Западноевропейский романтизм. Общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:51, курс лекций

Краткое описание

Мощным культурным движением и господствующем направлением первым 19 ст., выразившийся во всех областях искусства, становится романтизм., имевший национальные особенности в каждой из европейских стран:
• в Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствованием и логически-синтетическим видением мира.
• во Франции романтизм сформировался к 1820 гг. Осознавал себя прежде всего антитезой классицизму, отличался психологизмом, аналитичностью, пессимистической картиной мира, мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии.
• в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18 ст., и тяготел к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы.

Файлы: 1 файл

Зарубежка.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 Контекст  всех романов расширяется благодаря  включению в повествование пейзажа, который становится поводом философствования героя. Основой худ-ого метода В.С. был романтизм, который определил структуру его произведений: сюжеты всегда сложные (авантюрно-приключенческие, важное место в них отведено случайностям, изменяющим ход событий). В его романах присутствуют фантастические элементы, идеализированные байронические характеры действуют наряду с реалистичными образами. В романах В.С. достоверно описываются быт, нравы, эволюция исторических событий, связи прошлого  настоящего.

 По  тематике и проблематике его романы делятся на 2 группы:

  1. шотландский цикл (1814-1820 гг.): «Уэверли», «Пуритане», «Эдинбургская темница», «Пертская красавица» - в них воспроизводится история гибели патриархальной Каледонии и постепенное превращение ее в современную буржуазную Шотландию. Характерной особенностью языка этих романов стало включение в диалог местного диалекта, который подчеркивает национальность героев.
  2. романы о средневековой Англии и Европы: «Айвенго», «Квентин Дерво», «Монастырь», «Талисман» - в них детально передан колорит средневековья, выраженный в реалиях быта, обычаях, описании речи, балладной традиции.

Действие  всех романов динамично, герои индивидуализированы, описание личных судеб соединено  с историческими событиями.

Тема: Литература американского романтизма

  1. Общ. хар-ка
  2. Тв. Купера
  3. Тв. По
  4. Тв. Готорна
  5. Тв. Мелвилла
    1. 19 ст. в истории американской лит-ры – это век романтизма. Как литературное направление романтизм главенствовал с 1820-х гг. до окончания гражданской войны между севером и югом (1861 – 1865 гг). Хронологические рамки американского романтизма обусловлены существованием фронтира, т.е. подвижной границы между цивилизацией белых поселений и остальной частью материка. за линией фронтира располагались свободные индейские поселения. Общество фронтира до конца 1870-х гг. сохраняло докапиталический уклад и задерживало развитие капитализма по всей стране. Существование фронтира обусловило длительное существование романтизма и позднее становление реалистической литры. Предпосылками для формирования американского романтизма были:
    1. предромантическая литра
    2. американская буржуазная революция и война за независимость (1775-1783 гг.)
    3. Аболиционизм – движение за отмену рабства негров

 После победы в войне за независимость  в национальном сознании американцев  укрепляется вера в особый путь и высшее предназначение Америки, которая представляется страной безграничных возможностей, этот комплекс представлений стал называться  американская мечта.

 Постепенно  мечта о свободном и счастливом обществе деформируется и вырождается  в жажду материального успеха любыми средствами. Кроме того, сохранение социального и имущественного неравенства, рабство в южных штатах приводит к разочарованию и поиску писателями романтического идеала, противостоящего реальности и лежащего за его пределами. Центральной проблемой американского романтизма на всех этапах его развития была проблема личности – писатели-романтики, опираясь на американский фольклор, делают главным героем персонажа смелого, сильного, предприимчивого, осваивающего неизведанные земли, независимого, который сам создает себя и утверждает в столкновении природы и общества.

 Американский  романтизм прошел 3 этапа:

  1. ранний романтизм (1820-1830 гг.). Американская литра получает международное признание. Ведется поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика: война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев, которые идеализируются и изображаются как альтернатива буржуазному укладу, свободная морская стихия, европейская история (Ирвинг, Купер, Брайант, Кеннеди). Важную роль с середины 30-х гг. начинает играть литературно-философское течение трансцендентализм. Возникло в 1836 году в Бостоне, название связано с философией Канта и подразумевало постижение истины через откровение, интуицию. Трансцендентализм обращался к этической проблематике, отличался символизмом мироощущения, критиковал буржуазный строй и постулировал самосовершенствование личности (Ральф Эмерсон, Джон Ридли, Маргарет Фуллер, Генри Дэвид Торо, Эмили Диккенсон).
  2. зрелый романтизм (1840-1850 гг.). Усиливается разрыв между действительностью и романтическим идеалом, появляется пессимизм, ощущение несовершенства мира и человека, мотивы скорби и тоски, герои теперь с раздвоенным сознанием. В художественный язык пронимает символика. В тексте проявляются элементы сверхъестественного и мистического (По, Мелвилл, Готорн, Того, Диккенсон, Лонгфелло).
  3. поздний романтизм (1860 гг.) – это период кризиса, резкого размежевания в связи Гражданской войной: с одной стороны, развивается литра аболиционизма, протестующая в рамках романа против рабства(Лонгфелло, Того, Эмерсон, Бичер-Стоу), с другой стороны, развивается литра юга, романтизирующая и идеализирующая рыцарство юга и реакционно построенный уклад (Кеннеди, Синс).
 
    1. Первым всемирно известным американским прозаиком, основоположником авантюрного, исторического, социального романа США был Джеймс Фенимор Купер (1789-1851 гг.). творчество Купера делят на 3 периода:
  1. 1821-1826 гг. – Купер верит в американскую мечту, прославляется американскую революцию, независимость и полагает, что американская литра тоже должна быть суверенной от английской. В 1821 г. Купер публикует роман «Шпион». В 1823 г. – роман «Лоцман» - морской роман, насыщенный приключениями, в котором загадочные и таинственные события сочетаются с описанием исторических реалий и лиц. Впервые здесь выступает как маринист, т.е. изображает романтически-прекрасную стихию и морские приключения. Уже на раннем этапе проявляется характерная особенность последующих произведений – картины природы становятся символом душевных переживаний героя.
  1. 1826-1833 – после путешествия по Европе пишет романы, посвященные европейскому прошлому, герои которых борются с тиранией аристократа («Палач», «Браво», Гейденмауэр»).
  2. 1833-1855гг. – связан с нарастанием пессимизма, интересом к религиозным вопросам. Главным приемом становится аллегоричность в повествовании сюжета («Морские львы», «На сцене», «На море», «Охотник за пчелами»). Несмотря на слабую характеристику персонажей, тривиальность сюжета многих куперовских романов, в них есть 2 важнейших достижения:

-  повествование  ведется как от первого лица, так и от нескольких

- его  герои – носители общечеловеческих  качеств

 Главным достижением Купера является пенталогия о Кожаном чулке:

 «Пионеры» (1823)

 «Последний  из могикан» (1826)

 «Прерия» (1827)

 «Следопыт» (1840)

 «Зверобой» (1841)

 Она является художественной историей американского  фронтира, историей движения американской нации с востока на запад. Все  романы объединены образом Натаниэля  Бампо, в судьбе которого выразилась история завоевания континента, история становления американской буржуазной цивилизации, а также история нравственных потерь нации в связи с расширением территорий. Все романы имеют примерно одно сюжетное построение, сквозной темой является трагическая судьба американских индейцев, гибнущих от рук цивилизованных белых, чья свободная жизнь, связанная с природой, идеализируется и противостоит буржуазному миру.

    1. Эдгар Аллан По (1809-1846 гг.) – поэт, прозаик, журналист, литературный критик, классик американской литры. Наряду с Ирвингом и Роторном считается создателем американской романтической новеллы и, кроме того, основоположник детективного жанра.
 
 
 

  

Информация о работе Западноевропейский романтизм. Общая характеристика