного творчества. В состав «пятерки» помимо известного этнографа А.Никольского входили выдающийся советский композитор М.Ипполитов-Иванов, А.Оленин и бывший учитель Н.Аладова Я.Прохоров. Не ограничиваясь обработкой белорусского песенного фольклора, Н.Аладов начинает писать оригинальную музыку на тексты белорусских поэтов. Так появляются первые произведения Н.Аладова на стихи Я.Купалы «Сасонка» и «3 асенніх напеваў», а после личного знакомства композитора с поэтом – целый цикл романсов. В 1924 году Н.Аладов приглашается на педагогическую работу в Белорусский государственный музыкальный техникум, где становится преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, а в дальнейшем – заведующим учебной частью техникума. С 1932 года он продолжает педагогическую деятельность в Белорусской государственной консерватории. В годы Отечественной войны Н.Аладов, находясь в Саратове, работает доцентом Московской и деканом Саратовской консерваторий. В мае 1943 года по вызову СНК БССР композитор переезжает в Москву, где в качестве ответственного секретаря Союза композиторов принимает участие в восстановлении белорусской композиторской организации. По возвращении в 1944 году в освобожденный от врага Минск Н.Аладов назначается ректором Белорусской государственной консерватории и возглавляет ее до 1948 года. За многие годы педагогической работы (с 1946 – профессор Белорусской государственной консерватории) Н. Аладов воспитал многих музыкантов. Среди окончивших класс композиции или проходивших специальные теоретические дисциплины в его классе можно назвать А.Богатырева, Р.Бутвиловского, И.Германа, В.Ефимова, Д.Журавлева, А.Зарубко, И.Кузнецова, Ю.Леттецкого, С.Нисневич, В.Оловникова, Ф.Пыталева, И.Ронькина и других. Наряду с творческой и педагогической деятельностью Н.Аладов вел большую общественную работу. С 1932 года он был членом Союза композиторов, с середины тридцатых годов – членом правления Союза композиторов Белоруссии, а в 1949–1950 годах являлся председателем правления. Н.Аладов был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1970), орденом «Знак Почета» (1948) и медалями. В 1955 году ему было присвоено почетное звание народного артиста БССР. В 1944 году был принят в ряды КПСС, неоднократно избирался секретарем партийной организации Союза композиторов Белоруссии. Умер 4 декабря 1972 года. Имя Николая Ильича Аладова носит Минская музыкальная школа № 2. // Журавлев Д.Н. Союз композиторов БССР: Краткий биобиблиографический справочник. – Мн.: «Беларусь», 1978. – С. 34-42.  

 

 

 

Список основных произведений 

 

Оперы  

 

«Андрей Костеня» – опера в 5-ти действиях. Либретто П. Глебки (1948). Поставлена Белорусским государственным театром оперы и балета. Премьера состоялась 21 ап¬реля 1970 года. Дирижер К. Тихонов, режиссеры О. Моралев и Ю. Уженцев, хормейстеры А. Когадеев и Г. Луцевич, художник Е. Чемодуров. В 1959 году монтаж оперы был записан на магнитную пленку силами солистов Белгостеатра оперы и балета и Белорусского радио, хора и оркестра радио. Дирижер Ю. Бельзацкий, хормейстер А. Зеленкова. 

 

«Тарас на Парнасе» –  комическая опера в одном действии. Либретто Ю. Дрейзина на основе белорусских анонимных поэм «Тарас на Парнасе», «Энеіда навыварат» и «Гапон» В. Дунина-Марцинкевича (1927). На театральной сцене поставлена не была. Передана в 1930 году в концертном исполнении по радио. Дирижер автор. 

 

Для солистов, хора и симфонического оркестра 

 

Кантата «Дзесяць год». Слова Л. Цветкова (1927). Поэма «Над ракой Арэсай». Слова Я. Купалы (1933). Кантата «Сорак год». Слова А. Деружинского (1956). Кантата-плакат «Скромны і просты». Слова М. Чарота, М. Хведоровича и А. Деружинского (1959). Кантата «По пути борьбы и побед». Слова А. Деружинского. Кантата «О дружбе народов». Слова А. Деружинского (1972). «Гімн працы» для хора и оркестра (1930). Музыка к детской постановке «Культпоходный тир» (1931). 

 

Для симфонического оркестра 

 

Первая симфония в 4-х частях (1921). Вторая симфония на темы белорусских  народных песен в 4-х частях (1930). Третья симфония в 4-х частях (1951). Четвертая  симфония в 4-х частях (1953). Пятая симфония «Лирическая» в 5-ти частях (1955). Шестая симфония в 4-х частях (1960). Седьмая  симфония в 4-х частях (1963). Восьмая  симфония в 4-х частях (1965). Девятая  симфония в 4-х частях (1967). Десятая  симфония в 5-ти частях (1970). Симфония-баллада  «В суровые дни» (1942). Симфониетта (1936). Танцевальная сюита (1944). Четыре сюиты-фантазии (1957; «От мечты к дерзанию, от дерзания – к победе», 1958; 1959, 1969). Драматическая  фантазия «Сказка-быль» (1934). Симфонические  поэмы: «Сильнее смерти» (1933), «Из дневника партизана» (1942), «Народ и вождь» (1969). Фантазия фа-минор (1910). Увертюры-фантазии: «Заре навстречу» (1932), «Дума про  пограничника Лaгоду» (1938). Увертюры: «Даешь!» (1940), «В светлый путь» (1947), «Прывітальная ўверцюра» (1952), «Звени, молодость» (1961). Каприччио на темы белорусских народных песен (1937). Концертная фантазия для скрипки с оркестром (1950). Концертная фантазия для флейты с оркестром (1957). 

 

Для духового оркестра 

 

Вариации «Чего хочешь – того просишь» (1956). 

 

Для оркестра белорусских  народных инструментов 

 

Рондо (1931). Увертюра (1949). Полька-хоровод  «Подначка» (1950). Увертюра «Заря взошла» (1952). «Калач» (1958). Ноктюрн (1962). Вариации и фантазия (1969). 

 

Камерные  инструментальные произведения 

 

Нонет для флейты, кларнета, фагота, валторны, струнного квартета и фортепиано (1933). Два фортепианных квинтета на темы белорусских народных песен (1925, 1964). Пять струнных квартетов (1934, 1943, 1963, 1966, 1970). Интермеццо (1935). Драматические  вариации для струнного квартета (1963). Рондо, Вальс (1967). Два фортепианных трио (1911–1912, 1955). Рондо для фортепианного  трио (1950). Пьеса «Не сломите!»  для скрипки, виолончели и ф-но (1934). Две сонаты для двух скрипок, виолончели и ф-но (1956, 1962). Рондо для четырех скрипок, четырех виолончелей и двух ф-но (1938). Вариации и Скерцо на темы белорусских народных песен для секстета медных духовых инструментов. Пьесы: для духового квартета; скрипки и трех цимбал; двух скрипок и виолончели; баяна и трех цимбал; кларнета, скрипки и баяна. Скерцо для секстета домр (1932). Для фортепиано: Соната (1910). Три сонатины (1942, 1954, 1955). Две фуги на темы белорусских народных песен (1950). Скерцо (1951). Три пьесы (Прелюдия, Мазурка, Юмореска, 1953). Три прелюдии (1961). Для скрипки с ф-но: Три сонаты (1918, 1953, 1969). Сонатина (1967). Фантазия на украинские темы (1942). Юмореска (1950). Сонатина для двух скрипок с ф-но (1953). Романс (1954). Две пьесы (Скерцо, Скерцино, 1966). Для виолончели с ф-но: Сонатина в 3-х частях (1961). Колыбельная (1950). Романс (1955). Вариации и Юмореска для контрабаса и ф-но (1959). Прелюдия для цимбал и ф-но (1951). Соната для кларнета с ф-но (1948). Сонатины и большое количество пьес для флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, тромбона. 

 

Для хора 

 

«Гімн працы» (для хора и оркестра), «Рассвет», «Гудки» – сл. А. Александровича. «Заўсёды наперад», «Слава бацькаўшчыне нашай» – сл. Я. Купалы. «Калгасная» – сл. М. Калачинского. «Эх, прытупну нагой», «Ад сэрца», «Песня аб міры», «Юныя рамеснікі» – сл. А. Астрейки. «Ураджайная» – сл. К. Пуровского. «Марш студентов», «За мір» – сл. З. Вагера. «Алёна-дэпутатка», «Сонца» – сл. А. Русака. «Пра дзяўчыну Мальвіну» – сл. Р. Соболенки. «На Алтай» – сл. И. Муравейки. «Снежинки» – сл. В. Нестеровича. «Шчабятуха», «Пушчы, бары» – сл. М. Климковича. «Вышэй зор» – сл. А. Деружинского, «Даеш нафту!» – сл. С. Гроховского. «Дружны клас» – сл. С. Шушкевича. «Добры дзень, заўтра» – сл. Г. Буравкина. «Навальніца» – сл. И. Маркевича и К. Цвирки. «Цішыня» – сл. JI. Гаврилова. «Красноармейская походная» – сл. Д. Бедного. «Тише, товарищи» – сл. С. Брускова. «Мы – людзі сонца і машын» – сл. И. Барашки. «Падарунак ударніка» – сл. В. Сташевского. «Песня росквіту і славы» – сл. А. Александровича. «Привет Москве», «Пра Дняпро», «Песня дружбы», «Дуб», «Ой ты, Нарач», «Простыя людзі за мір», «Нездаровіцца», «Да спаткання, сябры», «Пра старога камара» – сл. А. Деружинского, «Красуйся, Мінск», «Нямецкім сябрам» – сл. Н. Гилевича. «О, Беларусь!», «Источник совести» – сл. А. Бачилы. «На страже», «Піянерскі марш» – сл. М. Машары. «Свой голас за лепшых» – сл. Я. Коласа. «Партыя – родная маці» – сл. П. Приходьки. «Партия – наш маяк» – сл. В. Солопова. 

 

Для голоса с фортепиано 

 

«Сирота», «Приди ко мне», «Не  скажу никому», «Грусть девушки», «Люди добрые, скажите», «Не булатный нож», «Без ума, без разума», «Доля  бедняка» – сл. А. Кольцова. «Ночь, возврати мне» – сл. В. Жуковского. «Все мне улыбка твоя», «Я спою тебе» – сл. П. Шнейдера. «Осенняя» – сл. И. Лялечкина. «Я не знаю, о чем пела песню волна» – сл. С. Никитина. «Ах, нужда ли ты, нужда» – сл. И. Сурикова. «Астрам» – сл. А. Апухтина. «Приходи, светлый праздник весны» – сл. Г. Галиной. «Лазурные страны», «Моя судьбина нелегкая» – сл. Ф. Ладо-Светлогорского. «В царстве покоя» – сл. К. Иванова. «К солнцу» – сл. Т. Щепкиной-Куперник. «Лісты валяцца», «Сасонка», «3 асенніх напеваў», «Лета», «Бяспутнасць», «Выйдзі, дзяўчынка», «Бор», «Жаданне», «За свабоду» – сл. Я. Купалы. «Залучись, зажгись, солнце красное» – сл. Н. Власова. «Глянь, як зорка», «Як пайшла я на ток малаціць», «Падвей», «Скрылась кветамі ў полі магіла» – сл. М. Богдановича. «Накцюрн» – сл. П. Труса. «Песня Стеньки Разина», «В деревне, помнится» – сл. А. Пушкина. «Гимн черниц», «Романс» – сл. Т. Шевченко. «Три богатыря», «Про храброго рыцаря» – сл. А. Кузнецова. «Свинцовые галушки», «Нам не быть», «Белорастовская краснознаменная», «Про Андрея Орлова» – сл. С. Баранова. «Песня о трудовом подъеме», «Лев и кот» – сл. М. Слободского. «Фронт и тыл» – сл. А. Атавина. «Днем и ночью» – сл. С. Крапивина. «Проклятье врагу» – сл. А. Плавника. «Письмо» – сл. И. Уткина. «Ты не будзеш сіратою», «З-пад Масквы ўцякалі фрыцы», «Жніўная», «Ой, Беніта, Беніта!» – сл. А. Астрейки. «Недалёка наша Перамога», «Пра бацьку Міная» – сл. А. Белевича. «Кто быстрее» – сл. С. Маршака. «Ой, віхор у полі», «Рукавіцы» – сл. Э. Огнецвет. «Жалудок» – сл. Н. Гомолки. «Будуем шчасце» – сл. Я. Лукашевича. «Огонь» – сл. М. Карпенки. «Весна» – сл. Г. Клевко. «Насця» – сл. С. Соболевского. «Як не прыйдзеш ты», «На спатканне», «Аб тым, хто сэрцам», «Сляза», «За што», «У непагадзь», «Зіма, бывай», «Калыханка» – сл. Н. Алтухова. «Каля хаты, каля тыну», «Шкодны месяц» – сл. А. Ставера. «Роднае Палессе» – сл. З. Вагера. «Голас працоўных» – сл. И. Летки. «Дума будаўніка» – сл. О. Лойки. «Плытагоны» – сл. И. Ласкова. «Ратуйце школу ад такога!» – сл. В. Корбана. «Можа, прыйдзе», «Стыляга і дзед», «Блізіцца вечар», «Вясновая ноч», «У гародзе рэпка», «Ягорка-прытворка» (для голоса и народного оркестра), «Бабры», «Саловушка» – сл. А. Деружинского. «Зорка мая» – сл. П. Макаля. «Плача восень» – сл. А. Вольского. «Козлік» – сл. Э. Коваленки. «Вясёлы май» – сл. Я. Тулупова. «Пародыя на многае» – сл. А. Даведки. «Вясновае» – сл. Д. Дрыля. «Песня пра мужнасць» – сл. П. Приходьки. «А на золку за работу», «Зорка», «Вечарамі», «Дума», «Не забывай», «Незабыўная вясна», «Не пытайся, маці», «Пачакай...» – сл. Н. Гилевича. «Тваёй перамозе быць» – сл. Е. Крупеньки. «Зіма» – сл. Я. Коласа. «На Волзе рос Валодзя» – сл. С. Потемкина. «В дозоре», «Юным друзьям пограничников», «На Балтике» – сл. Г. Новоселова. «Блат и сумленне» – сл. В. Маевского. «Славе кепскай я не веру» – сл. А. Бачилы. «Малітва негра» – сл. И. Букина. «Ля акна» – сл. Н. Арочки. «Ой, у лузе», «Богабаязлівы бязбожнік» – сл. В. Берестова. «Нам не быть под фашистской пятой», «СС» – сл. А. Кузнецова. «Герой родной земли» – сл. Е. Долматовского. «Песня о трудовом подъеме» – сл. В. Тимонина. «Праменнямі сэрцаў», «Праз лясы, балоты і туманы», «Рэкі і смутку і радасці», «Нашто?», «У сонечную даль» – сл. М. Танка. «Залатыя рукі», «Хвалько», «Бесказырка» – сл. Н. Чернявского. Романсы на слова Н. Рыленкова («Отчего запел соловей», «Перед картиной Врубеля», «Ивовая дудочка подпаска», «Сказки стали былью»). Для вокального дуэта: «Калядная размова» – сл. К. Крапивы. «У новай хаце» – сл. А. Русака. «Песня аб міры» – сл. А. Астрейки. «Лунная ноч» – сл. Т. Хадкевича. «Май» – сл. Н. Гилевича. Для смешанного вокального квартета: «Песня замежных рабочых» (автор текста неизвестен).  

 

Обработки 

 

Более пятидесяти белорусских, десять марийских, десять чувашских, шестнадцать  якутских народных песен для голоса с фортепиано, хора.


Краткое описание
Старейший белорусский композитор Николай Ильич Аладов родился в Петербурге 21 декабря 1890 года. С девятилетнего возраста стал заниматься музыкой, а уже через два года начал пробовать свои силы в композиции. Знакомство с композитором и этнографом Я. Прохоровым, у которого молодой музыкант учился на протяжении четырех лет, окончательно определило его судьбу. За это время Н. Аладов сумел приобрести основательные познания в гармонии, полифонии и инструментовке.
Оглавление
содержание отсутствует