Развитие сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разработать рекомендации по повышению эффективности сотрудничества Белорусских предприятий с ТНК.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Проанализировать теоретические основы возникновения и деятельности ТНК;
 Проанализировать роль ТНК в научно-технической глобализации и их влияние на мировую экономическую политику.
 Проанализировать существующий опыт ТНК на территории Республики.
 Разработать практические рекомендации по усилению белорусских предприятий и ТНК с учетом отраслевой специфики

Оглавление

Введение
1. Транснациональные корпорации как субъекты мировой экономики: понятия, критерии, виды, этапы развития ТНК
2. Роль ТНК в процессе глобализации
2.1 Влияние ТНК на научно-техническую глобализацию
2.2 Роль ТНК в международной политике
3. ТНК в Республике Беларусь
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь
3.2 Перспективы сотрудничества международных корпораций с Республикой Беларусь
3.3 МТС как представитель ТНК в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Сотрудничество между белорусскими предприятиями и ТНК необходимо развивать в силу ряда причин:

1.               ТНК, являясь мировыми лидерами в своей отрасли, обладают значительным опытом, технологиями и ноу-хау. В первую очередь это важно для высокотехнологичных отраслей, таких как фармацевтическая промышленность, производство компьютеров и комплектующих и др. Повышение эффективности белорусских предприятий, которые работают в этих отраслях, с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке возможно только в случае получения доступа к НИОКР, имеющимся в крупных ТНК.

2.                Крупнейшие ТНК имеют значительные финансовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь.

3.               Западные ТНК помогут внедрить на белорусских предприятиях современные подходы к менеджменту и маркетингу.

       4.                  ТНК предоставят белорусским предприятиям доступ к новым рынкам сбыта.

Сотрудничество белорусских предприятий с ТНК возможно в следующих сферах:

1.                      Торговые отношения, которые подразумевают налаживание экспорта белорусских товаров и услуг для нужд ТНК.

2.                      Научно-техническое сотрудничество, которое подразумевает покупку белорусскими компаниями лицензий, патентов, франшиз на объекты интеллектуальной собственности у известных ТНК. Однако, для реализации данного направления необходимы значительные финансовые ресурсы и соответственно это несет дополнительные риски для компании. С другой стороны можно рассматривать возможность для отечественных предприятий в сфере НИОКР интегрироваться в бизнес-процессы крупнейших мировых ТНК. В качестве примера можно привести подписание меморандумов о взаимопонимании и планы по открытию совместной научной лабораторией с участием БНТУ и одним из ведущих производителей тормозных систем в мире компанией Кнорр Бремзе [http://www.belta.by/ru/all_news/society/BNTU-i-vengerskaja-kompanija-Knorr-Bremse-podpisali-memorandumy-o-ponimanii-i-konfidentsialnosti_i_570266.html].

3.                      Инвестиционное сотрудничество, которое может осуществляться в следующих формах:

a.      Создание совместных предприятий с участием капитала отечественных компаний и капитала ТНК.

b.     Создание новых предприятий с участием только иностранного капитала ТНК, т.н. гринфилд проекты.

c.      Покупка ТНК существующего отечественного предприятия, который нуждается в реконструкции и зачастую в перепрофилировании, т.н. браунфилд проекты.

d.     Покупка ТНК готового отечественного предприятия (подразумевается покупка контрольной доли).

Остановимся подробнее на инвестиционном сотрудничестве. Выбор конкретной формы инвестиционного сотрудничества между белорусскими предприятиями и ТНК должен быть продиктован ситуацией в конкретной отрасли. Так, другие варианты кроме покупки инвестором предприятия не будут подходить в такой отрасли, где существующие производственные мощности равны или превышают размер рынка, и есть место для роста эффективности. Еще один вариант, при котором целесообразно сконцентрировать усилия на продаже готовых компаний, предполагает ситуацию в отрасли, нуждающуюся в консолидации. В этом случае эффект масштаба играет ключевую роль в отрасли, и небольшие предприятия вынуждены объединяться с более крупными.

Brownfield проекты будут целесообразны в отраслях, где развита инфраструктура, но не хватает производственных мощностей. Если в отрасли нет недостатка в мощностях, иностранный инвестор может обеспечить рост производства за счет выхода на зарубежные рынки.

Greenfield проекты обычно рассматриваются иностранными инвесторами в случае, если все предыдущие варианты не подходят. Основной предпосылкой для осуществления таких проектов является доступ к сырьевой базе и наличие передового научно-технического потенциала. Создание новых иностранных или совместных предприятий возможно в сфере деревообработки, переработки полезных ископаемых на принципах государственно-частного партнерства и т.п.

Рассмотрим подробнее особенности привлечения ТНК в Республику Беларусь в отдельные отрасли.

Автомобилестроение. При рассмотрении особенностей привлечения ТНК в Республику Беларусь стоит исходить из следующих предпосылок:

      Промышленный комплекс в Беларуси был сформирован на основе внутрисоюзного разделения труда, что делает его зависимым от иностранных поставщиков сырья и комплектующих, а также от зарубежных рынков.

      Отрасль состоит из двух уровней: первый уровень – это производители автомобильных компонентов, второй уровень – это производители конечной продукции (сборочные производства).

      В международной практике сложилась четкая специализация крупных компаний на производстве конкретных автокомпонентов или в организации сборочных производств под конкретным брендом.

Таким образом, потенциальные стратегические инвесторы в лице ТНК будут заинтересованы в инвестициях в профильные активы (напр., производство тормозных систем, подшипников), а не в многопрофильные холдинги. В условиях достаточных производственных мощностей и насыщенного конкурентного рынка создание гринфилд производств представляется мало привлекательным для ТНК.

Основным направлением привлечения ТНК является создание совместных предприятий или приватизация отдельных государственных предприятий в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.

Отрасль строительных материалов. При выстраивании стратегии работы с ТНК белорусским предприятиям необходимо исходить из следующих предпосылок

      Производство строительных материалов является достаточно энергоемким (цемент, стекло), и, следовательно, является зависимым от цен на энергоносители.

      Несмотря на то, что Беларусь располагает значительными разведанными залежами сырья для производства строительных материалов, такой вид сырья распространен во многих регионах и не является редким в мировом масштабе.

      Транспортировка базовых строительных материалов на дальние расстояния зачастую экономически неэффективна, поэтому ТНК предпочитают инвестировать в производство базовых компонентов на местах, нежели развивать сбытовую сеть.

      Крупные иностранные инвесторы используют стратегию входа в отрасль путем инвестиций в производство базовых компонентов (щебень, цемент, известь, стекло). Только после этого следуют инвестиции в производство строительных материалов с большей добавленной стоимостью.

      В Республике Беларусь наблюдается относительный переизбыток мощностей по производству цемента по сравнению со спросом на него.

Таким образом, целесообразно привлекать инвестиции ТНК в производство базовых строительных материалов. Поскольку Республика Беларусь располагает достаточными мощностями по производству цемента и рынок является  насыщенным, то целесообразна продажа контрольных пакетов некоторых цементных заводов крупным международным игрокам (Lafarge, Heidelberg Cement, Holcim, Cemex). Это принесет в отрасль новые технологии, ноу-хау, а также откроет путь к дальнейшим инвестициям в производство бетона, изделий из бетона и железобетонных изделий.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Данная отрасль имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при выстраивании работы с ТНК:

      Беларусь традиционно имеет развитую ресурсную базу. Лесной фонд республики составляет более 9,4 млн. гектаров, запас древесины на корню оценивается в 1,6 млрд. куб. м., лесистость территории составляет 38,5%.

      Государство обладает абсолютной монополией на сырье. Все леса в Беларуси являются исключительной собственностью государства.

      Одни из самых серьезных проблем в отрасли – это критический износ основных средств, устаревшие технологии, и, как следствие, снижение качества продукции.

      Реализация инвестиционных проектов на крупных государственных деревообрабатывающих предприятиях (за счет льготного кредитования) существенно увеличивает их спрос на сырье. Таким образом, растет конкуренция за ресурсы между государственными частными компаниями.

План приватизации на 2011-2013 гг. предполагает продажу государственной доли в средних предприятиях, специализирующихся на лесозаготовке и мебельном производстве. Представляется целесообразным, чтобы основными инвесторами для этих предприятий стали национальные предприятия.

Таким образом, учитывая вышеизложенные факторы, на мой взгляд, наиболее перспективными направлениями привлечения ПИИ в данный сектор будут являться реализация гринфилд проектов крупными транснациональными компаниями. Такую стратегию подтверждает и поведение иностранных инвесторов: строительство деревообрабатывающего комплекса в Могилеве литовской компанией VMG, строительство завода древесных плит и напольных покрытий австрийской компанией Kronospan.

Для того чтобы крупные международные деревообрабатывающие ТНК были заинтересованы в строительстве новых мощностей в белорусском «чистом поле», в стратегии необходимо:

      Ориентироваться, прежде всего, на крупные компании международного уровня.

      Предоставить долгосрочные гарантии обеспечения сырьем, в частности получения сырья должного объема и должного качества.

      Гарантировать рыночный механизм формирования цен на ресурсы, исключая ценовую дискриминацию частных иностранных компаний по сравнению с государственными предприятиями.

Молочная промышленность. Можно выделить следующие основные особенности функционирования молочной отрасли в Беларуси:

      Молочная отрасль является стратегической для Беларуси, по этой причине в большинстве предприятий велика доля собственности государства. В 2010 году объем экспорта молочной продукции составил 1,47 млрд. долл.

      На сегодняшний момент совокупные производственные мощности полностью позволяют удовлетворить внутренний спрос. Более 95% молочных продуктов, поступающих в розницу, произведено внутри страны. Таким образом, привлечение ПИИ для реализации greenfield проектов будет обосновано, только если произведенная продукция будет направляться на экспорт.

      Государство продолжает консолидацию молокоперерабатывающих предприятий. Программа развития молочной отрасли на 2011-2015 предполагает создание нескольких холдинговых структур.

      Доступ к сырьевой базе ограничен. За каждым молокоперерабатывающим производителем закреплены «сырьевые зоны». Сегодня существующие предприятия воздерживаются от увеличения мощностей по причине нехватки сырья.

Таким образом, вход прямого иностранного инвестора в белорусскую молочную индустрию возможен в следующих формах:

      Приватизация. Продажа контрольного пакета акций ТНК. Здесь также необходимо отметить следующее: профильные инвесторы в молочной индустрии часто имеют четкую специализацию, к примеру: Danone – цельномолочная продукция; Fonterra – цельномолочная продукция (молоко, мороженое), сыры; Lactalis – сыры (бренд President). Следовательно, такие компании будут заинтересованы в приобретении актива, наиболее соответствующего их специализации, а не холдинговой компании, объединяющей несколько направлений деятельности.

      Создание совместного предприятия на базе существующего предприятия. Т.к. создание новых мощностей не обосновано, ТНК также могут быть заинтересованы в создании совместного предприятия с белорусским молочным производителем. Такую стратегию осуществила компания Юнимилк.

Привлекая иностранного инвестора в молочную отрасль, государству в первую очередь следует обеспечить ему надлежащий доступ к сырью на равных условиях с государственными предприятиями.

Химическая промышленность. Можно выделить следующие основные особенности функционирования химической промышленности отрасли в Беларуси:

      Беларусь является нетто-импортером энергоресурсов и углеводородов в частности. Химическая и нефтехимическая индустрия, главным образом, зависима от поставок нефти и природного газа.

      Производственные мощности химических предприятий были введены в эксплуатацию 50-40 лет назад, и с этого времени существенно не модернизировались. Химические производства работают на технологиях 60-70 гг., что для мировых химических концернов было бы неприемлемым.

      Белорусские химические компании выпускают ограниченный перечень товаров. Так, в Беларуси отсутствует собственное производство полиэтилена низкого давления, линейного полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, и других важнейших полимеров.

      Базовые химические компоненты импортируются из стран Западной Европы по причине отсутствия соответствующих аналогов белорусского производства и высокого качества продукции таких ТНК, как BASF, BAYER, Dow Chemicals, и др.

      В Беларуси нет достаточного количества научных кадров. Так, только в 2 университетах проходят курсы высокомолекулярных соединений. Кроме того, отечественные разработки в области химии Национальной Академии Наук, БГУ не внедряются в массовое производство.

Таким образом, целесообразны следующие варианты привлечения инвестиций ТНК в химическую отрасль:

Информация о работе Развитие сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями