Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что пьесы Булгакова были включены в репертуар МХАТа и самого автора после распоряжения Сталина приняли на работу в театр, его пьесы анализировались мало. Из всего творчества писателя критики в основном обращались к романам «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Другие произведения анализировались мало.
Практически нет работ по изучению пространственно-временных категорий, а они являются очень важными при изучении не только самих произведений Булгакова, но и понимание его мировоззренческих позиций.

Оглавление

Введение.
1.Актуальность исследования.
2.Материалы исследования.
3.Цели работы.
4.Методика исследования.
5.Обзор литературы вопроса:
а) литература о художественном времени и пространстве в истории
литературы.
б) литература о драматургии Булгакова.
в) литература о художественном времени и пространстве у Булгакова

ГЛАВА 1. Пространство в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.8

ГЛАВА 2. Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»
Стр.21



Заключение

Файлы: 1 файл

Semchenkova.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

Топос Провала со своим значением пограничности может быть соотнесен с  Голубой Вертикалью в топосе Москвы XXIII века, так как она является границей «той части Москвы Великой, которая носит название Блаженства»(3, 390)

Таким образом, коммунальную квартиру, в которой живет Рейн (Тимофеев), а точнее его комнату, можно сравнить с «нехорошей квартирой» в романе «Мастер и Маргарита». Коммунальная квартира Рейна (Тимофеева)—  это окно в другие времена, эпохи. Поэтому пространство этой квартиры  становится безграничным. Нахождение в другом времени длится часами,  днями, неделями, а время в этой квартире идет обычным ходом. В романе «Мастер и Маргарита» в квартире № 50 пространство становится  безграничным, благодаря «пятому измерению».

В комедии «Блаженство» Радаманов говорит о путниках: «Радаманов. Трое свалились к нам из четвёртого измерения» (3, 394). Здесь это «четвертое измерение» имеет такое же значение, что и «пятое измерение» в «Мастере и Маргарите». То есть Радаманов говорит о том, что в одном пространстве совмещены несколько измерений (в данном случае в одном пространстве существует несколько времен), именно поэтому стало возможным перемещение  из одного времени в другое. То есть рядом с нами существуют другие измерения, в которых живут люди других времён, эпох. И перемещение из одного измерения в другое и вызывает у Булгакова отрицательное отношение, и  поэтому коммунальную квартиру Булгаков называет нехорошей квартирой.

 

 

 

В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» Булгаков изображает пространство Москвы, но в разные эпохи: Москву времени правления Иоанна  Грозного( XVI век), Москву эпохи Сталина ( конец 20-х годов ХХ века),  Москву ХХШ века. Таким образом, писатель берет одно географическое  пространство (город Москва) и изображает его в разные времена для того, чтобы посмотреть и сравнить людей настоящего,  прошедшего и будущего в  переломные моменты истории: ХVI век — деспотия Иоанна Грозного, ХХ век- диктатура пролетариата и первые шаги к построению коммунизма и  бесклассового общества. А также показать государственный строй нашей страны и дать ему оценку.

В фабулах комедии можно выделить несколько топосов: топос Москвы XVI века, топос Москвы ХХ века ( эти топосы можно выделить и в комедии  «Блаженство», и в комедии «Иван Васильевич»), а также топос Москвы XXIII  века, топос Сна и топос Провала ( в комедии «Блаженство»).

Для творчества Булгакова характерен прием встраивания одного хронотопа в другой, или прием «театр в театре». В комедии «Блаженство» после работы машины времени появляется топос Провала, который пристраивается к покусу комнаты инженера Рейна (Тимофеева) и при этом его расширяет: «Бросается к механизму и выключает его, отчего в то же мгновение исчезает и палата, и стрелецкий голова и прекращается шум. Только на месте, где была стенка комнаты Михельсона, остается небольшой темный провал» (3, 387). Топос Провала — пограничный топос, так как именно через него происходит перемещение из настоящего (топоса Москвы ХХ века) в прошлое (топос Москвы XVI века) и будущее (топос Москвы ХХШ века). Топос Провала — это вневременная реальность. Топос Провала вызывает у читателей ощущение прохлады, сырости, какого-то мрака, ощущение, будто там обитают темные силы. Поэтому, на наш взгляд, не зря появление из Провала Юрия Милославского, отрицательного героя комедии «Блаженство».

В финале романа «Мастер и Маргарита» Воланд вместе со свитой кидается  в провал. (5, 372). Есть версия, что слово «хаос» имеет значение - «пропасть, бездна, расщелина, щель», «Провал» - из того же ряда.

Кроме того, локус комнаты инженера Рейна (Тимофеева) расширяется в сцене проникновения машины времени в топос Москвы XVI века, когда к  покусу пристраивается покус палаты Иоанна Грозного. «В то же мгновение  свет в комнате Рейна ослабел, раздается удар колокола, вместо комнаты Михельсона вспыхивает сводчатая палата. Иоанн грозный, с посохом, в черной рясе, сидит и диктует, а под диктовку его пишет опричник в парчовой одежде, поверх  которой накинута ряса. Слышится где-то церковное складное пение и тягучий колокольный звон» (3, 386).

В комедиях «Блаженств» и «Иван Васильевич» взаимопроникновение

одного хронотока в другой становится композиционной основой, так как целью Булгакова было посмотреть и сравнить людей прошлого, настоящего и будущего в переломные моменты истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11) Яблоков Е.А. Художественный мир Булгакова.  М., 2001. — с.186


(12)Яблоков Е.А. Художественный мир  Булгакова. — М., 2001. — с.18б

В комедии «Блаженство», где Булгаков изображает людей XXIII века, он использует топос Сна, т. к. Булгаков изображает при помощи сна,   «действительность, развитие событий и персонажей». Так как изображенные им люди XXIII века еще не жили и это фантазия Булгакова, его вымысел, так как никто не знает какие будут люди в будущем.

В комедии «Иван Васильевич» Булгаков не выделяет топос Сна, так как цель Булгакова в этой комедии такая же, как и в «Блаженстве». Но теперь для сравнения он выбирает людей прошлого и настоящего. Поскольку ХVI век - прошлое, и о нем можно говорить, опираясь на подлинные документы и факты.  Поэтому в этой комедии Булгаков не использует топос Сна.

Булгаков в своих комедиях изображает государственный строй нашей страны в различные эпохи, пытается его оценивать. Так, изображая эпоху  Иоанна Грозного, время деспотии, Булгаков не случайно помещение дворца  Иоанна Грозного, в котором происходят события в XVI веке, даёт название «палата> (палатой называют комнаты в больнице, где лежат больные, и дворцовые покои, которые моглибыть, однако, названы Булгаковым и по-другому). Вероятно, Булгаков оценивает век деспотической власти Иоанна Грозного, как нездоровый период нашего государства.

Сравнив людей настоящего, прошлого и будущего, Булгаков приходит квыводу, что во все времена люди одинаковы. Во все времена людям свойственны положительные и отрицательные качества в характере.

Коммунальная квартира вообще оценивается Булгаковым «заведомо отрицательно»~~. В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» коммунальная квартира Рейна ( Тимофеева) — это окно в другие времена, эпохи. Поэтому пространство этой квартиры становится безграничным. Поэтому коммунальная квартира, в которой живет Рейн и Тимофеев оценивается Булгаковым отрицательно. Радаманов говорит о путниках: «Рацаманов. Трое свалились к нам из четвертого измерения» (3, 394). Здесь это «четвертое  измерение» имеет такое же значение, что и пятое измерение в «Мастере и  Маргарите»: т.е. Радаманов говорит о том, что в одинаковом пространстве  совмещены несколько измерений ( в данном случае в одном пространстве  существует несколько времен) поэтому стало возможным перемещаться из одного времени в другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(13) Яблоков Е.А. Художественный мир М. Булгакова — М 2001. — с.

Глава 2. Время в комедиях М.А. Булгакова « Блаженство» и  «Иван Васильевич»

 

В комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» лексические единицы, характеризующие художественное время, чаще встречаются в репликах героев. Действие в комедиях М.А. Булгакова проходит в трех временах: настоящем  (ХХ век), прошедшем (ХVI век) и будущем (ХХШ век). Но герои проводят в этих временных отрезках разное количество времени. Так, например, в комедии «Блаженство» герои проводят больше времени в будущем (ХХШ век), чем в настоящем, а тем более в прошедшем, т.е. основное действие комедии происходит в Москве будущего (в Блаженстве), где герои, перемещаясь из одной полосы в другую, испытывают «нравственные и душевные переживания». Рейна пытаются насильно оставить в XXIII веке и отобрать у него машину времени, а затем его, Буншу и Милославского пытаются запереть в больнице, приписывая им различные заболевания. Но кроме плохого, с героями происходят и хорошие события (Рейн знакомится с Авророй, влюбляется в неё, и она становится его женой и улетает с ним в ХХ век).

В комедии «Блаженство» герои находятся в настоящем только в начале 1-го акта ( до перемещения в прошлое), в середине 1 акта (после перемещения в прошлое и до перемещения в будущее) и в конце 4 акта (после возвращения из Москвы XXIII века).

Самое короткое время герои проводят в комедии «Блаженство» (Рейн, Милославский и Бунша) в пошлом (XVI веке). Лишь из ХVI века в ХХ перемещается Иоанн Грозный, который мелькнул лишь на мгновение и убежал в страхе на чердак. Прошлое в комедии «Блаженство» возникает лишь в середине 1 акта и в конце 4 акта.

В комедии «Иван Васильевич» герои находятся примерно одинаковое количество времени и в настоящем и в прошлом.

В настоящем времени герои находятся в начале комедии. Здесь показаны  образы героев (Буншн, Тимофеева, Милославского). Во 2-м акте показана трансформация образа Иоанна Грозного, который из царя-деспота превращается в человека, занимающегося семейными и бытовыми неурядицами  Тимофеева.

Таким образом, можно сказать, что в пьесах «Блаженство» и «Иван

Васильевич» на 1-м месте стоит будущее (герои большее времени находятся в XXIII веке).

На 2-м месте можно расположить настоящее, а прошлое (XVI век) на 3-м месте.

В комедии Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич» образ города Москва — это показатель эпохи: XVI века ХХ века ХХШ века — со своими особенностями в государственном строе, языке, интерьере. Поэтому образ художественного времени надо рассматривать параллельно с образом художественного пространства.

В комедиях локусы, из которых герои перемещаются во времени, - это локус комнаты инженера Рейна (инженера Тимофеева) — Москва ХХ века, палаты Иоанна Грозного — Москва XVI века, покус террасы — Москва ХХШ века («Блаженство»). Каждый из этих фокусов отличается друг от друга  описанием.

Каждое время характеризуется в комедиях «Блаженство» и «Иван Васильевич» своим интерьером, своими представителями. Так, настоящее время характеризуется героями: Рейном (Тимофеевым), Милославским, Буншой, Михельсоном (Шпаком). Интерьером комнат Рейна (Тимофеева) и Михельсона (Шпака): «Московская квартира. Передняя с телефоном.<...>Комната Рейна в полном беспорядке. Рядом комната гражданина Михельсона, обильно меблированная. В комнате Рейна, на подставке, маленький механизм. Чертежи, инструмент <...> (3, 382). Также при описании квартиры, в которой живёт Тимофеев, говорится, что в передней находится «радиорупор». (3, 424).  Будущее характеризуется героями: Радамановым, Саввичем, Авророй. Интерьером центрального места, где происходит события, террасой в квартире Радаманова: «Та часть Москвы Великой, которая носит название Блаженство. На чудовищной высоте над землей громадная терраса с колоннадой. Мрамор. Сложная, но малозаметная и незнакомая нашему времени аппаратура < ...»> (3,390).

Прошлое характеризуется героями: царем Иоанном Грозным, дьяком, послом; интерьер палаты Иоанна Грозного: «<...> раздаётся удар колокола, <...> вспыхивает сводчатая палата. Иоанн Грозный, с посохом, в чёрной рясе, сидит и диктует, а под диктовку его пишет опричник в парчовой одежде, поверх которой накинута ряса. Слышится где-то церковное складное пение и тягучий колокольный звон». (3, 386).

В комедии Булгакова «на переднем плане соотношение идей, идеалов и их отсутствие».(14) B пьесах показано «воображаемое соотношение времен,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(14) Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова П М. А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени — М. 1988

обязательное для всех произведений Булгакова, <...> Выражено зримо, сюжетно»(15) Герон в комедиях проникают из настоящего ( Москвы начала XX  века) в прошлое ( эпоху Иоанна Грозного — XVI века) и будущее ( в Москву XXIII века — в Блаженство) и открывают прошлое и будущее в настоящем. «Время представлено здесь не только невластным и не то чтобы несущественным, а как бы вообще несуществующим, фикцией».(16)

Рейн в комедии «Блаженство» говорит: «Рейн. <...> как я вам объясню,

что время есть фикция, что не существует прошедшего и будущего ... Как я вам объясню идею о пространстве, например, может иметь пять  измерений?...»(3,386).

Рейн и Тимофеев создал машину времени, пытаясь таким образом уйти от того государственного строя, во время которого они живут. Они верят, что время — это «фикция, что нет ни прошлого, ни будущего», т.е. они считают, что время — это прямая, по которой можно перемещаться вправо и влево. Образ художественного времени тесно связан с образом художественного пространства. Перемещаясь из одного времени в другое, герои перемещаться из одного пространства в другое.

Целью Булгакова было вывести перед глазами читателей людей разных эпох (прошлого, настоящего и будущего) и сравнить их. Представить разные времена и показать чего больше — различий или сходства.

Булгаков, сравнив людей прошлого времени, настоящего и будущего времен, делает вывод, что люди во все времена и во все эпохи одинаковы. Им свойственны как положительные, так и отрицательные качества.

Информация о работе Время в комедиях М.А. Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич»