Женские образы в романе Пастернака "Доктор Живаго"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:42, сочинение

Краткое описание

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» изображены удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя - Юрия Андреевича Живаго.
Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. В начале романа мы видим двух девочек Надю и Тоню. Во второй части романа узнаём о жизни Ларисы Гишар, Лары. В конце мы знакомимся с еще одним образом - третьей жены Живаго, Марины.

Файлы: 1 файл

Женские образы в романе доктор Живаго.docx

— 14.98 Кб (Скачать)

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» изображены удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя - Юрия Андреевича Живаго.  
    Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. В начале романа мы видим двух девочек Надю и Тоню. Во второй части романа узнаём о жизни Ларисы Гишар, Лары. В конце мы знакомимся с еще одним образом - третьей жены Живаго, Марины.  
    Тоня Громеко – первая жена героя. Они выросли вместе, дружили с детства. Но в один прекрасный момент Юрий вдруг понял, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».  
    Тоня была простой, трогательной, доброй, близкой и родной. Казалось, она была предназначена Живаго самой судьбой. Вспомним тот момент, когда мать Тони, Анна Ивановна благословила Юрия и свою дочь на брак. «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…». Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев.   
    Любовь Юрия к Тоне была тихой и чистой. Эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Этой виной была любовь к Ларисе Гишар. 
    «Лара была самым чистым существом на свете», - говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.   
    Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь вскользь, случайно, не замечая друг друга, и каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.  
    Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. Свеча становится символом их любви – знаком вечного духовного, спасительно огня и жизни.\ 

«…Мело, мело по всей земле 
Во все пределы. 
Свеча горела на столе, 
Свеча горела…» 
   

 Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.  
    Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад.  
    Для Живаго Лара – воплощение природы, женственности, воплощение его идеала.  
    Но внутри героини живет трагедия: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».  
    Лариса не только любящая женщина, она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». 
    Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».  
    В жизни доктора Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина.  
    Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».   
    Через весь роман проходят женские образы, тесно сплетающиеся с судьбой главного героя. Тоня, Лара, Марина…. Они такие разные, но каждая по своему смогла поддержать Юрия Андреевича, подарить свою любовь, стать его спутницей на разных этапах его жизни.


Информация о работе Женские образы в романе Пастернака "Доктор Живаго"