Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение истоков коррупции и понятия данного явления, рассмотрение атикоррупционной политики Российской Федерации и поиск наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- выяснить историю коррупции, определить ее понятие и формы;
- изучить опыт противодействия коррупции различных государств;
- выявить общественную опасность коррупции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
3
1. Коррупция: история, понятие и формы………………………………….
5
1.1. История коррупции……………………………………………………..
5
1.2. Понятие и формы коррупции…………………………………………..
8
2. Политика противодействия коррупции………………………………….
15
2.1. Антикоррупционная политика РФ: законодательная база…………...
15
2.2. Опыт борьбы с коррупцией других государств……………………….
19
3. Общественная опасность коррупции…………………………………….
26
Заключение…………………………………………………………………..
30
Библиография……………………….……………………………………….
33

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Коррупция[1]. Борьба с коррупцией в системе госуправления РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

В целях ограничения  распространения коррупции мировое  сообщество выработало множество форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании;

2. Административно-правовые  меры. Создание специальных органов,  предназначенных для расследования  нарушений законности в сфере государственной службы;

3. Нравственное возрождение  общества;

4. Подотчетность правительств выборным представителям и массовому электорату.

 В современных демократических государствах сложилась определенная система мер по борьбе с коррупцией, основанная на признании права гражданина на четкое исполнение государственных обязанностей. В интересах борьбы с коррупцией разрабатываются как меры предупредительного характера, направленные на ее предотвращение, так и меры уголовно-правового воздействия на лиц, нарушивших соответствующие запреты. Публичная служба рассматривается как особый вид деятельности со своими четко очертанными границами, а корпус государственных и муниципальных служащих обязан подчиняться жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. В ряде стран приняты специальные законы, содержащие подобные нормы, своеобразные этические кодексы или кодексы чести чиновников. Законодательство всех без исключения европейских стран предусматривает уголовно-правовые нормы за различные коррупционные преступления. Для примера приведем опыт нескольких стран.

Финляндия по праву считается  одной из наименее коррумпированных стран мира. В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Особую роль играют этические нормы. Главное же заключается в «финской модели» социально-экономического развития, в формировании условий, которые не создают питательной почвы для коррупции. А в Швеции до середины XIX века коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер по устранению меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии. На сегодняшний день Швеция имеет по - прежнему один из самых низких уровней коррупции в мире.    

 Центральным звеном в борьбе с коррупцией в Сингапуре является постоянно действующий специализированный орган - Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы, введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в расследованиях, а также предприняты жесткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других государственных служб. Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет привязки оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе; контролируемой ежегодной отчетности государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах; ликвидации излишних административных барьеров для развития экономики и большой строгости в делах коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников.

В Сингапуре в отличие  от хорошо известного всем юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный принцип - презумпция коррумпированности. Например, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно - это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

Южная Корея является примером «культуры прозрачности». Здесь с 1999 года действует программа  «OPEN»- онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ. Эталонным назвали и новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 1 января 2002 года и получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: комитет по аудиту и инспекции обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.

 Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции. Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:

1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции;

2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках;

3. Основной мерой наказания является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот;

4. В министерствах имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий;

5. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;

6. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и проводят расследования.

В Германии независимо от конкретных специфических функций  госслужащим вменено в обязанность  исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего  общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей.

Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий  и по истечении срока службы должен держать втайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам, даже в суде. Госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Подробно регламентированы и последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения госслужащими возложенных на них обязанностей. Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.

В Великобритании же существует реальная практика контроля за служебными расследованиями фактов недостойного и противоправного поведения работников полиции. Законность и права человека держатся на определенных судах или административных трибуналах, на которых ведутся спорные дела и отношения в связи с государственным управлением. В системе МВД Великобритании действует Управление жалоб на действия полиции, сотрудники которого не являются работниками полиции, более того они вообще не являются юристами, но назначаются на свои посты министром внутренних дел из числа наиболее авторитетных и уважаемых в стране лиц. Этот своеобразный совет старейшин осуществляет контроль за рассматриванием жалоб на действия полиции с тем, чтобы дела такого рода рассматривались объективно и добросовестно.

Эффективность данной формы  общественного контроля такова, что многие полицейские предпочитают досрочно уйти на пенсию, если перед ними встает перспектива стать объектом подобного разбирательства.

В США постепенно складывались правила трудовой этики государственных  чиновников и юридические ограничения, которые сегодня обязательны для исполнения всеми правительственными чиновниками. В настоящее время деятельность государственных служащих регулируется целым набором моральных кодексов и законодательных регламентов. Принципы этики правительственных служащих содержатся в 14 пунктах специального исполнительного приказа президента США. Многие его положения были закреплены законом 1992 г. Управления по этике государственной службы.

Исполнительный приказ трактует порядок получения льгот  и ухода со службы. Чиновникам не разрешается «использовать служебное положение для извлечения личной выгоды» и иметь финансовые интересы, вступающие в противоречие с их должностными обязанностями, использовать внутреннюю информацию для личной выгоды или принимать подарки. В США придается большое значение вопросам нравственности. Этические нормы государственной службы определяет Кодекс этики государственного служащего, введенный президентом Джонсоном в 1965 г. В августе 1991 г. был принят свод правил для сотрудников государственного аппарата. Согласно ему служащим разрешено принимать подарки от посторонних лиц стоимостью не более 25 долларов и строго запрещено брать какие-либо подарки от подчиненных. Введен запрет на получение гонораров за преподавание, выступления и публикации, связанные с вопросами, которыми должностное лицо занимается в силу своего служебного положения. В США существует также положение о вознаграждении работников, сообщивших о неправильно заключенных государственных контрактах.7

Меры по борьбе с коррупцией, перечисленные в примерах выше, обеспечивают устойчивый результат только при политической воле к таким мерам и их общественная поддержка и контроль. Данный богатый опыт перечисленных выше стран следует учитывать и российским борцам с коррупцией. Принимая во внимание тот факт, что наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности они вряд ли приведут к значительным результатам, если вовсе не ухудшат ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ

 

Трудно переоценить  ту опасность, которую представляет собой коррупция для государства, общества и каждого конкретного  человека в отдельности. В стране, пораженной коррупцией, резко снижается  эффективность экономики, усиливается  нищета и социальное неравенство, расширяется пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются нравственные устои общества, наносится непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне. Коррупция демонстрирует полное безразличие государственных должностных лиц к общественной пользе, закону, народу. Она приводит к очень тяжелым последствиям для страны.

Это проявляется:

1) в расширении теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и соответственно потерям доходов бюджета;

2) в разрушении конкуренции, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ, что подрывает рыночные отношения; - в повышении цен на товары и услуги за счет коррупционных     «накладных расходов»;

3) в неэффективном использовании бюджетных средств, в частности - при распределении государственных заказов;

4) в моральном разложении государственных служащих;

5) в создании организованной преступности как устойчивом общественном явлении, ибо она может существовать лишь в связке с государственными органами;

6) увеличении резкого имущественного неравенства, бедности большей части страны;

7) в дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни общества;

8) в нравственной деградации общества, проявляющейся в создании терпимого климата по отношению к ней;

9) в разочаровании граждан в ценностях демократии;

10) в падении престижа страны на международной арене.

Итак, коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Она угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И к этому есть достаточно оснований. Гораздо страшнее, что само государство, как организация публичной власти, как корпорация профессионалов - управленцев, как механизм поддерживания общественного правопорядка стало источником нарушения законодательства. Неэффективная система государственного управления создает дефицит услуг государства. А там, где дефицит, всегда появляются очереди, которые и создают основу для коррумпированных действий чиновников. Кроме того, работая неэффективно, государство стремится к максимальной закрытости своих действий, что создает преграды для общественного контроля. Еще более опасно для общества и государства слияние криминальных структур с политическими силами, как в масштабах страны, так и на региональном и местном уровнях.

Информация о работе Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления