История государства и права Японии в новое время

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:26, реферат

Краткое описание

Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов - князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьян. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЯПОНИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

В общем  русле революционных преобразований проходила и реформа японской школы, традиционной системы образования, открывшая двери для достижений западной. науки. Правительству Мэйдзи в этой сфере пришлось решать сложную задачу. С одной стороны, для него было очевидно, что без модернизации японской школы, образования по западному образцу, решить задачу создания богатого, сильного государства невозможно, с другой -- чрезмерное увлечение западными науками и идеями было чревато потерей самобытной культуры, распадом целостности сложившейся японской нации, основанной на скрепляющей ее тэнноистской идеологии.

Заимствование чужеродных достижений культуры в этой связи носило исключительно утилитарно-практический характер и не затрагивало духовных основ японского общества. Как  говорили тогда в Японии, развитие страны должно совмещать "японский дух и европейские знания". Японский дух требовал прежде всего воспитания в духе синтоизма, почитания "живого бога" императора. Чтобы обеспечить господствующее положение синтоизма, христианство в 1873 г. было запрещено, буддизм поставлен в прямую зависимость от государственной религиозной идеологии. В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управления государством", создано по старому образцу "Управление по делам небесных и земных божеств" (Дзингикан). В Японии стал закладываться, таким образом, тот специфический японский порядок, когда сугубо политические проблемы государства становились содержанием религиозных обрядов, ритуала.

Примером  этому может служить знаменательное богослужение императора в 1868 г., в ходе которого он дал клятву перед синтоистскими  божествами "Неба и Земли" создать  в будущем "широкое собрание" и решать все дела "в соответствии с общественным мнением", искоренить "плохие обычаи прошлого", заимствовать знания "во всем мире" и пр.

В 1869 году Дзингикан учреждает институт проповедников, которые должны были распространять среди народа тэнноистские принципы, положенные в основу династийного культа "единства отправления ритуала и управления государством". В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения "тайкё" -- доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.

Явная противоречивость политики духовного  воспитания японцев и "заимствования  знаний во всем мире", а также начавшееся движение под лозунгом культуры и  просвещения народа" заставило  правительство принять в 1872 г. Закон  о всеобщем образовании, ослабить давление на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных и земных божеств" в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а "моральными инструкторами", призванными распространять как религиозные, так и светские знания.

Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлению провозглашенного демагогического лозунга "ни одного неграмотного", так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям  обеспечения развивающейся капиталистической  промышленности и нового административного  аппарата грамотными людьми.

Борьба  за демократизацию политического строя. Образование политических партий Японии. В императорское правительство  Японии в 1868 г. вошли даймё и самураи  Юго-Западных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении сёгуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере втянут в предпринимательскую деятельность.

У антибакуфских социально-политических сил Японии с самого начала не было конструктивной программы перестройки старого государственного аппарата и тем более его демократизации. В "Клятве", провозглашенной в 1868 г., император обещал "создание совещательного собрания", а также решение всех дел управления "согласно общественному мнению", без указания конкретных сроков.

Последующие десятилетия 70--80-х гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев. На общем  фоне широкого народного движения усиливаются  оппозиционные настроения среди  торгово-промышленной буржуазии, самурайских  кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближенной к императору знати. Политически активизируются определенные круги помещиков и сельской богатой верхушки, требующие снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении.

Настроения  протеста, выливающиеся в требования изменения государственного управления и принятия конституции, приводят к  объединению оппозиционных, демократических  течений в широкое "Движение за свободу и народные права". Использование  либеральной оппозицией укоренившихся  и доступных широким массам стереотипов  религиозного сознания сделало это  движение поистине массовым. Лозунги  движения основывались на центральном  в японском религиозном сознании понятии "Неба" как высшего  начала, способного наделить чем-то или  погубить человека. Восприняв идеологию  французских просветителей о  естественных правах человека, лидеры "Движения за свободу и народные права" искали ключ к пониманию  ее сути в традиционных понятиях. Естественные права человека при переводе на японский трансформировались, таким образом, в "права человека, дарованные Небом", а "свобода и народные права" соотносились с конфуцианским требованием  разумности ("ри") и справедливости ("га").

Правительство ответило на требования конституционных  реформ репрессиями, арестами, преследованиями  прогрессивной печати и пр. Вместе с тем перед угрозой народных выступлений в правительстве  зреет понимание необходимости  компромисса с либеральной оппозицией. В 1881 г. император издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В  преддверии конституционных реформ происходит значительная перестройка  всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция  организационно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная  партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции.

Политические  программные требования у обеих  партий были почти одинаковы: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, ликвидация монополии в управлении страной  узкого круга бюрократии и самурайства. Они дополнялись экономическими требованиями снижения налогов, пересмотра неравноправных договоров с западными странами, укрепления позиций японской буржуазии за счет развития .внешней торговли, проведения денежной реформы и пр. В рамках Либеральной партии формируется левое крыло, ставящее своей задачей установление республики, лидеры которого в 1883-- 1884 гг. возглавляют открытые антиправительственные выступления. После начала работы парламента в 1890 г. партии Дзиюто и Кайсинто стали играть все более пассивную роль в политической жизни страны. В 80-х гг. начинает проявлять себя как самостоятельная социальная и политическая сила растущий рабочий класс Японии. Создаются первые рабочие организации, в рабочее движение проникают социалистические идеи.

На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской  партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками. Требования этой партии не идут дальше пожеланий "свободы слова и печати совместно с общественным спокойствием". Охранительным целям, наряду с созданием правительственной партии, служило и предконституционное законодательство. Так, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.

В 1885 году создаются отдельные министерства и кабинет министерств европейского образца, ответственный в своей  деятельности перед императором. В 1886 г. восстанавливается в качестве совещательного органа при императоре ликвидированный ранее Тайный совет. В этом же году вводится экзаменационная  система назначений на чиновничьи должности. В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются  выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые, в  свою очередь, находятся под строгим  контролем министерства внутренних дел. Своеобразным венцом этого законодательства стал полицейский закон об охране порядка, принятый в 1887 г. и закрепивший  под страхом суровых наказаний  создание тайных обществ, созыв нелегальных  собраний, издание нелегальной литературы. Движение "за свободу и народные права" было разгромлено с помощью  репрессивных мер.

Конституция 1889 г. Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г. своим подданным  Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.

Решающую  роль в подготовке "Конституции  великой Японской империи" сыграл глава Конституционного комитета, будущий  премьер-министр Японии Хиробуми Ито, который исходил из того, что так как в Японии не существует "объединяющей религии", подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворявшая государство и нацию.

             Новая Конституция

Новая Конституция (а также ее официальный  комментарий), представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (и прежде всего  прусской Конституции 1850 г.), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. В этом заключалась суть политического компромисса между теориями синтоистских традиционалистов и сторонников западного конституционализма, призванного прекратить общественное брожение, вызванное движением "за свободу и народные права".

Согласно  ст. 1, в Японской империи царствует  и ею правит император, принадлежащий  к "единственной и непрерывной  во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "священной и неприкосновенной". Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно Конституции, также вверялась "императору и парламенту" (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 конституции императорские указы, изданные в случае "настоятельной необходимости поддержания общественного порядка", во время перерывов в работе парламента имели силу закона. Эти указы и появлялись, как правило, во время парламентских каникул, которые длились 9 месяцев в году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Министры, как и все высшие должностные  лица, не только назначались императором, но и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как  служение императору -- сакральному центру конституционного порядка. Сам же император был ответственен только перед Богом, чему противоречило, на первый взгляд, требование Конституции осуществлять им свою власть "в соответствии с Конституцией" (гл. 4). Видимость этого противоречия устранялась главным конституционным постулатом, что сама конституция -- "божественный дар" императорского самоограничения, предоставления императором некоторых прав парламенту, правительству, подданным. Конституция и построена по этой концептуальной схеме самоограничения, путем перечня прав парламента, правительства, а также прав и свобод подданных.

В комментариях к конституции Ито, провозглашая императора священным центром нового конституционного порядка, подчеркивал, что конституция -- его "благожелательный и милосердный дар". Касаясь вопроса ответственности министров перед императором, а не перед парламентом, он рассматривал деятельность самого парламента как служение императору путем "внесения своей доли в гармоничное осуществление уникального государства -- семьи", во главе которой и стоит император.

Парламент, наделенный по конституции законодательными правами, состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Каждая палата имела право выступать  с представлениями правительству, "касающимися законов и другого  рода предметов", но ст. 71 Конституции  запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе  императорского дома. Для решения  вопросов в палатах требовалось  абсолютное большинство голосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного  ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза  оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Избирательным  правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения  Японии, около 1%. Членами верхней  палаты были принцы крови, представители  титулованной аристократии, крупные  налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся  в 4 года, верхней -- в 7 лет. Министры были призваны лишь "подавать совет императору". Института "вотум недоверия" Конституция не знала.

Парламентский контроль выражался только в праве  запроса правительству не менее  чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к  разряду "секретных". Отсутствовал (фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "для осуществления правомочий самого императора" и для расходов, "связанных с обязательствами правительства". Расходы правительства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором.

Информация о работе История государства и права Японии в новое время