Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, дипломная работа

Краткое описание

В качестве задач данной выпускной работы можно выделить следующие:
1. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
2. Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг
3. Выявить роль услуг в мировой экономике;
4. Изучить деятельность России на мировом рынке услуг.
5. Разработать возможную концепцию развития транспортных услуг в РФ (на примере немецкой компании DHL)

Оглавление

Введение
Глава 1. Развитие сферы услуг в мировой торговле в ХХI веке
1.1. История возникновения и роль услуг на мировых рынках
1.2. Роль ГАТС в развитии международного рынка услуг
1.3.Географическое распределение и развитие торговли услугами в мировом хозяйстве
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг (на примере развития туризма, транспортных услуг и лизинга)
2.1. Международный рынок транспортных услуг
2.2. Международные лизинговые операции, как часть рынка финансовых услуг в мире
Глава 3. Россия на международном рынке услуг
3.1. Современное состояние рынка услуг в РФ
3.2. Возможная концепция формирования и реализации экспортной стратегии российской компании на международном рынке транспортных услуг (на примере немецкой транспортной компании DHL)
Заключение
Библиографический список
Приложение 1

Файлы: 1 файл

диплом по услугам.doc

— 410.50 Кб (Скачать)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Российский государственный гуманитарный университет»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра Мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмцова Наталья Леонидовна

 

 

РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

 

 

 

Дипломная работа студентки 5 курса очно-заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите в ГАК

 

Зав. кафедрой                                                                                             Научный руководитель

Член-корреспондент РАН                                                                                  доктор экономических наук доктор экономических наук, профессор                                         

                                         

______________________ Ф.И. Шамхалов                                          _______________________ О.В. Лылова                                                                                                  Промский Н.И.

(личная подпись)                                                                                    (личная подпись)

 

«____»_______________20__ г.                                                         «____»_______________20__ г.                                                                            

             

 

 

 

Москва 20__

 

Оглавление

Введение

Глава 1.  Развитие сферы услуг в мировой торговле в ХХI веке

1.1. История возникновения и роль услуг на мировых рынках

1.2. Роль ГАТС в развитии международного рынка услуг

1.3.Географическое распределение и развитие торговли услугами в мировом хозяйстве

Глава 2. Анализ мировых рынков услуг (на примере развития туризма, транспортных услуг и лизинга)

2.1. Международный рынок транспортных услуг

2.2. Международные лизинговые операции, как часть рынка финансовых услуг в мире

Глава 3. Россия на международном рынке услуг

3.1. Современное состояние рынка услуг в РФ

3.2. Возможная концепция формирования и реализации экспортной стратегии российской компании на международном рынке транспортных услуг (на примере немецкой транспортной компании DHL)

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешнеэкономические  связи  становятся  все  более  заметной  составной частью хозяйственной  деятельности  российских  предприятий  и  организаций. Возрастает интерес в экономическом,  производственном  и  научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.

В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Количество прибытий в 2006 г. составило 842 миллиона, что соответствует 4,5% роста (в Азиатских странах - 8,4%). Значение туризма как источника финансовых, в том числе валютных, поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания, а по прогнозам экспертов ВТО к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%1. Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует  с  ними  мировой  рынок  услуг.  Специфическая  особенность услуги как товара состоит в том, что она  не  имеет  вещественной  формы,  а выступает как результат определенной  деятельности.  Производство  и  купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен  на  товары  в материально-вещественной   форме   или   другие   услуги   производится    в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги  на мировом  рынке  –  это   поступающие   на   внешний   рынок   услуги, т.е. потребительские стоимости. Цель данной дипломной работы – проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.

Развитая сфера услуг - это своего рода показатель высокого уровня экономики страны или региона. Благодаря бурному научно-техническому прогрессу к третьему тысячелетию появилось множество самых разных новых услуг, заметно повысилось и продолжает совершенствоваться качество обслуживания, постепенно сходят на нет многие технические барьеры, посредством которых происходит передача отдельных видов услуг. Все это создает предпосылки для того, чтобы мировой рынок услуг с полным правом мог заявить о себе, как об одном из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

Специфика мировой торговли услугами заключается в том, что объекты коммерческих сделок в данном случае неосязаемы, невидимы, их производство и потребление зачастую тесно связаны друг с другом, а еще их невозможно хранить в течение какого-либо времени, подобно материальной продукции. Поскольку большинство услуг характеризуются неосязаемостью и невидимостью, то мировой рынок услуг нередко называют невидимым экспортом или невидимым импортом. Отдельные услуги могут продаваться или приобретаться в виде различной документации, кинолент, компьютерных программ на магнитных и электронных носителях. Но, несмотря на это, принято считать, что они имеют неовеществленную форму. Компания, выходящая на мировой рынок услуг, должна иметь возможность производить услуги непосредственно за рубежом. Другой вариант - иметь стабильных иностранных потребителей услуг, не перенося их производства за границу.

Экспорт услуг имеет одно неоспоримое достоинство перед экспортом товаров в материальной форме: он не подлежит таможенному контролю, невзирая на возможную капиталоемкость или наукоемкость оказываемых услуг, на их промышленный характер или направленность на обеспечение личных потребностей отдельных людей.

В международный оборот могут быть вовлечены далеко не все виды известных на рынке услуг. Так, к примеру, не могут являться предметом экспорта или импорта коммунальные услуги. А если говорить о самых популярных услугах, торговля которыми может происходить в мировых масштабах, то на первом месте, безусловно, окажется транспорт, в том числе пассажирский и грузовой. На второй строчке такого рейтинга можно будет увидеть организацию поездок - деловых, личных, туристических. Затем идут услуги связи в полном спектре, строительство, страхование, финансовые услуги. Также большим спросом на международном рынке пользуются компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, различные бизнес-услуги, включая лизинг, посредничество и так далее. Культурные и рекреационные услуги в международных масштабах продаются сравнительно редко - примерно с той же частотой, что и правительственные услуги вроде поставки товаров в посольства, консульства, услуг со стороны тех или иных международных организаций по сохранению мира.

С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% - международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.

В пятерку мировых лидеров среди экспортеров услуг входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Любопытно, что эти же страны выступают и основными импортерами на мировом рынке услуг. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более 7%.

Практически у каждой страны - участника мирового рынка услуг есть своя специализация. Швейцарские компании считаются признанными лидерами в секторе банковского дела, а также в консалтинге, обучении и организации материально-технического обеспечения. Англичане - надежные страховщики, организаторы аукционов, консультанты и управляющие в сфере денежных операций. Американские фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке ценных бумаг, в бухгалтерском учете, управлении гостиничным хозяйством и рекламной деятельности. А компании из Сингапура великолепно справляются с обслуживанием авиалиний, портов и терминалов.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к рассматриваемой проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

              В качестве задач данной выпускной работы можно выделить следующие:

1.                  Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;

2.                  Проанализировать отдельные отрасли мирового рынка услуг

3.                  Выявить роль услуг в мировой экономике;

4.                  Изучить деятельность России на мировом рынке услуг.

5.                  Разработать возможную концепцию развития транспортных услуг в РФ (на примере немецкой компании DHL)

              Объектом данной работы являются развитие мировой торговли и современные тенденции развития международного рынка услуг. Предмет исследования в рамках данной работы – это развитие сферы услуг с освещением российской практики.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Иллюстративно-справочный материал представлен тематическими примерами, таблицами и диаграммами.

В списке литературы приводятся те источники, которые цитируются или упоминаются в основном тексте или тематических примерах, а также были использованы при работе над дипломной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Развитие сферы услуг в мировой торговле в ХХI веке

1.1. История возникновения и роль услуг на мировых рынках

 

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество[1].

Информация о работе Развитие мирового рынка услуг в начале ХХI века