Женские образы в романе "Преступление и наказание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:37, сочинение

Краткое описание

Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 25.74 Кб (Скачать)

Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюбленная в своего брата до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчету, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нем искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата. 
Авдотья Романовна Раскольникова по первоначальному замыслу должна была сделаться единомышленницей брата. Сохранилась следующая запись Достоевского: «Он непременно сестре (когда та узнала) или вообще говорит о двух разрядах людей и воспламеняет ее этим учением». В окончательном же варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор.  
Линия отношений брата и сестры Раскольниковых – одна из самых сложных в романе. Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению. Он, при всем его эгоизме и холодности, до совершения убийства нежно любил сестру и мать. Мысль о них была одной из причин его решения переступить через закон и через собственную совесть. Но это решение обернулось для него таким непосильным грузом, так непоправимо отрезал он себя от всех честных, чистых людей, что и на любовь уже не стало сил.

Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова.  
Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его  
отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его  
близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой,  
пожалуй, самая большая мука. От П. А. скрывают, что ее сын — убийца,  
а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на  
время уехать. Достоевский показывает драму матери, не знающей о  
преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень  
серьезное, и глубоко страдающей от этого.
 

Все женщины  Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами  уже известные нам образы.

В романе "Преступление и наказание" автор отводит  одно из главных мест образу Сонечки  Мармеладовой, который воплощает  в себя как мировую скорбь, так  и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем  воплотил Достоевский свою идею "Божьего  человека". Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? ".

В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий  заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону  юродивой, недаром она столь часто  сопоставляется с Лизаветой.

Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра  и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Все женские  образы романа вызывают сочувствие у  читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

Все типы представил писатель в своих романах, но сам  остался на стороне кротких и  слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его "бунтарка" Катерина Ивановна, а  тихая и кроткая Сонечка Мармеладова  не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору  в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский  не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в  своем творчестве.

Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная  автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться  с писателем. 
 
 

Информация о работе Женские образы в романе "Преступление и наказание"