Зарубежная литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:02, курс лекций

Краткое описание

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря. Ее письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской. Эстетика античной литературы

Файлы: 1 файл

Зарубежная литература.doc

— 1.96 Мб (Скачать)

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому[8], у Ивика[9] и других поэтов[10], писателей[11] и мифографов[12]. При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери[13].

Эти детали таковы: предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида[14]. Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове[15], а Прометей воспринял её из головы Зевса[16] (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса[17]). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии)[18]. О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне[19] и у орфиков[20]. ПоЛикофрону, Афина родилась у Зевса на третий день[21].

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь[22]. Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите[23]. В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович)[24].

Родители: Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители:

мать:

океанида Метида, богиня мудрости — от Зевса

По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса[25].

нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона)

отец:

Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично.

Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь.

Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды[26].

гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу.

смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Места рождения. Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии[27]. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды[28]. Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини[29]. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой[30]. Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор[31].

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний  запад Фессалии[32].

Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида[33].

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии[34], где она была выкормлена местным жителем[35].

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа)[36], в этот день суды были закрыты[37]. Согласно «Хронике Евсевия», дева (Афина) появилась на озере Тритон в 237 году от Авраама (1780 год до н. э.)[38].

Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа«Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом[39].

Суд за Аттику

Другой важный мифологический сюжет об Афине рассказывает о том, как она получила владычество  над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. В сохранившихся текстах раннего эпоса сюжет не упоминается, связный рассказ о споре за владение городом (по версии, даже первым городом на Земле[40]) приводит «Мифологическая библиотека» Псевдо-Аполлодора (III 14, 1).

Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне[41] (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастилаоливковое дерево (маслину)[42]. Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно упоминаниям Каллимаха и Нонна, их судьей был Кекроп-змея[43], судьями называли также либо Краная, либо Эрисихтона[44]. По другому сказанию, судили двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом, а свидетелем былКекроп-змея[45]; либо судил один Зевс[40].

Позднейшую  версию мифа приводит Варрон. Когда в городе появилось оливковое дерево, а в другом месте вода, царь Кекроп послал в Дельфы и по велению оракула поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона, а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имени матери и никто не должен был называть женщин афинянками[46].

Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября), и этот день афиняне  изымали из календаря[47]. «Хроника Евсевия» датирует появление оливы и процесс 466 либо 483 годом от Авраама (1551 либо 1534 год до н. э.). Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона; в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своем состязании с Арахной.

Афина, Гефест и Эрихтоний

Несмотря на то, что в классической мифологии  Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной иГефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов[48]; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причем Посейдон подговорил его просить в жены Афину[49]; по Лукиану, в награду за помощь при родах[50]), и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться.

По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором[51]), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий[52]), но Афина защищалась с оружием в руках[49] и ранила его копьем. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю[53] (по более простой версии, он пустил семя сразу в землю[54]), после чего Гея-земля родила младенца[55].

Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так  и сыном Гефеста и Афины[56], а имя истолковывали от «эрион» — шерсть (либо «эрис» — раздор[52]) и «хтон» — земля[57]. В «Хронике Евсевия» Эрихтоний отождествлялся с Эрехтеем, упоминаемым Гомером, а его рождение датировалось 532 годом от Авраама (1485 год до н. э.). Гомер в «Илиаде» упоминает воспитание Афиной Эрехтея, рождённого Геей, в её храме (II 547—551), а в «Одиссее» — дом Эрехтея, который посещает Афина (VII 81). Изображение убегающей от Гефеста Афины было в спартанском храме Афины Меднодомной.

Афина тайно воспитывала  Эрихтония, желая сделать бессмертным (по Нонну, богиня вскормила его грудью[58]), и отдала в ларце (либо в корзинке[59]) на сохранение Пандросе, дочери Кекропа[60](либо трем дочерям: Аглавре, Герсе и Пандросе[61]), запретив открывать. Эти три дочери танцевали на лугу перед храмом Паллады[62]. Еврипид рассказывает, что Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям[63]. Такой амулет из пары драконов упомянут в сцене узнавания в трагедии «Ион»[64].

Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец[65] и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть[66]. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополексоан Афины и учредил Панафинеи[53], впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе[54]. Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады[67].

По описанию Еврипида, в  ковре для священного шатра афинян в Дельфах было выткано, как перед  дочерьми Кекропа «клубилось тело»[68]. Согласно гипотезе Павсания, змея, изображенная возле статуи Афины в Парфеноне — это Эрихтоний[69]. Миф также упоминают Лукиан и Павсаний[70].

Изобретение флейты

Миф об изобретении  богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами[71]. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именемБомбилея[72], то есть Афина «пчелиная», «жужжащая»[73]). Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки[74]. Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона[75]. Эпихармупоминает, что она играла перед Диоскурами на авлосе[76].

По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей  кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки[77], и бросила флейту[78] в Идейском лесу[79], либо выбросила флейту в водыМеандра[80]. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий[81]. (Павсаний также упоминает статую Афины, бьющей силена Марсия, который поднял флейту[82]). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу[83]. Аристотель дает мифу свое истолкование[84]. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.

Участие в гигантомахии

Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет[85]. Эту битву локализуют на Флегрейских полях[86]. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богамГеракла[87], но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибелиЭпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой[88].

Другие подробности  битвы с гигантами изображались на щите статуи Афины Парфенос. В трагедии Еврипида «Ион» афинские женщины обсуждают это изображение: Афина, держащая щит с Горгоной на нём, выступает против Энкелада[89]. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада[90], а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию[91]. С Палланта Афина содрала кожу и покрывала ею свое тело[92]. Каллимах подчёркивает заботу Афины о своих конях после битвы[93]

Троянская война

Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда (см. ниже).

Афина и троянский конь

Связь Афины  с троянским конём, положившим конец  войне, крайне тесна. Во-первых, ей принадлежит  замысел коня, во-вторых, коня называют приношением ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует взятию Трои с его помощью. Еврипид отмечает, что Илион разрушен «злобою Паллады»[94] и её силой[95].

Так, Эпей построил троянского коня по её замыслу и с её помощью[96]. Квинт Смирнский в поэме «После Гомера» подробно излагает, что Эпей научился своему ремеслу от Афины (XII 85), Афина является во сне Эпею (XII 109—121). За три дня, благодаря Афине, конь был завершен (XII 154), и Эпей просит Афину благословить его работу (XII 159—163). Позже Эпей посвятил свои инструменты в храм Афины Миндии[97]. (Жители Метапонта показывали в храме Афины эти железные орудия, которыми Эпей соорудил коня[98]).

Кроме того, Афина приняла  облик вестника и советовала Одиссею  спрятать в коне ахейских героев[99]. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода[100].

Когда план приводят в действие, перебежчик Синон говорит троянцам, что этот дар Афине всегда будет охранять их город вместо палладия[101]. Посвящение коня Афине (и даже соответствующую надпись на нём[102]) упоминают многие авторы[103].

Афина подает дурные знаки (землетрясение) после предложения Лаокоонауничтожить коня[104]; радуется, когда троянцы не верят Лаокоону и решают втащить коня в город[105], и насылает змей на сыновей Лаокоона[106]. Богиня сама незримо помогала троянцам тащить коня[107] к храму Афины[108]. Гомерупоминает, что Афина заставляет Елену отойти от троянского коня[109]. Трифиодорболее подробно описывает, что Елена пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня[110], вызывая героев по именам, однако появилась Афина, видимая только Елене, и заставила её уйти[111].

А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой[112]. Когда началось избиение, она закричала и подняла эгиду[113].

Изобретения Афины

Афина cчиталась основательницей

  • государства,
  • колесницы,
  • корабля
  • флейты и трубы,
  • изобрела войны[117].
  • керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
  • научила ткачеству, прядению и кулинарии
  • учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

Информация о работе Зарубежная литература