Межкультурные конфликты и их причины, последствия_

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы очевидна в современном мире, но следует отметить, что данная проблема не является новой, а существует уже много лет. В связи с глобализацией можно отметить, что ни в одной стране мира теперь проведение успешной внешней политики не возможно без наличия эффективной стратегии урегулирования межкультурных конфликтов.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Определение понятия «межкультурный конфликт» …………………………… 5
Типология межкультурных конфликтов. ……………………………………….. 8
Причины межкультурных конфликтов. …………………………………………. 9
Последствия межкультурных конфликтов. ……………………………………. 12
Методы и пути решения межкультурных конфликтов. ………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………………. 16
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

mezhs.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     Ресурсный конфликт характеризует стремление субъекта или субъектов добиться прямого или косвенного перераспределения в свою пользу какого-либо ресурса. Это могут быть как материальные, так и нематериальные блага. Примером могут служить российско-американские отношения в поясе нынешних и бывших стран СНГ; аннексия Кувейта Ираком в 1990г.; внешнеполитическое поведение Грузии, стран Прибалтики, отчасти Польши и Украины (при регулировании противоречий с Россией они пытались присоединить дипломатический ресурс США, НАТО); разные межэтнические конфликты.

     Игровой конфликт часто встречается в международной политике. Это одновременно форма и инструмент сотрудничества. Другими словами, это конфликт по правилам. Он может иметь одной из сопутствующих целей удовлетворение от победы (условной) и удовольствие от демонстрации своей готовности сразиться с оппонентом. Пример такого конфликта – это и полувековое противоборство между КНР и Тайванем, и взаимоотношения между Пакистаном и Индией, а также «газовые войны» России и Украины; и взаимоотношения РФ и США (не союзники, но и не противники); провоцирующее поведение правительств Ирана, Северной Кореи, Белоруссии.

     Демонстрационный  конфликт – это своего рода борьба за наказание виновного, средство негативного воздаяния за проступок (проблематика этического). Сюда относятся на Западе такие явления как Международный суд, миротворчество, принуждение к миру; на Востоке – война Китая с социалистической Республикой Вьетнам в 1979г., нападение НАТО на Югославию в 90-х годах; политика США против Ирака, а также поведение США после событий 11 сентября 2001г (нападение на талибов в Афганистане).

     Девиантный  конфликт – это конфликт как результат патологии. Субъект конфликтного действия решается на болезненно мотивированное насилие, обретающее самостоятельное значение, связанное с личностью лидера, его психической конституцией и личностной структурой. В качестве примера можно назвать движения исламистов и милитаристов в демократических странах, действия Ясира Арафата, движение «Хамас» в 2000г., явления дедовщины, американского национализма, действия М. Каддафи, М. Саакашвили, Р.М. Хомейни, У. Чавеса, внешнеполитическую деятельность Ю.Тимошенко в Украине, А. Гитлера, Дж. Савонароло и др.

       На основе сказанного, можно сделать вывод, что реальная ситуация в мире предполагает наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит лишь незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. В действительности в современном мире наиболее жестокие и сильные конфликты вызваны, как показано в описанной выше типологии, в первую очередь, серьезными экономическими причинами, или негативными взглядами, амбициями очень сильного политического лидера или лидера какого-либо национального движения. 
 
 
 

Последствия межкультурных конфликтов. 

     Последствия конфликта вытекают из его функций. Он может иметь как позитивные, так и негативные последствия.

     Позитивными следствиями является то, что:

  • Конфликт вскрывает и разрешает противоречия.
  • В открытом обществе снижается социальное напряжение, он выполняет функции стабилизации и интеграции.
  • Он увеличивает интенсивность связей и отношений, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации.
  • Позволяет более четко осознавать свои интересы, выявить проблемы и противоречия общественного развития.
  • Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении сил и возможности конкуренции.
  • Он скрепляет единство социума, мобилизует внутренние ресурсы.
  • Выявляет позиции, интересы и цели участников конфликта, способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

         Кроме того, называются и негативные последствия  конфликта. Это:

    • Конфликт часто ведет к беспорядку и нестабильности.
    • Борьба может вестись насильственными методами (появляются жертвы).
    • Следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери.
    • Возникает угроза жизни и здоровью людей9.
 
 
 
 
 

Методы  и пути решения  межкультурных конфликтов. 

     Изучение  вопроса о межкультурных конфликтах, классификация, выявление их причин, а также следствий необходимо, прежде всего, для их раннего предотвращения и для того, чтобы избежать военных действий с обеих сторон, а также насилия или террористических актов, которое они могут вызвать.

     Так, Сушенцов А. предлагает принимать следующие  меры в целях управления конфликтом:

     1) диагностировать форму конфликтного поведения собственную и противника; 2) выделить типы конфликтного поведения, которые препятствуют прагматичному подходу и урегулированию конфликта, а также избегать их провоцирования, например, заявлений типа «глобальной войны с террором»;

     3) стремиться сужать спектр возможных  неадекватных форм поведения  путем трансформации в игровую  форму10.

     Правовое  урегулирование межкультурных конфликтов отражено в документах ООН. В основе лежит Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948г. в ней констатируется, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их, составляет основу свободы, справедливости и общего мира. В 2000 г. главами государств и правительств была принята Декларация Тысячелетия, которая ставила новые задачи перед мировым сообществом в условиях глобализации. Основным противоречием современной эпохи, исходя из этой Декларации, можно считать противоречие между фундаментальными принципами равенства и принципами социальной справедливости. Жизнь показывает, что равенство для одних может обернуться несправедливостью для других. Равенство налагает бремя обязанностей, к несению которых часто бывают не готовы молодые нации, провозгласившие создание национальных государств. Они взвывают к справедливости, которая, таким образом, вступает в противоречие с принципом равенства.

       До сих пор остается открытым  вопрос об условиях реализации  права народа на самоопределение.  Это право вступает в противоречие  с положением о целостности  территории и нерушимости границ.

     По  мере развития кризисов все более  остро встает дилемма: что важнее, наказать агрессора или урегулировать  конфликт? В полной мере это было проявлено во время войны на Балканах. Целью Европейского Союза была стабилизация ситуации в регионе, целью США – поддержка несербского (мусульманского) населения в Боснии и соответственно продолжение войны.

     Существует  некая последовательность в урегулировании межэтнических конфликтов, применяемая  третьей стороной. Если такой конфликт не удается предотвратить на стадии зарождения, то первостепенной задачей становится прекращение насилия и переход к диалогу. Если такой диалог не возможен, то привлекают посредников. Далее следуют арбитраж, обязательный арбитраж и крайняя форма – подавление силой11.

     И все же существует ряд причин, по которым участники конфликта стремятся избежать военного пути его разрешения. Можно назвать следующие:

  1. Угроза взаимного уничтожения;
  2. Наличие взаимных ограничений в односторонних действиях (в случае, если потери при вооруженной борьбе превысят полученные выгоды).
  3. Обе стороны могут быть с самого начала убеждены, что совместный поиск путей разрешения конфликта будет для обеих сторон более выгодным.
  4. Недостаток или истощение ресурсов – финансовых, военных или ресурсов, связанных с регулярным обеспечением работы тыла, а также истощение духовных ресурсов (психологического и идеологического обеспечения боеспособности).

     В завершении можно сделать вывод  о том, что результатом многих современных межкультурных конфликтов может быть насилие, большое количество жертв среди мирного населения, возникающие экономические проблемы в данном регионе, а также наблюдается тенденция затяжного периода перехода к регулированию проблемы. Многие межкультурные конфликты остаются нерешенными до сих пор. Утихание конфликта часто обусловлено просто недостатком или истощением ресурсов. Это обуславливается, во-первых, несовершенством международного законодательства, а, во-вторых, не смотря на то, что большинство политических деятелей ведущих мировых держав ставят перед собой цель поддержания мира, в действительности силовое решение конфликта многим кажется более действенным и быстрым. Очень часто мотивом наказания виновного оправдываются военные действия. Имеющиеся методы и пути решения межкультурных конфликтов часто не эффективны или не применяются в должной степени, поэтому актуальным остается в данной ситуации необходимость их разработки, а также пропаганда мира и идей толерантности к чужой культуре. 

 

Заключение 

     В ходе написания данной контрольной работы были выполнены следующие задачи, в частности нами было дано определение понятию «межкультурные конфликты» (это конфликт или конфликты между этническими группами, имеющими несовместимые интересы, ценности и/или испытывающие обостренное чувство принадлежности к своей этнической группе). Это дало нам возможность отнести к межкультурным конфликтам межэтнические, межнациональные конфликты, конфликты, участниками которых выступают представители разных национальностей. 

     В связи с повсеместной тенденцией глобализации такие конфликты стали очень частым явлением, так ученые описывают  следующие типы межкультурных конфликтов, как социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, статусные, сепаратистские. Также есть классификация конфликтов, выделяющая конфликты с нулевой, отрицательной и ненулевой суммой.

     В работе установлено, что основными  причинами межкультурных конфликтов не являются какие-либо личные разногласия сторон-участников, наоборот, предпосылками к развитию конфликта становятся разнообразные экономические, политические, социальные и т.д. проблемы общества. Таким образом, мы согласны с исследователем Сушенцовым А., который выделяет на основе причин возникновения ресурсный, демонстрационный, девиантный и игровой конфликты. 

     На  сегодняшний день чаще всего используются такие способы разрешения межкультурных конфликтов, как выявить причины конфликта и урегулировать его на стадии зарождения различными политическими и экономическими мерами. Если конфликт уже разгорелся, то необходимыми считаются наиболее быстрый переход к диалогу и организация переговоров сторон, арбитраж, подавление силой. Часто наблюдается вмешательство третьей стороны.

     Были  описаны возможные последствия межкультурных конфликтов, они могут быть как отрицательными, как например, насилие, акты вандализма и терроризма, разрушения в результате военных действий и т.д., а также положительными, а именно нахождение выхода из данной конфликтной ситуации.

     В заключении, следует отметить, что заявленная тема может представлять интерес для дальнейших исследований. Во-первых, несмотря на ее актуальность, она изучена довольно мало. Во-вторых, она представляется нам довольно обширной и охватывает большой комплекс различных проблем, эффективных решений которых до сих пор не найдено.

 

      Список литературы 

    1. Белов В.И. «Конфликты и культура их разрешения», www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/belov_conflicts.html 
    2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.  
    3. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация. М., 2000.
    4. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999.
    5. Сущенцов А. «Типология поведения в международных конфликтах», журнал «Международные процессы», том 8, №3 (24), сентябрь-декабрь 2010, с.70-84
    6. Травина Е.М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. Учеб. Пособие. – Издательство С.-Петербургского Университета, 2007.
    7. Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. Метод. Пособие. – С.-Петербург, 2007.

Информация о работе Межкультурные конфликты и их причины, последствия_