Знаково-символическая структура костюмных образов и функции костюма в художественном мире Н.В. Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:32, реферат

Краткое описание

Цель работы — определить знаково-символическую структуру костюмных образов и функции костюма в художественном мире Н.В. Гоголя.

Файлы: 1 файл

Курсовая черновик1.docx

— 60.04 Кб (Скачать)
  1. Введение

     Исследование  поэтики вещного мира писателя находится  в настоящее время в центре внимания литературоведческой науки. Это обусловлено высокой значимостью  художественного предмета в ряду других категорий исторической поэтики. «В мире писателя одной из составляющих является характер изображения того сообщества предметов, среди которого проходит жизнь человека и вне  которого она невозможна» Освоение различных сфер вещного мира, определение  их специфики, выявление роли в художественной структуре произведения способствует более глубокому пониманию творческой индивидуальности писателя и его  мировоззрения, позволяет увидеть  новые, глубинные смыслы в, казалось бы, знакомых художественных текстах.

     Особый  интерес исследователей вызывает изучение вещного мира Н.В.Гоголя, в произведениях  которого, по образному выражению  В.В.Набокова, всегда «толпятся не только живые существа, но и вещи, которые  призваны играть ничуть не меньшую  роль, чем одушевленные лица».

     Среди всех предметов, населяющих пространство произведений писателя: деталей его  ландшафта, пейзажа, интерьера, натюрморта, - особая роль принадлежит костюму. Обусловлено это тем, что самым  главным предметом словесного изображения  со времен древнейшей литературы является человек, костюм же - необходимая и  неотъемлемая характеризующая принадлежность человека, обладающая уникальной полифункциональностью  и богатством семантики. Костюм способен не только формировать пластический облик, выявлять национальную принадлежность, социальное и имущественное положение, возраст, но и, что особенно важно, свидетельствовать  о внутреннем мире человека.

     Костюм  – излюбленная тема Гоголя. . Она проходит в произведениях писателя целый ряд чудесных метаморфоз и каждый раз обнаруживает новые свойства, поднимаясь от чисто утилитарных, дополнительных характеристик героя до самостоятельной роли в творении автора, до обобщений времени и смысла жизни. Можно увидеть, как от произведения к произведению всё зорче, пристрастней и мудрей становится взгляд писателя.

Объект  изучения - поэма «Мёртвые души».

Предмет исследования — костюм как категория  художественного мира Н.В. Гоголя.

Цель  работы — определить знаково-символическую  структуру костюмных образов  и функции костюма в художественном мире Н.В. Гоголя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Гоголь  – модник

     Во  время учения в гимназии Гоголь увлёкся  театром. В жизни подростка появились  театральные костюмы и театральная  игра… Кроме театра, увлечения  чтением и живописью в гимназии стали приходить Гоголю мысли  о грядущем поприще. Хотя поприще  поприщем, а молодому человеку хочется  не только что-то собою представлять, но и самым наилучшим образом — выглядеть.

     «Позволь ещё тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. Мне хочется ужасно как, чтобы к последним числам или к первому ноября я уже получил фрак готовый. Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки? Мне очень бы хотелось сделать себе синий с металлическими пуговицами; а чёрных фраков у меня много, и они мне так надоели, что смотреть на них не хочется», — писал Гоголь в 1827 году (Г.И. Высоцкому, 26 июня, из Нежина в Петербург).

     Один  бытовой пример, но он знаменует  начало пристального интереса Гоголя к одежде разного рода, стремление наделять её самыми разнообразными свойствами и теми функциями, которые, кажется, ей и не свойственны.

     По  окончании гимназии он одним из первых облачился в партикулярное платье. Будущий писатель рассекал по коридорам  гимназии в светло-коричневом сюртуке  с красной подкладкой в большую  клетку. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra молодого щегольства, и  Гоголь все время старался как  бы ненароком раскинуть полы сюртука, чтобы показать подкладку.

     Переезд в Петербург доставил моднику  немало хлопот. Вокруг было столько  соблазнов, но жизнь в столице  слишком дорога. В итоге гардероб пришлось свести к минимуму.

     И все-таки по молодости хотелось пощеголять. Вот какое впечатление произвел Гоголь на будущего своего друга С. Т. Аксакова: «Хохол на голове, гладко подстриженные  височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое  и плутоватое. В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство. У  меня осталось в памяти, что на нем  был пестрый светлый жилет  с большой цепочкой».

     Вообще  наряды его отличались порой большой  оригинальностью. Так в Гамбурге писатель заказал себе платье из тика. Когда ему намекнули, что он делает себя смешным, Гоголь возразил: "Что  же тут смешного? Дешево, моется, и  удобно".

     Однажды в Ницце подруга писателя А.О. Смирнова хотела в шутку выпытать, что же из гардероба есть у него. «Я вижу, что вы просто совсем не умеете отгадывать, - отвечал он. - Я большой  франт на галстухи и жилеты. У  меня три галстуха: один парадный, другой повседневный, а третий дорожный, потеплее". Из расспросов оказалось, что у него было только необходимое для того, чтобы быть чистым. - "Это мне  так следует,- говорил он. - Всем так  следует, а вы будете жить, как я, и, может быть, я увижу то время, когда у вас будет только две  пары платья: одно для праздников, другое для будней".

     Иной  раз оказывалось, что у него нет  даже фрака для выступления. И  тогда друзья искали ему костюм с  чужого плеча.

     Однако  в какой-то момент появлялись деньги – и тут же появлялись причудливые  наряды. Так, находясь в Киеве, он пришел на прием к Юзефовичу в темном гранатовом сюртуке, но обращала на себя внимание жилетка. Она «была бархатная, в красных мушках по темно-зеленому полю, а возле красных мушек блестели светло-желтые пятнышки по соседству с темно-синими глазками. В общем, жилетка казалась шкуркой лягушки».

     По  воспоминаниям  П.А. Плетнева, «наружность его, щеголеватая до изысканности",  совсем не напоминала автора "Переписки". Это удивляло многих его друзей.

     Он  вообще часто поражал их своими странностями. В том числе и что касалось одежды. Гоголь мог явиться к обеду  в ярких желтых панталонах и в  жилете светло-голубого, бирюзового цвета. А иногда он одевался во все черное, прятал даже воротничок рубашки, а волосы не причесывал. На другой же день мог опять без всякой причины явиться в нарядах ярких цветов, с развешенной по жилету золотой цепочкой. Одевался он вообще без особого вкуса и, казалось, мало заботился об одежде. Но иной раз он мог надеть что-нибудь безобразное, но при этом было видно, что перед этим он долго думал, как бы нарядиться покрасивее.

     Одно  из последних описаний костюма Гоголя находим в книге А.П. Толченова  «Гоголь в Одессе»: «Постоянный  костюм Гоголя состоял из темно-коричневого  сюртука с большими бархатными лацканами, жилета из темной с разводами материи и темных брюк; на шее красовался шарф с фантастическими узорами или просто обматывалась черная шелковая косынка, зашпиленная крест-накрест обыкновенной булавкой; иногда на галстук выпускались отложные, от сорочки, остроугольные воротнички. Шинель коричневая, на легкой вате, с бархатным воротником. В морозные дни енотовая шуба. Шляпа - цилиндр с конусообразной тульей. Перчатки черные». 

     Последний год ему было уже не до нарядов.

Когда писатель умер, была составлена опись  имущества. Там не оказалось ни шаровар, ни голубых жилетов. Черное драповое пальто с бархатным воротником, два  старых сюртука из черного сукна, трое поношенных полотняных брюк, четыре стареньких галстука (два из тафты  и два шелковых), двое кальсон  и три носовых платка. Скарб  нищего! Самыми ценными были золотые часы, подаренные некогда Гоголю Пушкиным. И произведения… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие знака. Семиотика  костюма

     Что же собой представляет знак? Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого).

     Знак - это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе.

     Ю. М. Лотман утверждает, что знаки делятся  на две группы: условные и изобразительные. (Ю. Лотман//Семиотика кино и проблемы киноэстетики.Таллин: Ээсти Раамат, 1973.-С.8 )

     Условный - знак в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространенный условный знак - слово.

     Изобразительный или иконический - знак в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространенный изобразительный знак - рисунок.

     Знаком  также называют конкретный случай использования  такого соглашения для передачи информации.

     Наука о знаковых системах называется семиотикой. Явление возникновения знаковой реальности называется семиотизацией.

     Семиотика (от греч. sema - знак, признак) - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, а также наука о естественных и искусственных языках как знаковых системах. (С.Т. Махлина //Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. - СПб., 2003.-С.132).

       Семиотика костюма. Костюм содержит информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности личности, ее социальном статусе, профессии. По костюму мы можем судить об эпохе, когда он был создан, стране проживания его носителя и о многом другом.

     Таким образом, костюм представляет собой  своеобразный социокод, передающий информацию из прошлого в будущее. Кроме того, костюм дополняет образ индивида, поэтому одежду можно рассматривать  как многозначный феномен. Одежда - это определенный знак личностных особенностей, она информирует о человеке. В оформлении внешнего облика индивида заключена целая иерархия знаковых систем. Одеваясь определенным образом, человек как бы дает знать, кто он такой, что он представляет собой как личность, Знаковость одежды всегда играла и играет важную роль: костюм выполняет коммуникативную функцию, давая возможность человеку сигнализировать о своей индивидуальности окружающим.

     Таким образом, целью информационно-знаковой системы костюма является передача определенной информации от владельца  одежды в окружающую среду, а сам  костюм - способом установления коммуникации между кодами и источником информации, благодаря которому формируется  имидж, создается определенное мнение о носителе костюма. В разные периоды  истории костюма действовали  различные семиотические системы, помогая создавать своеобразные имиджи. 
 
 
 
 

  1. 1. Галерея помещиков:  Манилов

     По  принципу градации Гоголь выстраивает  целую галерею образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип сохраняется  и в манере одеваться.

     Приехав в город, Чичиков первым делом  навестил Манилова. К раскрытию образа этого персонажа можно применить не только описание его внешнего вида, но и описание интерьера усадьбы.

     Первое, что видит Чичиков – это  господский дом, стоящий одиноко  на высокой горе, которую обдувает ветер. Закрадывается вопрос: кто же может поставить дом в таком неудачном месте? Только очень непрактичный хозяин. На этой горе мы Чичиков видит «две-три клумбы с кустами акаций» и несколько берез с жиденькими вершинами. Складывается ощущение, что хозяин дома довольно рассеян и не заботится о внешнем виде усадьбы. Далее взгляд гостя падает на «Храм уединенного размышления». Здание красноречиво говорит об избыточной мечтательности хозяина: как же сильно нужно любить фантазировать, чтобы построить для этого отдельное здание! Да еще и придумать этому заурядному зданию столь пафосное название!

     Автор описывает Манилова так: «ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Иными словами, Манилов – личность, не наделенная харизмой. С первого взгляда Манилов заинтересовывает: интересная внешность (голубые глаза и белокурые локоны), улыбка, заискивающее общение, «приятность, в которую чересчур много передано сахару». Однако при дальнейшем общении Манилов начинает отталкивать собеседника, от него «не дождешься никакого живого слова». Манилов часто думает, мечтает. Хозяйство идет само собой, он им не занимается.

     Обратимся к интерьеру его дома. В кабинете всегда лежит книжка, уже два года открытая на одной и той же странице. В некоторых комнатах нет мебели, в одной из комнат мебель обтянута рогожей только наполовину. На столе могут стоять рядом изысканный подсвечник и «медный инвалид в сале», причем хозяева это не замечают. Комната Манилова окрашена в тот самый серо-голубой неопределенный  цвет, который уже упоминался при описании погоды. На окнах – горки золы, расставленные рядками ( выставление рядков из золы – одно из обычных занятий Манилова, у которого слишком много свободного времени).   Иными словами, детали интерьера также подчеркивают рассеянность, мечтательность и непрактичность Манилова.

Информация о работе Знаково-символическая структура костюмных образов и функции костюма в художественном мире Н.В. Гоголя