Особенности государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:29, реферат

Краткое описание

Понятие «решение» многообразно. Под решением иногда понимают и нахождение определённого варианта действия, и сам процесс деятельности, и её конечный результат. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умения, знания и навыки.

Оглавление

Введение 2
1. Особенности государственного и муниципального управления 4
2. Управленческие решения в сфере государственного
и муниципального управления 6
3. Разработка управленческих решений. Управленческий цикл 9
4. Исполнение управленческого решения 14
Заключение 16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

управ реш реферат пример.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

- -

Содержание.

Введение                                                                                                        2

  1. Особенности государственного и муниципального управления  4
  2. Управленческие решения в сфере государственного

     и муниципального управления                                                           6

  1. Разработка управленческих решений. Управленческий цикл     9
  2. Исполнение управленческого решения                                           14

Заключение                                                                                                 16

Список использованных источников                                                    18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Пожалуй, основное, что  характеризует решаемые проблемы XXI века, будь то политика, экономика, наука или любая другая сфера – это сложность и неопределённость. Выбор решения в таких условиях, как правило, основывается на количественной и качественной оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели. Важную роль в формировании процессов разработки и принятия управленческих решений на всех уровнях государственного и муниципального управления играют государство, его институты и созданная система управления.

Управление как в широком, так и в узком понимании является основной составляющей всех форм образования: от государственных до коммерческих структур. Термин «управление» произошёл от старорусского слова «управа», т.е. способность с кем-то управляться. В широком смысле под ним понимается деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации, неопределённости и приведению в нужное состояние с учётом тенденций их развития и изменения среды.

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, её целостность, нормальное функционирование и развитие.

Особенности государственного и муниципального управления как  вида деятельности определяются его сущностью. Она может быть раскрыта как система мер целенаправленного воздействия общества в целом и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных и других).

Стоит учесть, что процесс управления государственным и муниципальным образованием отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды заставляют принимать разнообразные управленческие решения.

Основными факторами, влияющими  на организацию и функционирование системы государственного, муниципального образования, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные, обусловленные спецификой труда организации, полномочиями отдельных работников и носящие в основном стандартный характер и ситуационные – возникающие при нарушениях взаимодействия подсистем и элементов систем под влиянием технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов.

Понятие «решение» многообразно. Под решением иногда понимают и нахождение определённого варианта действия, и сам процесс деятельности, и её конечный результат. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умения, знания и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности государственного и муниципального управления.

Рассмотрим особенности  государственного и муниципального управления, оказывающие влияние на сущность и содержание управленческих решений.

Субъектами государственного и муниципального управления выступают  законодательные и исполнительные органы, осуществляющие косвенные и  прямые управленческие воздействия в соответствии с их полномочиями.

Объектом государственного управления являются социально-экономические  процессы, общественные институты, социальные группы.

Общественное производство является условием образования и  функционирования всей системы управления. Его обобщённая цель может быть сформулирована как максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей в условиях базовых ценностей общества. Достижение поставленных целей осуществляется социальными подсистемами, образованными для реализации выработанной политики, экономики, науки, культуры, религии, морали и др.

Управление социальными  подсистемами осуществляется в соответствии с государственным устройством, территориальным делением, уровнем  экономического и социального развития общества и, как правило, имеет сложную многоуровневую структуру с вертикальными и горизонтальными связями.

Вертикальные связи  государственного и муниципального управления образованы разделением  территориальных образований на уровни власти, горизонтальные – на ветви власти. В качестве территориального образования может рассматриваться государство, регион, территориальное поселение, располагающее административными границами и формальной способностью к самоуправлению.

Уровень власти составляют упорядоченные ранги исполнительной деятельности, разделённые в соответствии с делегированием полномочий от высших управленческих звеньев.

Количество уровней  характеризует субординацию в принятии управленческих решений и порядок  передачи информации.

Ветви власти представляют вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципами разделения властей.

Муниципальное управление введено в российскую практику Гражданским  кодексом РФ и Федеральным Законом  РФ. В соответствии с ним муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления.

 

Социально-экологическая  типология территории позволяет государственным и муниципальным органам власти корректировать свою экономическую политику с учётом происходящих на территории изменений, реакцию населения на факторы среды и разрабатывать и принимать адекватные управленческие решения.

Принципиальные схемы принятия решений государственными и муниципальными органами прописаны в Конституции РФ, уставах регионов и муниципальных образований. Уставами предусмотрены нормативные и ненормативные наименования актов.

Процесс принятия решения  в законодательных органах установлен регламентом. Он включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в границах полномочий и распределения ответственности между индивидуальными членами административного органа.

Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий, парламентских слушаний, заседаний комиссий и комитетов, кворум, полномочия депутатов, порядок применения прав вето.

Регламенты имеют несколько  разновидностей – регламент проведения совещаний и сессий, регламент  прохождения документов, регламент  принятия решений.

Регламент проведения совещаний  и сессий устанавливается для  упорядочения работы крупных представительных мероприятий.

Регламент прохождения  документов заключается в порядке  регистрации и передачи проходящих через систему управления распорядительных документов на основе действующего законодательства.

При прохождении документов предполагается наличие трех стадий:

1. Входная стадия – документ принимается к рассмотрению органами власти в соответствии с принятыми полномочиями.

2. Стадия рассмотрения документа – соответствующей службе или должностному лицу, чьи функции наиболее близки к профилю проблемы документа, делегируются полномочия на анализ документа.

3. Выходная стадия – фиксируется реакция на содержание входящего документа на базе действующих нормативов.

Следует отметить, что  регламент прохождения документов положен в основу документооборота всех организаций и играет важную роль в упорядочении системы разработки управленческих решений.

Регламент принятия решений  определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями. Он включает в себя следующие разделы:

- структура административных  органов,

- полномочия должностных  лиц, порядок выборов должностных  лиц,

- текущая деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп),

- распределение финансовых  потоков.

 

Управленческие решения  органов государственного и муниципального управления предопределяются системой функций, местом и взаимодействием  этих функций. Они подразделяются по функциональным блокам:

-политические,

-экономические,

-правовые,

-технические,

-научные,

-образовательные,

-культурные и другие.

Конкретные управленческие решения зависят от целей, особенностей территориальной организации, категории  должностных лиц. На высшем уровне органов государственной (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство, Конституционный и Верховный суды) и муниципальной власти (Глава МО, Совет МО) в сферу решений входят проблемы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития страны, региона, обеспечение безопасности и защита интересов населения, поддержка институтов народовластия.

В системе государственного и муниципального управления должна учитываться возможность корректировки  политики с учётом изменений окружающей среды и реакции населения. Многие решения могут быть оценены через определённый промежуток времени, информация о последствиях этих решений может исходить из неопределённых локализованных источников (общественное мнение, реакция отдельных социальных групп, организаций и других). Это затрудняет процессы разработки и принятия адекватных решений. Ориентация на население нередко приводит к принятию малоэффективных решений. В процессе реализации решений также может сформироваться реакция на решение, не соответствующая поставленным целям.

К особенностям решений относится и разнообразие способов их реализации (постоянное, эпизодическое, силовое, мягкое, радикальное, последовательное, прямое, опосредованное).

Таким образом, решения  в системе государственного и  муниципального управления должны соответствовать требованиям эффективности, легитимности, справедливости и быть признанными большинством населения.

 

 

 

 

 

 

3. Разработка управленческих решений. Управленческий цикл.

 

В процессе разработки все виды управленческих решений проходят следующие последовательные стадии:

- анализ и описание конкретной  стадии,

- формулировка проблемы, требующей  разрешения,

- выдвижение гипотез,

- установление целей и задач,

- определение критериев,

- разработка альтернативных вариантов  решений,

- оценка риска,

- выбор наилучшего варианта решения ,

- разработка плана реализации  принятого решения.

 

Реализация направлений социально-экономического развития органами государственного управления и обеспечение оптимальных условий  для функционирования и развития территориальных общностей органами муниципального управления осуществляется с использованием общих функций управления – прогнозирования, планирования, организации, контроля.

Прогнозирование предшествует разработке социально-экономических программ развития и осуществляется на основе Федерального Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». Следует отметить, что содержание прогноза на государственном уровне составляют преимущественно социальные показатели, позволяющие прогнозировать изменение сложившихся тенденций в развитии общества при взаимодействии различных социальных групп, экономических институтов и агентов рынка, принятии политических решений.

Для достижения конкретных целей разрабатываются  конкретные варианты-планы. Основу процесса разработки планов составляют следующие документы:

-концепция социально-экономического  развития территории (страны, субъекта, территории муниципального образования), включающая уровень развития производительных сил, роль государства в отношении уникальных и дефицитных ресурсов, характер использования труда, интересы в интеграции с другими государствами или пограничными регионами,

-программы (целевые,  комплексные) перспективного развития отдельных отраслей регионального развития, социальных сфер или производственных центров,

Информация о работе Особенности государственного и муниципального управления