Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить взгляды К.Д. Ушинского на чтение детей.
Задачи исследования:
- изучить биографию великого русского педагога К.Д. Ушинского;
- рассмотреть важнейшие педагогические идеи Ушинского, связанные с воспитанием и обучением детей;
- исследовать особенности процесса обучения чтению по К.Д. Ушинскому;

Оглавление

Введение………………………………………………………………...
Глава 1. К.Д. Ушинский – учитель всех учителей…………………………..
1.1 Жизнь и деятельность К.Д. Ушинского…………………………...
1.2 Педагогические идеи Ушинского…………………………………
Глава 2. Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского…………..
2.1 К.Д. Ушинский об обучении детей чтению……………………...
2.2. Книги для чтения детей в наследии Ушинского…..…………….
Заключение……………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая Вопросы детского чтения в наследииУшинского.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Чудодейственное влияние нового педагога на поведение и учебу сирот возымело действие. Через год Ушинского повышают в должности и назначают инспектором классов. Однажды он обратил внимание на два больших шкафа, которые 20 лет стояли опечатанные, и что в них хранилось, никто не знал. Ушинский на свой страх и риск снял печати со шкафов и обнаружил в них то, что дало последний толчок в его поисках самого себя и своего места в этом мире [10, с.26].

В шкафах хранились бумаги Егора Осиповича Гугеля, бывшего инспектора Гатчинского института. О нем давно уже все забыли, а если и вспоминали, то не иначе как о «чудаке-мечтателе, человеке не в своем уме». К его шкафам никто не решался прикоснуться, как к зачумленным. Об этом человеке помнили только то, что он плохо кончил. Ушинский нашел там «полное собрание педагогических книг». Вот что писал он об этой своей находке, сыгравшей в его жизни большую роль: «Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и – Боже мой! - от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение. Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет проводить свои идеи в исполнение; но вдруг обстоятельства изменились, - и бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями. Недаром же после него закрыли и запечатали его опасное наследство. Разбирая эти книги, исписанные по краям одною и тою же мертвою рукою, я думал: лучше было бы, если бы он жил в настоящее время, когда уже научились лучше ценить педагогов и педагогические идеи» [11, с.42].

Никому не нужные бумаги, к которым по невежеству боялись притронуться и просто по лени не уничтожили, полностью поступили в распоряжение Ушинского. Ему в руки попало сокровище – полное и лучшее по тем временам собрание педагогической литературы. Читая бумаги умершего инспектора, Ушинский открывает свой путь в педагогику.

Он пишет едва ли не лучшую свою статью «О пользе педагогической литературы». Все продуманное за много лет, все идеи и мысли, все вылилось в точные четкие формулировки, в глубокий пафос веры в народ. Статья имела огромный успех. Ушинский становится постоянным автором «Журнала для воспитания», публикуя статью за статьей и развивая свои взгляды на систему воспитания в России.

Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя. В это время русская школа переживала затянувшийся застой. Она была задавлена чиновниками от просвещения, видевшими в каждой новой идее проявление вольнодумства. Статьи Ушинского зачитывают до дыр, он становится известен, мнение его авторитетно [14, с.7].

В 1859 году его, уже известного педагога приглашают на должность инспектора классов Смольного института. К сожалению, в Смольном повторилась та же ситуация, что и в Ярославле. Сработал тот же алгоритм неприятия нового, с одной стороны, и тяги ко всему новому, с другой стороны.

Вокруг Ушинского сгруппировались лучшие педагогические силы института. При их поддержке молодому подвижнику удалось многое изменить в Смольном институте.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом [19, с.16].

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи классов был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию [19, с.17].

Несмотря на название Смольного «институт благородных девиц», в нем имелось отделение и для «неблагородных», для мещанских девиц. Основываясь на четких принципах своей педагогической системы – демократизации народного образования и народности воспитания, Ушинский уничтожил разделение на благородных и неблагородных и ввел совместное обучение для всех девиц. Кроме того, он ввел преподавание учебных предметов на русском языке. Он открыл специальный новый педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку именно специально педагогическую для работы в качестве воспитательниц.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Министром народного просвещения в это время был назначен адмирал Е. Путянин, которого Ушинский в одном из писем охарактеризовал так: «Все русское образование отдали в руки идиоту и бузуверу» [19, с.20]. В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

Нововведения не понравились институтским обскурантам. Разгорелся конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, обвинявшей Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, безбожничестве и даже аморальности. Но просто так, как раньше, в бытность его в Демидовском лицее, уволить Ушинского было нельзя. Слишком большую популярность приобрело его имя в России.

Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку. Фактически это было изгнание, длившееся 5 лет [9, с.22].

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей он написал задуманные уже давно «Детский Мир» и «Родное слово». Книги Ушинского были общедоступны не только по цене. Они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию. Впервые детям в глухих уездах в простых бревенчатых школах предлагали не зубрежку хором непонятных слов. Впервые им предлагали интересные и понятные рассказы и сказки. И эти рассказы были об известном и понятном им мире. О жизни природы, и мире животных [9, с.22].

Но Ушинский идет дальше. Он дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему «Родному Слову», имевшее благотворное и широчайшее влияние на русскую народную школу. Это его знаменитое «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Оно остается лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени, а до 1917 года выдержало 146 изданий.

Последние годы жизни Ушинский посвятил своему главному труду, «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Ушинский-философ подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе и, не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, вполне самостоятельно дает ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание. Труд этот остался неоконченным.

Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать как можно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет [28, с.75].

Таким образом, К.Д. Ушинский за свою сравнительно короткую жизнь сделал очень много. С первых и до последних дней жизни ему сопутствовали необыкновенные успехи и горькие разочарования. Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели – просвещению народа как необходимому условию процветания и прогресса своей родины. Он по праву считается создателем русской народной школы. На протяжении многих лет практической педагогической деятельности и исследования воспитательных система разных времен и народов, Ушинский наметил пути, продвигаясь которыми школа обрела прочные основы своего существования. Ушинский сформулировал теоретические принципы содержания образования, разработал методы развивающего обучения. Им созданы «Родное слово№ - учебник русского языка для первоначального обучения – и «Детский мир» – своеобразная энциклопедия элементарных, доступных пониманию ребенка знаний.  Эти книги и методические материалы к ним многие десятилетия служили незаменимыми пособиями для учителей и родителей в повседневной практике обучения и воспитания.

 

 

1.2 Педагогические идеи Ушинского.

К.Д. Ушинский намного опередил современную ему педагогику. Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде [12, с.18].

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология [12, с.18].

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [12, с.19].

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека – это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна. К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент [3, с.3].

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности [29, с.73].

Воспитание, особенно в детстве, в первые годы жизни ребенка – задача приоритетная. Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять восприятие, память, мышление, но не культивировать в нем нравственных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами окружающих людей. А между тем именно это и является задачей «гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому личных интересов» [29, с.74].

Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [25, с.105].

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример; 3) убеждение, которому он придавал очень большое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5) меры предупреждения и 6) поощрения и взыскания [27, с.37].

Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей, личность учителя, пример, окружающая среда, поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [3, с.3]. Эту идею более конкретно будет развивать в своих трудах известный педагог В.А.Сухомлинский.

Информация о работе Вопросы детского чтения в наследии К.Д. Ушинского