Жизнь и творчество С.А.Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 13:55, реферат

Краткое описание

Тема Родины в русской литературе - одна из самых любимых тем русских писателей и поэтов. Нет ни одного известного мне творца, который не затронул бы этой темы в своих произведениях. Одни из них лишь мельком касались ее, другие посвящали Родине все свои творения, вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина - немаловажная, а порой и самая главная часть их жизни и творчества. Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций, в течении которого были и восхищение землей русской, и необъятная любовь к Родине.

Файлы: 1 файл

Есенин полностью.docx

— 44.93 Кб (Скачать)

В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества...".

Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".

Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?..), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать... И, наконец, стихотворение Отговорила роща золотая, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом...

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы инсценировав самоубийство.

Посмертная судьба произведений Есенина в советской России во многом связана с большевистской идеологией и ее вождями. Особенно заметную роль в унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли Злые заметки Н.Бухарина, где он, в частности, писал: "Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни, так называемого "национального характера": мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни...".

Лишь в последнее десятилетие в печати появились новые версии о причине гибели С.А. Есенина. Все они сводятся в основном к тому, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а был убит. Основой для них служат воспоминания современников, изучение политической обстановки в стране, сопоставление событий последних дней жизни Сергея Есенина, анализ документов, фотографий и посмертных масок поэта.

Расследовать это дело непросто. Сколько людей, знавших хорошо Сергея Есенина и намеревавшихся опубликовать о нем воспоминания, трагически погибло. Юрий Изряднов, сын поэта, был расстрелян в 1937 году. Убита и вторая жена Есенина Зинаида Райх, собиравшаяся написать о нем воспоминания.

Остаются лишь документы, которые были составлены на месте события.

"Акт о самоубийстве  Есенина" составил приехавший  в гостиницу участковый надзиратель  второго отделения Ленинградской  милиции Н. Горбов (орфография и  пунктуация сохранены):

"Прибыв на место, мною  был обнаружен висевший на  трубе центрального отопления  мужчина в следующем виде, шея  затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной  шеи, лицо обращено к трубе  и кистью правой руки схватился  за трубу. Труп висел под самым  потолком и ноги от пола  были около 1,5 метров, где обнаружен, был повесившийся, лежала опрокинутая  тумба, а канделябр, стоящий на  ней, лежал на полу. При снятии  трупа с веревки и при осмотре  его было обнаружено на правой  руке выше локтя с ладонной  стороны порез, на левой руке  на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По представленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович писатель..."

Картина, по мнению современных исследователей, получилась довольно странная. Синяк под левым глазом, петля, предназначенная, кажется, лишь для того, чтобы удержать тело в висячем положении, рука, обхватившая трубу центрального отопления, - все это должно было породить определенные сомнения. К тому же, при росте Есенина примерно 168 см и высоте потолков в "Англетере" пять метров поэт должен был совершить огромный прыжок в высоту и успеть обернуть ремень от чемодана вокруг трубы. Если же предположить, что он сначала встал на тумбу, высота которой не превышает полутора метров и которую нашли опрокинутой, то и тогда он должен был подпрыгнуть вверх на 1,5 метра, закрепить ремень, потом обмотать его вокруг шеи и соскочить вниз, причем тумба должна была упасть где-то рядом. Но ее нашли поодаль прислоненной к шкафу.

Несмотря на эти и другие вызывающие вопросы моменты, участковый надзиратель выводит: "Акт о самоубийстве"...

Когда в 4 часа дня тело отправляли в Обуховскую больницу для вскрытия, оказалось, что поэта нечем укрыть: исчез его пиджак. Когда и куда - неизвестно. Устинова достала откуда-то кимоно, а "Борису Лавреневу пришлось написать расписку от правления Союза писателей на взятую для тела простыню". Вскрытие тела С. Есенина было произведено судмедэкспертом Александром Григорьевичем Гиляревским 29 декабря 1925 г. Результаты вскрытия были изложены в "Акте".

Пиджак, считается, на самом деле был, но исчез из номера Есенина. Его так и не нашли. Что касается "багровой полосы", то, по данным акта эксперта, это была "вдавленная борозда длиной около 4 см и шириной 1,5 см на лбу" и появилась она "от давления при повешении". Исследователь жизни и творчества Есенина Н. Сидорина считает, что на лбу поэта была "не "вдавленная борозда", а глубочайшая рана... На фотографиях зияет абсолютно круглая дыра под правой бровью как продолжение борозды... Поскольку след от удара или от пули почти сливается с бороздой, на него и не обращали внимания в течение 60 лет. Годы репрессий, застоя. Но посмертная маска Есенина ужасает всех, кто ее видел".

После гибели поэта со слов очевидцев в печать проникли весьма интересные сведения. О том, что на правой руке Есенина был кровавый след, что в комнате стоял полнейший разгром, и особенно важно упоминание о восковом, бледном цвете лица предполагаемого самоубийцы, совершенно не свойственном для тех, кто лишает себя жизни через повешение. В одну из газет проникло сообщение о лезвии бритвы и воротничке, аккуратно положенных на столе в номере гостиницы. Журналисты предположили, что Есенин сначала вскрыл вену, но не хватило мужества, и он повесился. Но тогда Есенин с разрезанной веной должен был искать веревку, привязывать ее высоко над головой, так что кровь должна была залить и его, и веревку. Однако об этой детали в акте Н. Горбова - ни слова.

Что касается веревки, точнее, ремня от чемодана, то петля, как следует из акта судмедэкспертизы, не захватила шею. И участковый надзиратель Н. Горбов засвидетельствовал, что "шея была затянута не мертвой петлей". По мнению исследователей, это указывает на то, что смерть наступила не от того, что Есенин задохнулся в петле. Подтверждением для них этому служит и то, что никто из очевидцев не сказал о том, была ли на шее поэта странгуляционная борозда, которая очень ярко должна была выделяться на шее повесившегося. Остается гадать, была ли причиной смерти пресловутая "вдавленная борозда" на лбу, или Есенин был подвешен к трубе отопления уже в полубессознательном состоянии, сжимая рукой трубу инстинктивно. Или что-то еще...

Медики и исследователи творчества поэта С. Демиденко и Ф. Морохов считают, что С. Есенин был избит, серьезно ранен, а затем задушен подушкой, а самоубийство - только инсценировка.

Версия Хлыстова.

Есенин ушел из жизни, но живет неповторимое песенное есенинское слово. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. За личной судьбой поэта встает его время, его эпоха. Из далеких двадцатых годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее.

Время не властно над поэзией Есенина. Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Но каждое новое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, сочувствием к нему, высокими гуманистическими идеалами.

 

 

Заключение.

Поэзия Есенина удивительно проникновенно и ярко выражает главное в характере национального гения нашего народа – огромную душевную широту и любовь к родной земле. Мир вчитывается в стихи Есенина, чтобы увидеть в них нас. Поэт гармонически сочетал в своем творчестве народную поэтическую стихию языка с традициями истинной и высокой русской классической поэзии. Он внес в конструкцию русского стиха живую органику естественной разговорной речи, самые доверительные интонации ее, а также мелодичность песенных основ.

Мир не раз замирал от восторга перед техническими чудесами, но потом привыкал к ним и переставал удивляться. К чуду поэзии нельзя привыкнуть. В нашей новой, стальной, по выражению Есенина, России он стал нужен и дорог людям, как сама прекрасная природа ее. В его творчестве живет свежесть раздольных полей и лесов и непостижимая до конца глубина жизни.

Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей стеᴨени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта - страну октябрьской революции, ᴨȇрвую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы - «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний

 

 

Список литературы.

  1. Кременцов, Л.П. Русская литература XX века  Л.П. Кременцов – Москва: Академия, 2002
  2. Эвентов, И.С. Сергей Есенин И.С. Эвентов– Ленинград: Просвещение, 1978
  3. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002
  4. Розенфельд Б. Литературная энциклопедия. 1930 год
  5. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. Просвещение, 1976
  6. А.Л. Казаков. Как жил Есенин.  1991
  7. И. Эренбург. Смерть Есенина Лит. Россия 1990

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество С.А.Есенина