Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие устной речи учащихся………………………………7
1.1.Развитие устной речи как социальная и методическая проблема……………………………………………….……………………….7
1.2.Пересказы художественного текста……………………….……..13
Глава II. Выразительное чтение как органическая часть анализа художественных произведений………………………………………………20
2.1 Навык чтения (критерии). Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению……………………………….………….20
2.2. Средства речевой выразительности……………………………28
Глава III. Методика обучения выразительному чтению и рассказыванию на уроках литературы в средней школе…………………..37
3.1. Основы методики выразительного чтения в школе……………..37
3.2. Приемы и упражнения для обучения выразительному чтению……………………………………………………………………..…..46
3.3. Формирование навыков выразительного чтения лирического произведения………………………………..………………………………….55
Глава IV. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся………………………………………...75
4.1. Поэтический мир И.А. Бунина на уроках литературы в 6-м классе (система уроков)………………………………………………………82
Заключение……………………………………………………………..95
Список использованной литературы…………………………..……98

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.docx

— 160.60 Кб (Скачать)

2. Выразительное чтение  стихотворения учителем:

У. А теперь послушаем голос самого поэта. Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал, когда ему было почти сорок лет.

Какое чувство, настроение передаёт поэт в этом стихотворении?

Учитель выразительно читает текст стихотворения И. А. Бунина «Детство».

3. Беседа (выявление эмоционального  восприятия):

Примерное направление беседы: Вспоминая детство, поэт испытывает радостные, светлые чувства. Он счастлив.

4. Задание к стихотворению:

У. Докажите, что в стихотворении передаются именно такие чувства, такое настроение. Для этого найдите в тексте стихотворения те слова, которые помогают нам почувствовать это настроение.

Некоторое время учащиеся работают самостоятельно, затем вместе с учителем выписывают в тетради нужные цитаты из стихотворения. Учитель работает на доске.

«жарче день», «сладостней», «весело», «солнечные палаты», «красна», «тепла», «солнце», «солнечный свет», «зной» и др.

В стихотворении создаётся яркая светлая картина, поэт передаёт счастливое, радостное настроение.

5. Работа над выразительным  чтением стихотворения (р/р):

У. Попробуйте дать рекомендации к исполнению этого стихотворения. Его нужно исполнить так, чтобы передать то настроение, которое мы в нём отметили. Какими должны быть тон, темп, интонация стихотворения?

у. – тон должен быть возвышенным, приподнятым;

- нужно сделать логическое  ударение на тех словах, которые  мы выписали в тетрадь, потому  что именно они создают основное  настроение стихотворения и т. д.

После этого несколько учеников выразительно читают стихотворение или одну строфу из стихотворения. Каждое исполнение оценивается одноклассниками примерно по такой схеме:

- Удалось ли чтецу передать  основное настроение стихотворения?

- Если нет, то почему, какими  из рекомендаций исполнитель  пренебрёг?

- Советы и пожелания  чтецу.

III. Оценивание работы  класса на уроке, выставление  оценок за активную работу  на уроке.

IV. Домашнее задание:

К следующему уроку: 1. Прочитать отрывок из романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (с. 72 – 73 учебника);

2. Письменно ответить  на вопросы:

- Какие чувства выражает  автор в этом прозаическом  отрывке?

- Похожи ли эти чувства  на те, которые выражает поэт  в стихотворении «Детство»?

К заключительному уроку по этой теме ученики получают индивидуальные задания: подготовить исполнение стихотворений И. А. Бунина «Летняя ночь» (2 чел.), «Детство» (1 чел), «Помню долгий зимний вечер…» (2 чел), «Первый утренник, серебряный мороз!..» (1 чел.), «На окне, серебряном от инея…» (1 чел.) и лирической прозы И. А. Бунина (5 – 6 чел) [24].

 

Уроки 2 – 3: Поэтический мир И. А. Бунина.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: смешанный.

Цели:

1. Создать условия для  формирования у учащихся понятия  о поэтическом мире как одной  из категорий лирики; создать  условия для формирования представления  о поэтическом мире И. А. Бунина.

2. создать условия для  развития умения «слышать» и  чувствовать лирическую эмоцию, что является необходимым для  формирования эмоциональной отзывчивости.

3. Р/р. – создание условий для развития умения создавать собственное лирическое высказывание (письменный лирический текст);

- работа над выразительным  исполнением лирического стихотворения  и лирической прозы.

Средства обучения:

фотография И. А. Бунина, 1914г.;

тексты стихотворений И. А. Бунина: «Детство», «Первый утренник, серебряный мороз…», «На окне, серебряном от инея…» и отрывка из романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева».

Ход урока

I. Вступительный этап:

1. Творческое задание (р/р):

У. В лирике выражаются чувства и эмоции по поводу того или иного явления. Вспомните, в стихотворении А. А. Фета особенные чувства вызвала зимняя берёза. Давайте и мы с вами вспомним любое зимнее дерево, и напишем о нём небольшое (4 – 5 предложений) сочинение – лирическую прозу.

Несколько учеников зачитывают свои сочинения. Одноклассники оценивают примерно по такой схеме:

Получилось ли у автора сочинения написать лирическую прозу?

Какое чувство (чувства) передал он в своём сочинении?

Каким в его сочинении предстаёт зимнее дерево?

Беседа (введение теоретико-литературного понятия «поэтический мир»):

У. Сейчас каждый из вас представил зимнее дерево, но почему-то нет двух одинаковых деревьев. Как вы думаете, почему?

у. Мы все представили себе разные деревья, потому что мы сами разные.

У. То есть мы все по-разному видим то, что нас окружает, а поэтому по-разному представляем себе мир. Можно даже сказать, что у каждого из нас есть свой мир – тот, который мы себе представляем. А среди нас иногда появляются такие особенные люди – поэты-лирики. Как вы думаете, чем будет отличаться представление о мире поэта от представления обычных людей?

у. Поэт всё воспринимает через чувства, эмоции. Он умеет замечать то, что не заметит обычный человек и т.п.

У. Итак, у поэта тоже есть свой мир. Мир поэта, или поэтический мир.

На доске (учитель) и в тетрадях записывается определение понятия «поэтический мир»:

Поэтический мир – мир, который поэт-лирик воспринимает и отражает в своих произведениях (лирических стихотворениях, лирической прозе).

У. Как же мы можем узнать, каков поэтический мир того или иного поэта?

у. Читая его произведения, каждое произведение поэта – частичка его поэтического мира.

У. Сегодня мы с вами попытаемся прикоснуться к поэтическому миру И. А. Бунина. Начнём мы со стихотворения «Детство», которое мы читали и о котором говорили на прошлом уроке.

II. Работа со стихотворением  «Детство»:

1. Выразительное чтение  стихотворения учащимися:

1 – 2 ученика выразительно  читают стихотворение «Детство», каждое исполнение оценивается  одноклассниками по той же  примерной схеме, как на прошлом  уроке.

2. Работа с текстом  стихотворения «Детство»:

У. Мы уже с вами определили основное настроение стихотворения, посмотрели с помощью каких слов это настроение создаётся, а сегодня мы посмотрим, каким предстаёт мир в этом стихотворении. Как вообще мы можем получить представление о мире?

у. – увидеть, услышать, почувствовать и т. п.

У. Найдите в тексте стихотворения слова, с помощью которых создаётся картина мира в стихотворении.

Выполняя это задание коллективно с помощью учителя, учащиеся приходят к выводу, что мир в стихотворении предстаёт и в зрительных образах, и в осязательных, и даже в запахах. На доске и в тетрадях по ходу выполнения задания делаются следующие записи:

И. А. Бунин «Детство».

зрение: «солнечные палаты», «блеск», «яркий свет», «ствол – гигант, тяжёлый, величавый» и др.;

осязание: «песок как шёлк», кора «груба», «тепла»;

запахи: «сухой смолистый аромат», «пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света».

После проведённой работы со стихотворением делается предварительный вывод – в стихотворении И. А. Бунина мир предстаёт очень ярко, его можно и увидеть, и почувствовать, и даже понюхать.

III. Работа с отрывком  из романа И. А. Бунина «Жизнь  Арсеньева».

1. Проверка домашнего  задания к уроку:

У. Наш вывод относится к одному стихотворению, но ведь оно может быть исключением и это больше не повторится. Дома вы должны были сравнить лирическую прозу Бунина со стихотворением. Так похожие или разные чувства выражает поэт в стихотворении «Детство» и в прозаическом отрывке?

Отвечают 2 – 3 ученика.

Предполагаемый ответ: и в том, и в другом произведении поэт вспоминает своё детство и выражает похожие светлые, радостные чувства; показывает своё единение с окружающим его миром природы.

2. Задание к тексту  прозаического отрывка:

У. Каков мир в прозаическом отрывке? Он похож на тот, который отражён в стихотворении? Если да, то чем?

у. Мир в лирической прозе И. А. Бунина тоже можно и увидеть («солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени»), и услышать (точнее не услышать – «вечная тишина этих полей, их загадочное молчание»), и ощутить («лежу на зелёной холодеющей траве»). То есть, несмотря на то что вроде бы картины в стихотворении и в прозе разные (там лес, здесь поле, двор усадьбы и т. п.), они создаются похожими средствами.

IV. Работа со стихотворениями  «Первый утренник, серебряный мороз!..»  и «На окне, серебряном от инея..» (по группам).

Задание для самостоятельной работы по группам:

Первая группа работает со стихотворением «Первый утренник, серебряный мороз…», вторая – со стихотворением «На окне, серебряном от инея…».

Задания:

Подготовить выразительное исполнение стихотворения (1 – 2 человека от группы).

Описать картину, которая создаётся в стихотворении. Ответить на вопрос, как она создаётся?

2. Выразительное чтение  учащимися стихотворений.

(каждое исполнение оценивается одноклассниками).

3. Беседа (по заданию к  стихотворениям).

В ходе беседы делается вывод, что и в этих стихотворениях И. А. Бунина мир, картина мира создана очень яркой, легко представляемой.

V. Подведение итогов:

Учитель просит учащихся самостоятельно сделать вывод о том, каков поэтический мир И. А. Бунина. Наиболее удачная формулировка фиксируется учителем на доске, учениками в тетрадях.

Например, поэтический мир И. А. Бунина:

- очень яркие «картины  мира», их можно увидеть, услышать, почувствовать…

VI. Оценивание работы класса  на уроке, выставление оценок  за работу на уроке.

VII. Домашнее задание:

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о поэтическом мире И. А. Бунина, используя материал урока и учебника (1 чел.).

Индивидуальные задания с прошлого урока (подготовить исполнение стихотворений и лирической прозы И. А. Бунина).

Всему классу: выучить наизусть и подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения И. А. Бунина.

Материалы для индивидуальной подготовки учащихся к заключительному уроку по теме «Творчество И. А. Бунина»:

Перед заключительным уроком необходимо провести дополнительную работу, цель которой помочь учащимся глубже понять лирические произведения И. А. Бунина и подготовить их к выразительному исполнению стихотворений и лирической прозы поэта на уроке – «празднике читательских удовольствий». Для этого необходимо выяснить вместе с учениками необходимые тон, темп, интонацию и т. п. исполнения [24].

Примерная «партитура» исполнения стихотворений И. А. Бунина «Первый утренник, серебряный мороз!..» и «На окне, серебряном от инея…»:

* * *

Первый утренник, / серебряный мороз!/

Тишина / и звонкий холод на заре./

Свежим глянцем зеленеет след колёс/

На серебряном просторе, / на дворе./

 

Я в холодный, обнажённый сад пойду - /

Весь рассеян по земле его наряд./

Бирюзой сияет небо, / а в саду /

Красным пламенем настурции горят./

 

Первый утренник / - предвестник зимних дней./

Но сияет небо ярче с высоты,/

Сердце стало и трезвей / и холодней./

Но как пламя рдеют поздние цветы. 

* * *

На окне, серебряном от инея,/

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стёклах – небо ярко синее

И застреха в снеговой пыли./

 

Всходит солнце, бодрое от холода,/

Золотится отблеском окно./

Утро тихо, / радостно / и молодо.

Белым снегом всё запушено./

 

И всё утро, яркие и чистые,/

Буду видеть краски в вышине,/

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моём окне [1].

 

Знак / обозначает место, где нужно сделать паузу.

 

Урок 4. Неповторимый мир лирики И. А. Бунина.

(праздник читательских  удовольствий)

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок художественного восприятия лирического произведения.

Цели:

1. Обобщить знания учащихся  о лирике И. А. Бунина.

2. Развивать умение слушать  и слышать лирическое произведение.

3. Р/р. развивать умение исполнения лирического произведения.

Средства обучения:

фотография И. А. Бунина, 1914г.;

тексты стихотворений И. А. Бунина;

Информация о работе Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся