Инвестиционный рынок: механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основы и механизм функционирования инвестиционного рынка в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико- математические, экспертных оценок.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Инвестиционный рынок…………………………………………………….….…6
1.1 Современная финансовая система……………………………………………...6
1.2 Модели организации и функции рынков инвестиций…………………...….8
2 Российская модель рынка инвестиций…………………………………………11
2.1 Структура корпоративной собственности……………………………………11
2.2 Роль финансовых посредников на рынке инвестиций…………………….…13
2.3 Система контроля инвесторов над корпорациями…………………………...13
2.4 Государственное регулирование инвестиционного рынка…………………14
3 Инвестиционный рынок Беларуси………………………………………...........16
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников ……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 79.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Инвестиционный рынок Беларуси

Решающим условием быстрого подъёма  белорусской экономики на нынешнем этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных  отраслях производства и регионах страны.

Важнейшей составляющей рыночной трансформации  экономики Беларуси является ее инвестиционная политика. Эффективная реализация инвестиционной политики требует знания объектов инвестирования, форм и механизмов производства капиталов  и осуществления инвестиционной деятельности, источников ее финансирования, алгоритмов оценки инвестиций. Особое значение приобретает рынок инвестиций, главной задачей, которого является привлечение инвестиций на предприятия, обеспечение доступа предприятий  к акционерному, банковскому и  частному капиталу.

Инвестиции служат рычагом поступательного  развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые  предприятия и дополнительные рабочие  места, позволяют осваивать передовые  технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров  и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству  в целом.

При этом иностранные инвесторы  ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат Беларуси, который определяется независимыми экспертами и служит для  указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Белорусские же потенциальные инвесторы  иногда не доверяют правительству, это  недоверие обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения  к власти у белорусов  ̶ «правительство работает только на себя». Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на белорусском рынке.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного  климата в разных странах, белорусское  инвестиционное законодательство заслуживает  высокой оценки и является одним  из лучших среди стран СНГ.

Основополагающим  документом, определяющим общие условия  осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

В соответствии с белорусским законодательством инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного  климата в республике будут реализовываться  меры по:

  • подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;
  • созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;
  • расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;
  • более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов внедряются новые  формы инвестирования: концессии, проектное  и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит  дополнительные гарантии инвестору  по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском  рынке.

Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения  ситуации в решении вопроса с  землей. В частности кодекс создает  основания для развития рынка  недвижимого имущества посредством  предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования  ее в качестве залога для получения  банковского кредита.

В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы. Совсем недавно принят Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413. 

Данный Декрет предполагает дополнительные условия для реализации инвестиционного проекта. В частности, предусматривается:

  • право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;
  • упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за       земельный участок;
  • освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;
  • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом госуправления;
  • освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

Указом № 413 вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству.

В Беларуси на данный момент созданы благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.

На данном этапе в стране приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий.

Парк высоких технологий  ̶  это уникальная благоприятная среда для развития высоких технологий в Республике Беларусь. Целью его создания является повышение конкурентоспособности национальных отраслей экономики, связанных с использованием высоких технологий, проведение разработок современных информационных технологий и программного обеспечения, увеличение их экспорта, а также привлечение в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций.

Парк создан на основании Декрета  Президента Республики Беларусь «О Парке  высоких технологий» подписанный 22 сентября 2005 года, который ратифицирован  в обеих палатах белорусского Парламента.

Срок действия специального правового  режима для Парка составляет 15 лет. Совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности резидентов, определенных Декретом, превосходит  уровень, достигнутый на сегодняшний  день в аналогичных парках Западной и Восточной Европы, России, Индии  и Китая.

Осуществляя деятельность в рамках установленного правового режима, резиденты  Парка полностью освобождаются  от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на недвижимость, от уплаты налогов, сборов и иных платежей в республиканский  бюджет, государственные целевые  бюджетные и внебюджетные фонды. Резиденты Парка могут свободно осуществлять выплаты (передачу) дивидендов их учредителям, включая перечисление денежных средств нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в  оффшорной зоне. Доходы, полученные физическими лицами от резидентов Парка, облагаются по фиксированной ставке 9% и не включаются в совокупный годовой  доход.

Аналитики компании Deloitte отмечают, что  благодаря созданию Парка новых  технологий и налоговым льготам, которые предусмотрены Декретом, возможность привлечения инвестиций, а также дальнейшее развитие новых  технологий в Республике Беларусь становятся привлекательными.

Jan Mariott, директор по исследованиям  компании Gartner, во время встречи  с белорусской делегацией на  Саммите Gartner Outsourcing & IT Services, 2005 г.  оценил перспективу принятия  Декрета о Парке Высоких технологий  как революционное преодоление  барьера республики в элиту  ИТ аутсорсинга.

В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.

В Беларуси устанавливаются равные условия деятельности для иностранных и национальных инвесторов. Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.

В то же время белорусское Правительство  обеспечивает разработку и осуществление  комплекса мер, направленных на создание еще более благоприятных условий для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.

Для повышения инвестиционной привлекательности  во всех областных центрах и столице  Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами  Президента страны созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Кстати, на настоящий момент в СЭЗ зарегистрировано уже 280 организаций.

Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано  Национальное инвестиционное агентство. Целесообразность создания Агентства  обусловлена необходимостью функционирования в республике специализированной государственной  организации, которая будет обладать достаточно широкими полномочиями для  установления прямого конструктивного  диалога без посредников между  государством и частным капиталом, оказания практической помощи инвесторам по принципу «одного окна», взаимодействия с органами государственного управления с целью быстрой и адекватной реакции на инвестиционные предложения.

Агентство призвано обеспечить единство подходов к вопросам поиска стратегических инвесторов, реализации инвестиционных проектов «под ключ», оказания консультационных услуг, пропаганды инвестиционных возможностей Беларуси за рубежом, установление долгосрочного  многовекторного сотрудничества между  организациями, связанными с инвестиционной деятельностью подготовки специалистов в инвестиционной сфере.

Агентство создано по координально новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию  в инвестиционной сфере как в  Беларуси, так и за рубежом.

Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный  совет по иностранным инвестициям  при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так  и иностранные инвесторы, представители  международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства.

Реформирование отношений собственности  в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально  ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности. Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности  работы предприятий и экономического комплекса страны в целом Сотрудничество с инвесторами в области приватизации предусматривается путем:

    • создания открытого акционерного общества путем преобразования государственного предприятия с участием инвестора;
    • участия инвестора в аукционных торгах или конкурсах по продаже предприятий как имущественных комплексов;
    • участия инвестора в конкурсе или на аукционе по продаже пакетов акций;
    • приобретения инвестором пакета акций дополнительного выпуска.

В качестве других, кроме государства, учредителей ОАО, создаваемых в процессе приватизации организаций, могут выступать национальные либо иностранные инвесторы: негосударственные юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, внесшие в уставный фонд данного общества в соответствии с договором о создании ОАО принадлежащее им имущество, включая денежные средства.

Решение о создании ОАО с участием другого, кроме государства, учредителя принимается на учредительном собрании по созданию ОАО. После государственной регистрации устава ОАО, акций ОАО инвестору на сумму внесенного им вклада будет предложен пакет акций ОАО.

Информация о работе Инвестиционный рынок: механизм функционирования