Жаргонная лексика школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

И.С.Тургенев с восхищением писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Но а что мы слышим нынче из уст наших школьников? «У тебя потрясно симпотный прикид». «Мне родичи купили клевый дробильник». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию жаргонной лексики учащихся, определило проблему нашего исследования: «Нужны ли жаргонизмы в нашей речи?».

Оглавление

Введение. Стр. 3
Интерес к исследованиям жаргона. Стр. 4-5
Лексика русского языка. Стр. 6
Жаргонная лексика. Стр. 7
Лингвистическое исследование. Стр. 8-14
Заключение. Стр. 15
Список литературы. Стр. 16

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 133.75 Кб (Скачать)

6. Учеба: контрошка (контрольная работа), домашка (домашнее задание), хвост (долг), палка, колышка (единица), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), срезаться, провалиться (не сдать экзамен или зачет), класска (классная работа); школота (школьники)

7. Продукты питания: хавка, хавать, хавчик (перекусить, поесть), магзик (магазин), столовка (столовая), закусон (закусить);

8. Деньги: бабки, бабло, зелень, баксы, штука; палтус (50 рублей), рыженькая (5000), стольник (100 рублей) косарь (1000 рублей), рыженькая (5000 рублей), 500 (пятихатка).

9. Слова-оценки: классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф, окейно, жара, огонь, четко, супер, офигенно, норм, путем (хорошо, отлично), прикольно, каза  (интересно), круто (лучший, богатый), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, косяк, отстойно, пипец, писец (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое); лол, троль (смешно), мегусто (нравится)

10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвяжись, отцепись,заткнись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), свалить, слинять, смотать (сбежать с урока), слизать (списывать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

11.Слова, обозначающие людей  по их качеству характера: крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара,  ботаник, тормоз, шестерка, бык, чурка, дятел, козел, чмо, жук, дылда, корова, шестерка, ололош (ребенок), скотина, еж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной работе мы попытались рассмотреть происхождение  данных жаргонизмов:

1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);

2.Путем перехода общеупотребительных  слов в жаргонизмы с новым  лексическим значением: крутой (крутая гора) – крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) – тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) – липовый (фальшивка, подделка);

3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) – день рождения, стрит (из английского языка) – улица, мен (из английского языка) – парень; гамаешь (играешь), вумен (женщина), клаб, пати (клуб,вечеринка), бой (мальчик), герл (девушка).

4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер);

5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. На вопрос, для чего употребляются  жаргонизмы учащимися, были получены следующие  данные:

 

5 класс

7 класс

8класс

9класс

10класс

11класс

Всего

Модно, современно

2

3

4

3

1

2

15

Нужны в речи для связи слов

1

2

2

2

2

1

10

Делают речь понятнее

1

1

2

1

-

1

6

Что-то другое

-

2

2

1

-

-

5


 

Рассмотрев данный вопрос, можно  сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов  – организовать общение среди  сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью.

 

Данные на вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргонной лексики, мы отобразили в диаграмме:

 

   В диаграмме наглядно видим, что 36 человек, из них 4 – учащиеся 5 класса -  могут обойтись беж жаргонной лексики; из 8 человек  7 класса не могут обойтись 5 человек; не думали об этом – 2, нет – 1. Из 10 человек 8-го класса могут обойтись без жаргонной лексики 1, нет – 8, не знают – 1. Из 7 человек 9-го класса, 7 не могут обойтись, из 10 класса – 1 человек может обойтись без жаргонизмов, 1 – нет, 1 – не знает. Из 4 учащихся 11 класса - 1 могут обойтись, 2 – нет.

 

Стараетесь  ли вы обойтись без них?

На данный вопрос 10 человек ответили, что не задумывались над этим вопросом; 17 учащихся не стараются и только 9 школьников ответили «да».

      Следующая диаграмма отображает результаты вопроса «Нужны ли жаргонизмы в речи учащихся?»

   

21 учащийся считает, что жаргонизмы нужны и необходимы в их речи;  8 школьников ответили «нет»; а 7 – не думали об этом.

В каком кругу вы используете  жаргонную лексику? Рассмотрев этот вопрос исследовательской работы, мы еще раз убедились в том, что  жаргонная лексика школьников –  это способ общения в кругу  друзей, способ создания своего языка. Это подтверждают 25 учащихся; 4 человека используют жаргонизмы в общении с родителями и 3 с учителями. Результаты даны в таблице:

 

5 класс

7 класс

8 класс

9

класс

10 класс

11 класс

В кругу друзей

2

7

8

4

2

2

С родителями

-

1

1

2

-

-

С учителями

-

-

1

1

1

-

Что-то другое

2

-

-

-

-

2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев лингвистическое исследование и изучив жаргонную лексику учащихся можно сделать следующие выводы:

1. Основная причина появления  молодежного жаргона состоит  в желании иметь «свой» язык, «свой» мир, организовать общение  среди сверстников, в пристрастии  к «модным словечкам».

2. В своей среде учащиеся пользуются  жаргонными словами, в общении  же с взрослыми, в официальных  ситуациях переходят на литературный  язык.

3. Понимая, что жаргон засоряет  речь, школьники вместе с тем  прибегают к жаргонной лексике  и считают его нужным и необходимым  в их речи.

4. В речи учащихся много слов- арго (речь низов общества, уголовного мира: воров, мошенников). Поэтому язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество.

5. С помощью жаргонной лексики  невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.

6. Чрезмерное  и бездумное употребление  жаргонизмов засоряет и огрубляет  нашу разговорную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Все обо всем: Популярная энциклопедия  для детей: Т.1. / Под ред. В.  В.   Славнина – М., 1994.

2. Русский язык: Энциклопедия. / Под  ред. Ю. Н. Караулова – М., 2003.

3. Русский язык: Энциклопедия: Золотой  фонд. – М.: Дрофа, 2003.

4. Франклин Фолсом. Книга о языке. – М., 1974.

5. Я познаю мир: Культура. / Сост. Н. В. Чудакова – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Жаргонная лексика школьников