Система местного самоуправления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности местного самоуправления, его принципов и системы в РФ.
Нами поставлены следующие задачи:
дать определение понятия «местное самоуправление»;
определить сущность местного самоуправления в РФ;
рассмотреть правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления;
определить принципы местного самоуправления в РФ;
установить, какие гарантии имеет местное самоуправление в РФ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие и принципы местного самоуправления .5
1.1 Понятие и сущность местного самоуправления в РФ ……………….....5
1.2 Основы и принципы местного самоуправления в РФ…………………10
1.3 Гарантии местного самоуправления в РФ …………………………......19
II. Система местного самоуправления в РФ…..……………………….……22
2.1. Понятие системы местного самоуправления…….... 22
2.2. Прямое волеизъявление граждан……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………..30
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

Понятие и система органов местного самоуправления в Российской Федерации.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

9-Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. 1999. № 7/8.- с.28


В.   И.   Фадеев   понимает   основы   местного   самоуправления   как «совокупность определенных предпосылок и условий, лишь при наличии которых возможно реальное и эффективное местное самоуправление»10. При этом он выделяет правовые территориальные, организационные, финансово-экономические основы. Давая определение понятий территориальных, организационных, финансово-экономических основ, В.И. Фадеев определяет каждую из них как институт муниципального права и совокупность муниципально - правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в соответствующей сфере местного самоуправления. Правовую основу местного самоуправления, по его мнению, составляют Конституция РФ, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Огромное значение имеют специальные Федеральные законы, которые непосредственно регулируют местное самоуправление.

Так, Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»11 определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»12 устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового


10- Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. 1999. № 7/8.- с.26

11-Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум.

12-Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум

положения   муниципальных  служащих  в  РФ.  Особое  место  в  этом  ряду занимает ФЗ от 28 августа 1995 г. Он определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, законодательные, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.

Глава II данного закона посвящена территориальным основам местного самоуправления, а глава V – финансово-экономическим основам.

Территориальные основы местного самоуправления - это та группа норм, которая определяет виды территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; состав земель муниципального образования; границы территорий муниципального образования, порядок их формирования и изменения.

Виды территорий местного самоуправления определены в ч.1 ст. 131 Конституции РФ, где установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Развивая это конституционное положение, ФЗ от 28 августа 1995 г. вводит понятие «муниципальное образование». Это - городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная территория, предусмотренная федеральным законом. В их пределах осуществляется местное самоуправление, и имеются муниципальная собственность и местный бюджет, действуют выборные органы местного самоуправления13.

Однако местное самоуправление осуществляется не в строгих рамках административно-территориальных границ, а на определенных территориях. Конституционный Суд РФ, касаясь данного вопроса, констатировал: «территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно   -   территориальным   делением,    перечень   территорий


13-Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум.-ст.1

муниципальных образований  является открытым, и эти территории устанавливаются в  соответствии с законами субъектов, Федерации с учетом исторических и местных традиций».14

Такой подход предполагает, что в административно-территориальной  единице может функционировать  более чем одно муниципальное  образование либо муниципальное образование способно объединять, например, несколько сельсоветов или поселков.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или  упразднении внутригородских муниципальных  образований, установлении или  изменении  их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. При этом установление и изменение границ муниципального образования, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ.

Специфика местного самоуправления предусмотрена применительно к  городам федерального значения - Москве и Санкт-Петербургу. Согласно ФЗ от 28 августа 1995 г., на внутригородских территориях этих городов местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с их городскими уставами и законами. Объединение или преобразование названных внутригородских

муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляется законами указанных  субъектов Федерации в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Местное самоуправление реализуется с некоторыми особенностями на

территориях закрытых административно-территориальных образований,


14 -Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда» // СПС Гарант Максимум.

установленными Законом  РФ от, 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» в части землепользования, формирования бюджета и некоторых других вопросов, что связано с особым пропускным режимом.15 Данное положение согласуется с ФЗ от 28 августа 1995 г., что в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, федеральным законом допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях, куда включаются приграничные территории и территории, закрытых административно-территориальных образований.

Особенностями в области  местного самоуправления обладают и наукограды. Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград - это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.16 Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до двадцати пяти лет. При этом Президент РФ утверждает определенные Правительством РФ приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в, соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

Финансово-экономические  основы местного самоуправления - это те нормы, которые определяют порядок образования и использования муниципальной собственности, местных бюджетов, финансов в интересах населения   муниципального   образования.   В состав   муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные


15 -Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» // СПС Гарант Максимум.

16-Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум. – ст.1

внебюджетные формы, имущество  органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами и уставами, население непосредственно.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» местные финансы  включают средства местного бюджета, государственные муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.17 Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением в соответствии с уставом муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  уставом  муниципального  образования.  При  этом,  органы государственной власти:


17-Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант Максимум. – ст.2

  • гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
  • компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных  минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год обязательно публикуются.

Помимо основ местного самоуправления Конституцией РФ установлены  и его основные принципы, которые  получили развитие и закрепление  в ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ». По степени охвата принципы местного самоуправления можно подразделить на основные (общие) и частные. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев дают следующее определение общих принципов местного самоуправления: «... это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований»18.  К общим принципам местного самоуправления они относят:

 а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной  власти в осуществлении общих  задач и функций;

в)сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;

г)соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

е)многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

э) законность в организации  и деятельности местного самоуправления;

и) гласность деятельности местного самоуправления;

к)коллегиальность и  единоначалие в деятельности местного самоуправления;

л) государственная гарантия местного самоуправления.(см. Приложение 2)

По определению К.Ф. Шеремета «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того на территории какого субъекта РФ они проживают»19 К.Ф. Шеремет предлагает разветвленную систему классификации общих принципов организации

Информация о работе Система местного самоуправления в РФ