Соотношение международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблематика темы в том, что в одних работах рассматривалось либо только соотношение двух правовых систем, либо проводится их сравнительно-практический анализ. В других исследованиях выдвигаются различные вопросы теории соотношения систем международного и национального права: теория примата внутригосударственного права (Т. Гоббс, Г. Гегель), теория примата международного права (Г. Кельзен), дуалистическая теория (Д. Анцилотти, Р.А. Мюллерсон), теория трансформации (СВ. Черниченко), теория согласования (В.Г. Буткевич).

Оглавление

1.Введение 3
2. Глава I. Исторический аспект соотношения двух правовых систем.
Терминологические и практические отличия между понятием «соотношение» и «взаимодействие»; «трансформация» и «согласование»; «реализация» и «имплементация»
Теории соотношения международного и национального права.
1.2.1.Примат внутригосударственного права
1.2.2.Примат современного международного права
3. Глава II. Сущность и механизм взаимодействия международного и национального права
2.1. Влияние национального права на международное право

Влияние международного права на национальное право

Принципы взаимодействия международного и внутригосударственного права..................................


Формы взаимодействия международного и внутригосударственного права…………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

для Костиной А.В. ее версия.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

24

В России еще в XIX веке появилась  тенденция к рассмотрению международного и внутригосударственного права как двух самостоятельных правовых систем (см.: ДБ. Левин). Таким образом, российские ученые уже тогда тяготели к дуалистической концепции их соотношения. В советское время эта теория считалась единственно верной. В работе приведены примеры влияния права Российской Империи, СССР и РФ на развитие международного права. Например, указывается, что Россия была одним из первых государств, которое подняло вопрос о борьбе против пиратства и работорговли. Российская Империя также предложила создать нейтральное международное учреждение, в функции которого входила бы борьба с работорговлей. Конституции СССР, в свою очередь, были одними из первых в истории, закрепившими социально-экономические права человека, что повлияло впоследствии на их закрепление в международных документах. Приводятся и примеры влияния международного права на развитие права России и СССР (например, установление в России режима наибольшего благоприятствования для иностранных граждан в XVIII в.). Выявлены две основные сферы, в которых государства впервые сталкиваются с проблемой соотношения их национального права с международным (заключение и применение международных договоров, установление и развитие дипломатических отношений). В процессе взаимодействия национальное и международное право оказали довольно значительное влияние на формирование и обоюдное развитие, на возникновение прогрессивных норм и институтов. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сфер их совместного действия, однако их взаимоотношения зачастую не оформляются законодательно, в том числе и в России. Одной из основных причин этого является мобильность и динамизм рассматриваемого процесса.

Взаимодействие международного и  внутригосударственного права РФ происходит как во внутригосударственной, так  и в международной сферах.

Во внутригосударственной сфере  взаимодействие международного и внутригосударственного права России обусловлено пределами  территории российского государства  и осуществляется путем: 1) согласования норм двух систем права; особенностью этого способа является влияние норм международного права на возникновение, изменение или отмену норм внутригосударственного права, а также влияние национального права на международное через внешнюю политику государства; 2) реализации (имплементации) норм международного права на территории государства; нормы международного права применяются при урегулировании внутригосударственных отношений, при этом нормы международного права могут применяться в сочетании с нормами национального законодательства и без них (по сути дела здесь происходит взаимодействие двух систем права в правоприменительном процессе).

25

Конституция является основным законом  государства, в котором может  быть установлено соотношение между  национальным и международным правом. Для того чтобы выяснить, какое соотношение является наиболее предпочтительным для государства, нужно рассматривать совокупность всех норм конституции, относящихся к данному вопросу, нормы иных законодательных актов, а также его внешнюю и внутреннюю политику. Действующая Конституция Российской Федерации является первым из основных законов в истории как российского, так и советского права, в котором есть указания на характер соотношения российского и международного права. Известная расплывчатость норм Конституции 1993 г. привела к возникновению спора о том, какое именно соотношение российского и международного признается Конституцией оптимальным. В современной российской науке существует спор о том, каким, исходя из Конституции, должно быть это соотношение. Мнения ученых различны. Одни (О.Н. Хлестов и др.) полагают, что Конституция указывает на примат международного права над внутригосударственным, другие (И.И. Лукашук, В.Г. Игнатенко и др.) полагают, что из смысла положений Конституции следует, что российское и международное право это две самостоятельные правовые системы

 

Основы соотношения национального  права России и международного права  закреплены в главе I Конституции  РФ

 

Поскольку, взаимодействие проистекает  как на внутригосударственном, так  и на международном уровнях, основными в этом случае являются общие принципы взаимодействия международного и внутригосударственного права, рассмотренные выше.

Таким образом, взаимодействие международного и российского права в правотворческом  процессе сводится к оказанию влияния  норм международных соглашений России на ее право, которое возможно в том случае, если договор, содержащий их, был одобрен всеми органами государственной власти, обладающими правом участвовать в этом процессе. Каждый из этих органов действует в пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ, и имеет возможность проконтролировать действия других органов, вовлеченных в данный процесс.

Принятие Пленумом Верховного Суда РФ Постановления «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов  и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. является важным шагом, способствующим развитию взаимодействия российского и международного права в правоприменительном процессе.

 

В настоящее время суды РФ не только могут, но и должны в определенных ситуациях применять нормы международного права при рассмотрении представленных им дел. Это следует как из принципа добросовестного соблюдения международных договоров, так и из самих интересов России. Судам отводится особая роль в толковании норм международного права

 

Взаимодействие национального  права России и международного права  в правоприменительном процессе характеризуется следующими факторами:

1. Возможностью совместного применения  для урегулирования внутригосударственных  отношений норм международного и национального права; в этом случае применяемые материальные нормы различных систем взаимодействуют непосредственно в процессе их применения. Кроме того, эти нормы действуют как бы «на равных».

2. Возможностью приоритетного применения норм международного права для урегулирования отношений, возникающих в сферах, традиционно регулируемых нормами национального права. В этом случае материальные нормы национального права уступают свое место нормам международного права, и в правоприменительном процессе взаимодействуют материальные нормы международного права с процессуальными нормами национального права, поскольку нормы международного права в этой ситуации применяются в соответствии с целями и принципами национальной право-

36

вой системы. Таким образом, процесс применения норм международного права регулируется нормами внутригосударственного права.

3. Возможностью самостоятельного  применения норм международного  права. Нормы самоисполнимых договоров  РФ действуют в сфере, не  урегулированной нормами национального права, но, поскольку они должны применяться в соответствии с целями и принципами международного права и в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, они взаимодействуют в правоприменительном процессе с процессуальными нормами внутригосударственного права.

4. Во взаимодействии международного  и национального права России  в правоприменительном процессе  участвуют разноуровневые и многочисленные  субъекты. Основная роль в этом  процессе отводится все же  органам государственной власти, поскольку именно они несут ответственность за реализацию международных обязательств Российской Федерации как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Органы государственной власти принимают акты, способствующие реализации норм международного права во внутригосударственных отношениях, а также должны посредством своих действий реализовать эти обязательства и предпринимать действия, препятствующие нарушению международных обязательств РФ. Физические лица, в свою очередь, могут реализовать только те нормы международного права, которые адресованы им и согласно положениям соответствующего договора и национального правового акта, предусматривающего такую возможность во внутригосударственной сфере,

В четвертой главе «Конституционно-правовой механизм внешней политики Российской Федерации и международное право» рассматриваются внешняя политика и дипломатия государства как факторы, влияющие на взаимодействие национального права России и международного права в международной сфере, конституционные принципы внешней политики РФ, конституционный механизм реализации внешней политики Российской Федерации.

Внешняя политика и дипломатия государства  влияют на процесс применения международно-правовых норм, на этот процесс оказывают  воздействие в основном конституционные принципы внешней политики государства, которые отражаются в его Конституции и иных нормативно-правовых актах.

За последнее время  в международно-правовой литературе нельзя отметить какого-либо видного юриста, выступающего сторонником теории примата, внутригосударственного права.

 

Коренной переворот  произошел в 1961 году: СССР признал  приоритет нормы международного договора над нормой внутреннего права в случае их коллизии. Это нашло отражение в статье 129 Основ гражданского законодательства Союза ССР  и союзных   республик, установившей: «Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора

 

теория примата международного права получила широкое распространение в западной науке международного права. Наиболее известными последователями этой теории являются Ле Фюр, Ш. Руссо (Франция), Гугенгейм (Швейцария),Фердросс и Брандвейнер (Австрия), Д.Гунст и Е.Зауэр (Германия).

 

    ___________________________

    1Казацкий П.Е. Введение в курс международного права. М., «Юрист» 1991г. С.264.

 

 

10

      В области   международных   отношений   примат   должен   иметь ценностный подход, а не критерии силового характера.

 

Национальное право оказывает двоякое влияние на международное право:

  • во-первых, это влияние содержания норм национального права на содержание    норм международного права. Такое влияние можно назвать материальным. 
  • во-вторых, это    влияние норм    национального права, касающихся порядка    создания норм     международного     права    (заключения международных договоров), на действительность норм    международного права. Так как этот аспект влияния национального права на международное право  имеет дело  с  нормами,  касающимися процесса создания норм международного права, то его   можно назвать   процессуальным   влиянием.

Исследование теоретических  проблем соотношения международного и 
национального права позволяет сделать вывод о том, что причиной 
взаимодействия     этих      систем     права     является          взаимодействие

регулируемых ими общественных отношений. Нормы национального  права оказывают влияние на волю государства, на его международно-правовую позицию и через них — на международное право. «Особенностью воздействия национального права на международное право является то, что это воздействие однопорядковых явлений, юридически обязательных правил поведения на другие юридически обязательные правила поведения, действующие в другой сфере»1.

1Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., «Международные отношения» 1982 г. С. 30.

 

В период после второй мировой войны заключено значительное число международных договоров, регулирующих отношения между государствами по поводу защиты прав и свобод человека. Непосредственно эти права и свободы предоставляются индивидам государством, закрепляются в нормах национального права. Поэтому при создании норм международного права в области защиты прав человека каждое государство стремится закрепить в них свою концепцию прав человека, исходит из возможностей своего национального права. Отсюда вытекает огромное влияние

 

 

14

национального права на содержание этих норм международного права.

5. Определенные      «юридические      максимы»,      обеспечивающие 
внутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права.

Любая система права, и  международное право не является исключением, содержит определенные «юридические максимы», которые, не регулируя непосредственно какие-либо общественные отношения, направлены на обеспечение согласованности между отдельными положениями данной правовой системы. «Юридические максимы - особые  юридические принципы, пришедшие из внутригосударственного права, первоначально из римского права, а затем усвоенные буржуазными национальными правовыми системами: «последующий закон отменяет предыдущий», «общий закон отменяется специальным», «договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам», «никто не может предоставить другому больше чем имеет сам», «равный над равным власти не имеет» и т.д.»1

Заметное влияние на право международных договоров  оказывают нормы национального права, касающиеся заключения международных договоров. Часто целью норм международного права является достижение определенного урегулирования отношений между субъектами национального права. Посредством международных договоров — государства определяют не только свои взаимные права и обязанности, но нередко также права и обязанности своих физических и юридических лиц, то есть своих граждан и организаций. В таких случаях национальное законодательство нередко служит примером для норм международного права, которые затем, в свою очередь, могут стать образцами для национального законодательства.

____________________________________

 1Бекяшев К.А. международное публичное право. М., «Проспект» 1999 г. С. 84.

 

 

 

1.3. Влияние национального  права на международное.

Международное право оказывает  обратное воздействие на национальное право. Под его влиянием в национальном праве возникают новые нормы, изменяются либо отменяются существующие, то есть, оказывая помощи международному праву с целью реализации его норм, национальное право подвергается изменениям, вызванным необходимостью исполнения норм международного права. Д.Б. Левин отмечает, что вопрос о влиянии национального права на международное право «составляет не юридический, а социологический аспект проблемы соотношения международного и внутригосударственного права»1. Зато вопрос о влиянии международного права на национальное право, не переставая быть и социологическим, представляет собой чисто юридический аспект этой проблемы именно в силу того, что влияние международного права на национальное право осуществляется главным образом как помощь последнего при осуществлении норм первого. То есть связь международного и национального права в этом аспекте является необходимой юридической связью.

Информация о работе Соотношение международного и внутригосударственного права