Жизнь и творчество А. А. Блока

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, доклад

Краткое описание

Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице “торжеством свободы”, принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе.
В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж — за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невы. Тогда же Блока отдали в гимназию.

Оглавление

1. Жизнь и творчество А. А. Блока.
Детство и юность
Зрелые годы
Символизм раннего А. А. Блока
Круг исканий (1903-1906 гг.).
Блоковская критика символизма в 1907-1909 гг.
Литературная позиция А. А. Блока (1909-1911 гг.).
А. А. Блок и кризис русского символизма (1912-1917 гг.).
А. А. Блок после октября. Конец символизма (1918-1921 гг.).

2. Заключение.
3. Список литературы
Жизнь и творчество А. А. Блока.

Файлы: 1 файл

Блок.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

После смерти Блока, Маяковский пишет: “Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры (…). Меня окликнули. Это был Блок (…). Спрашиваю: “Нравится? ” – “Хорошо”, - сказал Блок, а потом прибавил: “У меня в деревне библиотеку сожгли”.

Вот это “хорошо” и это “библиотеку сожгли” было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме “Двенадцать”. Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей. Это объединение двух различных мнений в единое произведение - и есть Александр Блок. В поэме он без прикрас показал весь ужас революции, ее ошибки. Но в то же время он оставил для себя надежду, что все улучшится, что люди поймут свои ошибки и не повторят их. К сожалению, этого не произошло.

После разрыва с самими символистами, Блок меняет свой взгляд и на символизм. В статье “Владимир Соловьев и наши дни” Блок называет идейного учителя символистов 1900-х годов “духовным носителем и вестником тех событий, которым надлежало развернуться в мире”. Ученики Соловьева унаследовали от него это чувство будущего и Блок считает себя обязанным от лица “ соловьевцев” 1900-х годов “указать на то (…) что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий”. Поэтому главное, что подчеркивает Блок в Вл.Соловьеве и его учениках, - это “страшная тревога, беспокойство, способное довести до безумия”.

Однако Блок горько и решительно сознается, что русский символизм не исполнил задуманного. Распад символизма, решительно относимый теперь к сравнительно далекому прошлому (конец 1900-х начало 1910-х годов), Блок объясняет причинами идейными: “Писатели, соединившиеся под знаком “символизма”, в то время разошлись между собой во взглядах и миросозерцаниях”. Это - известная ситуация “кризиса символизма”, когда “Брюсов и его соратники пытались вдвинуть философское и религиозное течение в какие –то школьные рамки”. В итоге “Храм “символизма” опустел, сокровища его бережно унесли с собой немногие: они и разошлись молчаливо и печально по своим одиноким путям”. Блок, очевидно, причисляет себя к тем, кто “бережно унес” и “продолжает хранить” наследие символизма XXв. Но крах символизма для него самого как целого очевиден.

Блок не оставил целостных размышлений о причинах гибели направления, но в его статьях и рецензиях разбросаны важные замечания о том, что именно в наследии символизма губительно. Это - и “яды” индивидуализма, и недосказанность, невыраженность многих важнейших сторон символизма. Это и язык символизма. Его Блок считает, с одной стороны, могучим средством познания мира, с другой, однако, он подчеркивает, что язык этот “условен и непитателен”: отвлекаясь от реального, он представляет “не людей, а некие собирательные существа”.

Блок при всей вере в то, что именно символизм был предвестником “гармонизации” мира, видит его коренной порок в “ непитательности ” – “внежизнености и отвлеченности”. “Современный художник, к кому бы цеху он не относился, - неустанно повторяет Блок,- в работе своей-“натуралист”(…)таскает на плечах грузы психологии, истории, быта ”. Символизм, предвестник новой “музыки” жизни, сам слушал эту музыку только через культуру, пренебрегая “психологией, историей, бытом”.


Заключение.

 

Идеалом Блока была художественная культура. По глубокому убеждению Блока следует стремиться не к “закрытости”, изоляции от других художественных и общественных веяний, а к культуре, открытой всем ветрам истории и искусства. В отличие от ряда символистов, Блок широко и жадно впитывал впечатления окружающего мира. Искусство для Блока определялось не “цеховой” принадлежностью, а способностью” слушать в мире ветер”. Блоку никогда не изменяла “бесстрашная искренность”, которая была в любом его стихотворении. Он хотел быть понятым читателями и надеялся, что когда-нибудь о нем скажут:

 

Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

 

Настоящий художник не уходит из жизни бесслед­но. “Мы умираем, а искусство остается”,— заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пуш­кину. Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако сам же поэт утверждал, что не “угрюмство” — суть его творчества. Она в служе­нии будущему. И в своем последнем стихотворении (“Пушкинскому дому”, 1921, февраль) поэт снова на­поминает нам об этом:

 

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

 

Александр Александрович Блок – замечательный русский поэт, наследник великих традиций Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И выполнив данную работу, я более подробно ознакомилась с его жизнью и творчеством, определила влияние биографии поэта на его поэзию, выявила различия в её раннем и позднем этапах. Кроме того, я узнала об отношении А. А. Блока к символизму и о причинах разногласий и разрыва с поэтами-символистами.

“Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем”. С этим пожеланием Алек­сандр Блок обращается не только к своему давнему корреспонденту, но и к своим читателям.

 


Список использованной литературы:

 

1.      Долгополов Л. «Поэмы Блока и русская поэма конца 19 – начала 20 века»; М.; Л., 1964г.

2.      Венгров Н. «Путь Александра Блока»; М., 1963г.

3.      Долгополов Л. «А. Блок. Личность и творчество»; Л., 1980г.

2

 



Информация о работе Жизнь и творчество А. А. Блока